Автор: Стамикова Екатерина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Поедугинская школа-детский сад"
Населённый пункт: д. Поедуги, Пермский край, Суксунский район
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Чудо шашки"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поедугинская основная общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от 31.08.2018 г.
Утверждаю:
Директор школы _______/Петухов В.В./
Приказ № 68 от 31.08.2018г.
Программа
кружка
«Чудо
шашки»
(11 -15
лет
)
Срок действия программы 1 год
Класс-5-8
Количество учеников-15 чел
Автор: Стамикова Е.В.,
учитель истории и обществознания
Поедуги,2018
Пояснительная записка
П р о гр а мма
« Ру с с к и е
ша шк и »
имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Интеллектуальная
игра
«шашки»
является
одним
из
наиболее
распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной,
народной игре посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и
профессий.
«Шашечная игра – мать шахматной, и достойная мать» - сказал
известный шахматист, второй чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер, который
неплохо играл и в шашки.
Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память,
воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный
расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в
шашки
развивает
усидчивость,
способность
сосредоточиться,
способность
предвидеть и находить нестандартные решения.
Новизна: программа
рассчитана
на
учеников
5
класса
и
учитывает
особенности
данного
возраста,
направлена
на
знакомство
детей
с
разными
видами шашек (стоклеточные, столбовые, обратные),ходов
и обучение детей
игре в русские шашки.
Юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и
синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются
навыки
работы
с
книгой
–
источником
самостоятельной
исследовательской
работы, умение пользоваться справочной литературой.
На
занятиях
изучают
историю
и
теорию
шашечной
игры,
систематически приобретают опыт практической игры, выступая в различных
спортивных соревнованиях, знакомятся с организацией шашечного движения в
нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить
их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной
шашечной школы.
Известно,
что
в
игре
содержатся
значительные
и
во
многом
не
использованные резервы для целенаправленного формирования творчества и
воображения школьников. Игра в школьном возрасте, отмечал Л.С. Выготский,
«не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое
внутреннее продолжение в школьном обучении и труде».
Актуальность программы заключается также в использования шашечной
игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения
школьников. И при этом шашки наиболее доступные по форме, правилам и
скоротечности игры, поэтому они особенно востребованы у ребят.
Рабочая
программа
по
внеурочной
деятельности
«
Русские
шашки»
рассчитана на 1 год
обучения
школьников 11 – 15 лет
и предусматривает
занятия по теории шашек, участие в турнирах. 35 часов. Один час в неделю.
Обучаясь по программе
«Русские шашки», ребята получат возможность
легче и быстрее адаптироваться в школьном коллективе, увереннее чувствовать
себя
в
группе,
научиться
выполнять
различные
роли
(лидера,
исполнителя,
критика), что позволит закрепить этические нормы общения и сотрудничества со
сверстниками и старшими.
Проговаривая и анализируя ход игры, отстаивая свой вариант, ребята учатся
слушать
и
понимать
друг
друга,
договариваться
о
правилах
общения
и
поведения
на
занятиях
и
вне.
Всё
это
эффективно
формирует
коммуникативные
качества
личности.
Спокойное
и
уверенное
общение,
интерес,
увлечение
позволяет
ориентироваться
в
своей
системе
знаний,
используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию и
главное преобразовывать информацию из одной формы в другую, тем самым
определяя
и
достигая
цель
деятельности
с
помощью
педагога,
предмета,
программы.
Цель программы: повышение умственной работоспособности учащихся и
формирование
социальной компетентности. Развить стойкий
интерес
к
занятиям шашками, научить квалифицированной игре.
Программа последовательно решает основные педагогические задачи:
- проведение здорового досуга и укрепление здоровья;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, чувство
товарищества и коллективизма;
- повышения спортивного мастерства;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых
понятий и теоретических сведений по шашечной игре;
- развитие
интереса
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями,
утренней
гимнастикой,
физкульминутками
и
подвижными
играми.
Задачи программы
Образовательные:
- овладение основами теории шашечной игры;
- обучение работе со специальной литературой;
Развивающие:
- развитие абстрактно-логического мышления, творческих способностей и
спортивного мастерства.
Воспитательные:
-
развитие
личных
качеств
“бойца”
–
выдумки,
изобретательности,
внимательности и активности, умения преодолевать препятствия, рассчитывать
заранее действия противника;
-
воспитание
дисциплинированности,
усидчивости,
умения
концентрировать внимание.
Основная форма проведения занятия – учебное занятие.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
- правила игры в русские шашки;
- ориентироваться в особенностях шашечной доски;
- нотацию, уметь записывать партию;
- важность шашек первого и второго ряда;
- 2-3 простейших дебюта.
уметь:
- проводить анализ позиции на один ход вперед;
- решать простейшие задачи: «2» х «2», «3» х «3», «4» х «4».
Принимать участие в тренировочных турнирах.
Способы проверки результативности.
1. Проведение тренировочных турниров на
знание детьми правил игры и
турнирной дисциплины (правила поведения, умение выслушать судью).
2. Участие в соревнованиях разного уровня.
Формы контроля:
- Анализ спортивных достижений учащихся.
- Решение композиций.
- Выполнение нормативных разрядных требований
- Участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах.
Планируемый результат.
Личностные результаты:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению;
2) овладение навыками адаптации;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха:
5)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации,
установление
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построение рассуждений;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий:
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
1)
знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные
фигуры;
Правильно
расставлять
фигуры
перед
игрой;
Сравнивать,
находить
общее
и
различие.
Уметь
ориентироваться
на
шахматной
доске.
Понимать
информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в
один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
2)
правила
хода
и
взятия
каждой
из
фигур,
«игра
на
уничтожение»,
превращение пешки.
Содержание разделов программы
1.
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и
развитии личности. Особенности психологической подготовки юного
шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о
возникновении шашек.
2.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры
по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения
по
закреплению
знаний о шахматной доске.
3.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение
алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений
на выигрыш в различное количество ходов.
4.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в
шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная
квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры
по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения
по
закреплению
знаний о шахматной доске.
6.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение,
связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение,
разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства,
уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых
позиций, содержащих тактические удары на определенную и на
неизвестную темы.
7.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация
успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.
8.
Игра «уголки».
9.
Игра «поддавки».
10.Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация
успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Учебно-тематический план
№
темы
Количество часов
Всего
Теория
практика
1
Шахматная доска и фигуры
2
1
1
2
Ходы и взятие фигур
4
2
2
3
Цель и результат шашечной
партии
4
2
2
4
Общие принципы
разыгрывания партии
6
2
4
5
Особенности хода «дамки»
2
1
1
6
Тактические приемы и
особенности их применения
8
2
6
7
Шашечный турнир
2
2
8
Игра «Уголки»
2
1
1
9
Игра «Поддавки»
2
1
1
10.
Подведение итогов года
2
2
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
№ в
теме
Тема раздела
Кол-
во
часов
Дата
проведения
Шахматная доска и фигуры
2
1
1
Место шашек в мировой культуре
5.09
2
2
Шахматная доска. Поля, линии, их
обозначение
12.09
Ходы и взятие фигур
4
3
1
Упражнения на выполнение ходов
пешками
19.09
4
2
Выполнение ходов пешками.
26.09
5
3
Дидактические игры по маршруту.
3.10
6
4
Упражнения по закреплению знаний
о шахматной доске.
10.10
Цель и результат шашечной
партии
4
7
1
Способы защиты.
17.10
8
2
Открытые и двойные ходы.
24.10,
9
3
Обучение алгоритму хода.
07.11
10
4
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
14.11
Общие принципы разыгрывание
партии
6
11
1
Понятие о шашечном турнире.
21.11
12
2
Правила поведения при игре в
шашечных турнирах.
28.11
13
3
Правила поведения в соревнованиях.
5.12
14
4
Спортивная квалификация.
12.12
15
5
Анализ учебных партий.
19.12
16
6
Игровая практика.
26.12
Особенности хода «дамки»
2
17
1
Упражнения на выполнение ходов
дамкой.
16.01
18
2
Упражнения на выполнение ходов
дамкой.
23.01
Тактические приемы и
особенности их применения
8
19
1
Слабость крайней горизонтали.
30.01
20
2
Двойной удар, открытое нападение.
6.02,
21
3
Связка, виды связок и защита от неё.
13.02
22
4
Завлечение, отвлечение, разрушение
пешечного перекрытия.
20.02,
23
5
Освобождение пространства,
уничтожение защиты.
27.02
24
6
Понятие о комбинации.
6.03
25
7
Решение тестовых позиций.
13.03
26
8
Решение тестовых позиций.
20.03
Шашечный турнир
2
27
1
Показательные выступления
4.04
опытных спортсменов
28
2
Презентация успехов юных
шашистов.
11.04
Игра «уголки»
2
29
1
Игра «уголки»
18.04
30
2
Игра «уголки»
25.04
Игра «поддавки»
2
31
1
Игра «поддавки»
2.05
32
2
Игра «поддавки»
16.05
Подведение итогов года
2
33
1
Показательные выступления
опытных спортсменов
23.05
34-
35
2-3
Презентация успехов юных
шашистов с родителями.
25.05
Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в
начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный
предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в
начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный
предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4