Напоминание

"Чудо шашки"


Автор: Стамикова Екатерина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Поедугинская школа-детский сад"
Населённый пункт: д. Поедуги, Пермский край, Суксунский район
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Чудо шашки"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поедугинская основная общеобразовательная школа»

Принято на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 1 от 31.08.2018 г.

Утверждаю:

Директор школы _______/Петухов В.В./

Приказ № 68 от 31.08.2018г.

Программа

кружка

«Чудо

шашки»

(11 -15

лет

)

Срок действия программы 1 год

Класс-5-8

Количество учеников-15 чел

Автор: Стамикова Е.В.,

учитель истории и обществознания

Поедуги,2018

Пояснительная записка

П р о гр а мма

« Ру с с к и е

ша шк и »

имеет

физкультурно-спортивную

направленность.

Интеллектуальная

игра

«шашки»

является

одним

из

наиболее

распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной,

народной игре посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и

профессий.

«Шашечная игра – мать шахматной, и достойная мать» - сказал

известный шахматист, второй чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер, который

неплохо играл и в шашки.

Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память,

воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный

расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в

шашки

развивает

усидчивость,

способность

сосредоточиться,

способность

предвидеть и находить нестандартные решения.

Новизна: программа

рассчитана

на

учеников

5

класса

и

учитывает

особенности

данного

возраста,

направлена

на

знакомство

детей

с

разными

видами шашек (стоклеточные, столбовые, обратные),ходов

и обучение детей

игре в русские шашки.

Юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и

синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются

навыки

работы

с

книгой

источником

самостоятельной

исследовательской

работы, умение пользоваться справочной литературой.

На

занятиях

изучают

историю

и

теорию

шашечной

игры,

систематически приобретают опыт практической игры, выступая в различных

спортивных соревнованиях, знакомятся с организацией шашечного движения в

нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить

их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной

шашечной школы.

Известно,

что

в

игре

содержатся

значительные

и

во

многом

не

использованные резервы для целенаправленного формирования творчества и

воображения школьников. Игра в школьном возрасте, отмечал Л.С. Выготский,

«не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое

внутреннее продолжение в школьном обучении и труде».

Актуальность программы заключается также в использования шашечной

игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения

школьников. И при этом шашки наиболее доступные по форме, правилам и

скоротечности игры, поэтому они особенно востребованы у ребят.

Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельности

«

Русские

шашки»

рассчитана на 1 год

обучения

школьников 11 – 15 лет

и предусматривает

занятия по теории шашек, участие в турнирах. 35 часов. Один час в неделю.

Обучаясь по программе

«Русские шашки», ребята получат возможность

легче и быстрее адаптироваться в школьном коллективе, увереннее чувствовать

себя

в

группе,

научиться

выполнять

различные

роли

(лидера,

исполнителя,

критика), что позволит закрепить этические нормы общения и сотрудничества со

сверстниками и старшими.

Проговаривая и анализируя ход игры, отстаивая свой вариант, ребята учатся

слушать

и

понимать

друг

друга,

договариваться

о

правилах

общения

и

поведения

на

занятиях

и

вне.

Всё

это

эффективно

формирует

коммуникативные

качества

личности.

Спокойное

и

уверенное

общение,

интерес,

увлечение

позволяет

ориентироваться

в

своей

системе

знаний,

используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию и

главное преобразовывать информацию из одной формы в другую, тем самым

определяя

и

достигая

цель

деятельности

с

помощью

педагога,

предмета,

программы.

Цель программы: повышение умственной работоспособности учащихся и

формирование

социальной компетентности. Развить стойкий

интерес

к

занятиям шашками, научить квалифицированной игре.

Программа последовательно решает основные педагогические задачи:

- проведение здорового досуга и укрепление здоровья;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, чувство

товарищества и коллективизма;

- повышения спортивного мастерства;

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых

понятий и теоретических сведений по шашечной игре;

- развитие

интереса

к

самостоятельным

занятиям

физическими

упражнениями,

утренней

гимнастикой,

физкульминутками

и

подвижными

играми.

Задачи программы

Образовательные:

- овладение основами теории шашечной игры;

- обучение работе со специальной литературой;

Развивающие:

- развитие абстрактно-логического мышления, творческих способностей и

спортивного мастерства.

Воспитательные:

-

развитие

личных

качеств

“бойца”

выдумки,

изобретательности,

внимательности и активности, умения преодолевать препятствия, рассчитывать

заранее действия противника;

-

воспитание

дисциплинированности,

усидчивости,

умения

концентрировать внимание.

Основная форма проведения занятия – учебное занятие.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны

Знать:

- правила игры в русские шашки;

- ориентироваться в особенностях шашечной доски;

- нотацию, уметь записывать партию;

- важность шашек первого и второго ряда;

- 2-3 простейших дебюта.

уметь:

- проводить анализ позиции на один ход вперед;

- решать простейшие задачи: «2» х «2», «3» х «3», «4» х «4».

Принимать участие в тренировочных турнирах.

Способы проверки результативности.

1. Проведение тренировочных турниров на

знание детьми правил игры и

турнирной дисциплины (правила поведения, умение выслушать судью).

2. Участие в соревнованиях разного уровня.

Формы контроля:

- Анализ спортивных достижений учащихся.

- Решение композиций.

- Выполнение нормативных разрядных требований

- Участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах.

Планируемый результат.

Личностные результаты:

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

2) овладение навыками адаптации;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха:

5)

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации,

установление

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построение рассуждений;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою точку зрения и оценку событий:

7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

1)

знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные

фигуры;

Правильно

расставлять

фигуры

перед

игрой;

Сравнивать,

находить

общее

и

различие.

Уметь

ориентироваться

на

шахматной

доске.

Понимать

информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия

шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в

один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

2)

правила

хода

и

взятия

каждой

из

фигур,

«игра

на

уничтожение»,

превращение пешки.

Содержание разделов программы

1.

Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и

развитии личности. Особенности психологической подготовки юного

шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о

возникновении шашек.

2.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры

по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение

подвижности

фигур.

Тренировочные

упражнения

по

закреплению

знаний о шахматной доске.

3.

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение

алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений

на выигрыш в различное количество ходов.

4.

Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в

шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная

квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5.

Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры

по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение

подвижности

фигур.

Тренировочные

упражнения

по

закреплению

знаний о шахматной доске.

6.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение,

связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение,

разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства,

уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых

позиций, содержащих тактические удары на определенную и на

неизвестную темы.

7.

Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация

успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.

8.

Игра «уголки».

9.

Игра «поддавки».

10.Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация

успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Учебно-тематический план

темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной

партии

4

2

2

4

Общие принципы

разыгрывания партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и

особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «Уголки»

2

1

1

9

Игра «Поддавки»

2

1

1

10.

Подведение итогов года

2

2

Календарно – тематическое планирование

п/п

№ в

теме

Тема раздела

Кол-

во

часов

Дата

проведения

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

Место шашек в мировой культуре

5.09

2

2

Шахматная доска. Поля, линии, их

обозначение

12.09

Ходы и взятие фигур

4

3

1

Упражнения на выполнение ходов

пешками

19.09

4

2

Выполнение ходов пешками.

26.09

5

3

Дидактические игры по маршруту.

3.10

6

4

Упражнения по закреплению знаний

о шахматной доске.

10.10

Цель и результат шашечной

партии

4

7

1

Способы защиты.

17.10

8

2

Открытые и двойные ходы.

24.10,

9

3

Обучение алгоритму хода.

07.11

10

4

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

14.11

Общие принципы разыгрывание

партии

6

11

1

Понятие о шашечном турнире.

21.11

12

2

Правила поведения при игре в

шашечных турнирах.

28.11

13

3

Правила поведения в соревнованиях.

5.12

14

4

Спортивная квалификация.

12.12

15

5

Анализ учебных партий.

19.12

16

6

Игровая практика.

26.12

Особенности хода «дамки»

2

17

1

Упражнения на выполнение ходов

дамкой.

16.01

18

2

Упражнения на выполнение ходов

дамкой.

23.01

Тактические приемы и

особенности их применения

8

19

1

Слабость крайней горизонтали.

30.01

20

2

Двойной удар, открытое нападение.

6.02,

21

3

Связка, виды связок и защита от неё.

13.02

22

4

Завлечение, отвлечение, разрушение

пешечного перекрытия.

20.02,

23

5

Освобождение пространства,

уничтожение защиты.

27.02

24

6

Понятие о комбинации.

6.03

25

7

Решение тестовых позиций.

13.03

26

8

Решение тестовых позиций.

20.03

Шашечный турнир

2

27

1

Показательные выступления

4.04

опытных спортсменов

28

2

Презентация успехов юных

шашистов.

11.04

Игра «уголки»

2

29

1

Игра «уголки»

18.04

30

2

Игра «уголки»

25.04

Игра «поддавки»

2

31

1

Игра «поддавки»

2.05

32

2

Игра «поддавки»

16.05

Подведение итогов года

2

33

1

Показательные выступления

опытных спортсменов

23.05

34-

35

2-3

Презентация успехов юных

шашистов с родителями.

25.05

Список используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в

начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный

предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в

начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный

предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4



В раздел образования