Напоминание

"Возможности уроков информатики в формировании творческих способностей младшего школьника"


Автор: Высоцкая Марина Евгеньевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Возможности уроков информатики в формировании творческих способностей младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Составила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22, Высоцкая М.Е.

На данном этапе социальный заказ школе провозглашает создание

возможностей для полного проявления и развития способностей каждого

учащегося. Управление современными технологиями производства требует

воспитания

высокоинтеллектуальной

личности,

стремящейся

к

самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Информатика в

начальной школе – это особый предмет, в ходе изучения которого младшие

школьники целенаправленно осваивают информационные знания и умения,

приёмы

и

способы

работы

с

различными

источниками

информаций,

необходимых

для

освоения

различных

областей.

Уроки

информатики

способствуют

становлению

интеллектуальной

компетентности

учащихся

через

расширение

понятийного

опыта

личности,

получают

навыки

самостоятельного

поиска

и

обработки

материала,

проявляя

творчество.

Уроки

информатики

активно

побуждают

формирование

теоретического

мышления

младших

школьников

через

овладение

основными

мыслительными

операциями,

такими

как

анализ,

синтез,

сравнение,

классификация, обобщение. Это формирует умение последовательно, четко и

непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в

виде

последовательности

простых

действий.

Процесс

интеллектуального

развития должен строиться на основных понятиях пропедевтического курса

информатики,

таких

как

«информация»

и

«информационные

процессы»,

«алгоритм» и «исполнитель», «модель» и «моделирование», «компьютер» и

др. [1,4,5].

Такой

подход

в

педагогике

не

случаен,

т.к.

понятийное

мышление

рассматривается

в

качестве

высшей

стадии

интеллектуального

развития,

способствующего

развитию

творческих

способностей.

Интеллектуальная

способность

является

основной

в

развитии

творческих

способностей.

Пропедевтический

курс

информатики

позволяет

использовать

на

уроках

знания,

полученные

на

других

уроках,

обобщая

и

развивая

эти

знаний

школьника, его творческих способностей с информационной точки зрения [7,

116с].

Освоение информатики формирует основные приёмы умственной

деятельности

(анализ,

синтез,

сравнение,

классификация

обобщение,

ограничение),

которые

являются

необходимыми

компонентами

развития

творческих

способностей

[3,

82с].

Кроме

того,

обучение

проводится

быстрыми

темпами

на

высоком

уровне

трудности,

в

том

числе

с

применением ИКТ; производя переход от реальных объектов к их моделям;

демонстрируя и моделируя реальные процессы. Это и развивает творческие

способности, фантазию, воображение младшего школьника. Как школьник

перерабатывает информации, решает задачи с использованием ЭВМ, следует

алгоритму позволяет определить не только уровень усвоения содержания

информатики

учащимися,

но

и

его

индивидуальные

интеллектуальные

возможности, творческий потенциал.

В

работах

К.В.Зобковой,

В.А.Далингера,

Т.Ф.Кириченко,

Е.И.Лященко

З.И.Новосольцевой

определена

система

упражнений,

направленная

на

развитие

основных

показателей

творческих

способностей

в

процессе

формирования понятий начального курса информатики [7, 268с]:

1.Формирование научных понятий у учащихся.

2. Развитие логического стиля мышления.

3. Развитие теоретического мышления.

4. Развитие творческого мышления.

Данная

система

упражнений

позволит

реализовать

цели

и

задачи

обучения

информатики,

будет

способствовать

активному

развитию

определённых

видов

мышления:

системного,

алгоритмического

и

формального. В процессе обучения информатике также происходит развитие

потребности

учащихся

к

познанию,

самостоятельности,

развиваются

духовные

способности

и

формируется

общая

информационная

культура

младшего

школьника.

Развитие

творческих

способностей

на

уроках

информатики

возможно

лишь

в

процессе

усвоения

и

практического

применения специальных знаний, умений и навыков [8, 84с].

Успешному

решению

творческих

задач

способствует

активизация

познавательной

деятельности

ученика,

эмоционально-интеллектуальной

структуры

личности.

Вот

почему

в

процессе

обучения

информатике

необходимо

систематически

возбуждать,

развивать

и

укреплять

познавательный интерес учащихся, повышать качество воспитания [3, 83с].

Психологи

А.Н.Леонтьев,

Б.М.Теплов

отмечают,

что

под

способностями

обычно

понимают

такие

индивидуальные

особенности,

которые

могут

объяснить лёгкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Творческие

способности в области информационных технологий можно представить, как

сочетание способностей, от взаимодействия которых зависит успех работы в

этой области. Сближение понятий «творческие способности» и «психические

свойства»

даёт

возможность

формирования,

организованного

развития

и

воспитания творческих способностей путём педагогического воздействия на

психические

свойства

личности

младшего

школьника.

Это

означает,

что

творческие способности к информационным технологиям, развитие которых

зависит

как

от

индивидуальных

психических

и

физиологических

свойств

личности,

так

и

от

характера

информационных

технологий,

в

процессе

которых происходит развитие этих качеств, есть, прежде всего, результат

развития и совершенствования психических свойств, их целенаправленного

воспитания

во

время

обучения

[3,

6].

Сближая

эти

понятия,

психологи

отмечают

некоторую

первичность

психических

свойств

по

отношению

к

способностям. У младших школьников склонности и способности совпадают

и

развиваются

параллельно.

Развивая

склонности

ребёнка

к

информационным технологиям, мы развиваем его интерес к ним, умение

анализировать,

сравнивать,

рассуждать,

т.е.

логически

мыслить.

Задатки

являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей [2,9с].

Таким

образом,

уроки

информатики

способствуют

формированию

творческих

способностей

младших

школьников,

их

интеллектуальному

развитию.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.

– Ростов-на-Дону, 1983.

2.Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психол.

очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

3.Дебердеева

С.Г.

Развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

младших

школьников

на

уроках

информатики

//

Информатика

и

образование, 2003. - №10. – с. 80-87.

4.Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические

основы. – Саратов: СГУ, 1990.

5.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Задания

для самостоятельной работы детей. – М.: Новая школа, 1996. – 384с.

6.Ростовцев

Н.Н.,

Тереньтьев

А.Е.

Развитие

творческих

способностей

на

занятиях рисованием: Учеб. пособие для ст-тов худож. -граф. фак. пед.ин-тов.

– М.: Просвещение, 1987. – 167 с., ил.

7.Симонович

С.В.,

Евсеев

Г.А.Занимательное

программирование:

Delphi.

Книга для детей, учителей, родителей. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2001. – 368 с.

8.Федяинова Н.В. Развитие креативного мышления на уроках информатики в

начальной школе // Проблемы обучения информатике и информатизации

учебного процесса: Сборник трудов научнопрактической конференции (23–24

марта 2006 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С. 81–87.



В раздел образования