Автор: Высоцкая Марина Евгеньевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Возможности уроков информатики в формировании творческих способностей младшего школьника"
Раздел: начальное образование
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Составила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22, Высоцкая М.Е.
На данном этапе социальный заказ школе провозглашает создание
возможностей для полного проявления и развития способностей каждого
учащегося. Управление современными технологиями производства требует
воспитания
высокоинтеллектуальной
личности,
стремящейся
к
самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Информатика в
начальной школе – это особый предмет, в ходе изучения которого младшие
школьники целенаправленно осваивают информационные знания и умения,
приёмы
и
способы
работы
с
различными
источниками
информаций,
необходимых
для
освоения
различных
областей.
Уроки
информатики
способствуют
становлению
интеллектуальной
компетентности
учащихся
через
расширение
понятийного
опыта
личности,
получают
навыки
самостоятельного
поиска
и
обработки
материала,
проявляя
творчество.
Уроки
информатики
активно
побуждают
формирование
теоретического
мышления
младших
школьников
через
овладение
основными
мыслительными
операциями,
такими
как
анализ,
синтез,
сравнение,
классификация, обобщение. Это формирует умение последовательно, четко и
непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в
виде
последовательности
простых
действий.
Процесс
интеллектуального
развития должен строиться на основных понятиях пропедевтического курса
информатики,
таких
как
«информация»
и
«информационные
процессы»,
«алгоритм» и «исполнитель», «модель» и «моделирование», «компьютер» и
др. [1,4,5].
Такой
подход
в
педагогике
не
случаен,
т.к.
понятийное
мышление
рассматривается
в
качестве
высшей
стадии
интеллектуального
развития,
способствующего
развитию
творческих
способностей.
Интеллектуальная
способность
является
основной
в
развитии
творческих
способностей.
Пропедевтический
курс
информатики
позволяет
использовать
на
уроках
знания,
полученные
на
других
уроках,
обобщая
и
развивая
эти
знаний
школьника, его творческих способностей с информационной точки зрения [7,
116с].
Освоение информатики формирует основные приёмы умственной
деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
классификация
обобщение,
ограничение),
которые
являются
необходимыми
компонентами
развития
творческих
способностей
[3,
82с].
Кроме
того,
обучение
проводится
быстрыми
темпами
на
высоком
уровне
трудности,
в
том
числе
с
применением ИКТ; производя переход от реальных объектов к их моделям;
демонстрируя и моделируя реальные процессы. Это и развивает творческие
способности, фантазию, воображение младшего школьника. Как школьник
перерабатывает информации, решает задачи с использованием ЭВМ, следует
алгоритму позволяет определить не только уровень усвоения содержания
информатики
учащимися,
но
и
его
индивидуальные
интеллектуальные
возможности, творческий потенциал.
В
работах
К.В.Зобковой,
В.А.Далингера,
Т.Ф.Кириченко,
Е.И.Лященко
З.И.Новосольцевой
определена
система
упражнений,
направленная
на
развитие
основных
показателей
творческих
способностей
в
процессе
формирования понятий начального курса информатики [7, 268с]:
1.Формирование научных понятий у учащихся.
2. Развитие логического стиля мышления.
3. Развитие теоретического мышления.
4. Развитие творческого мышления.
Данная
система
упражнений
позволит
реализовать
цели
и
задачи
обучения
информатики,
будет
способствовать
активному
развитию
определённых
видов
мышления:
системного,
алгоритмического
и
формального. В процессе обучения информатике также происходит развитие
потребности
учащихся
к
познанию,
самостоятельности,
развиваются
духовные
способности
и
формируется
общая
информационная
культура
младшего
школьника.
Развитие
творческих
способностей
на
уроках
информатики
возможно
лишь
в
процессе
усвоения
и
практического
применения специальных знаний, умений и навыков [8, 84с].
Успешному
решению
творческих
задач
способствует
активизация
познавательной
деятельности
ученика,
эмоционально-интеллектуальной
структуры
личности.
Вот
почему
в
процессе
обучения
информатике
необходимо
систематически
возбуждать,
развивать
и
укреплять
познавательный интерес учащихся, повышать качество воспитания [3, 83с].
Психологи
А.Н.Леонтьев,
Б.М.Теплов
отмечают,
что
под
способностями
обычно
понимают
такие
индивидуальные
особенности,
которые
могут
объяснить лёгкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Творческие
способности в области информационных технологий можно представить, как
сочетание способностей, от взаимодействия которых зависит успех работы в
этой области. Сближение понятий «творческие способности» и «психические
свойства»
даёт
возможность
формирования,
организованного
развития
и
воспитания творческих способностей путём педагогического воздействия на
психические
свойства
личности
младшего
школьника.
Это
означает,
что
творческие способности к информационным технологиям, развитие которых
зависит
как
от
индивидуальных
психических
и
физиологических
свойств
личности,
так
и
от
характера
информационных
технологий,
в
процессе
которых происходит развитие этих качеств, есть, прежде всего, результат
развития и совершенствования психических свойств, их целенаправленного
воспитания
во
время
обучения
[3,
6].
Сближая
эти
понятия,
психологи
отмечают
некоторую
первичность
психических
свойств
по
отношению
к
способностям. У младших школьников склонности и способности совпадают
и
развиваются
параллельно.
Развивая
склонности
ребёнка
к
информационным технологиям, мы развиваем его интерес к ним, умение
анализировать,
сравнивать,
рассуждать,
т.е.
логически
мыслить.
Задатки
являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей [2,9с].
Таким
образом,
уроки
информатики
способствуют
формированию
творческих
способностей
младших
школьников,
их
интеллектуальному
развитию.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
– Ростов-на-Дону, 1983.
2.Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психол.
очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3.Дебердеева
С.Г.
Развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
младших
школьников
на
уроках
информатики
//
Информатика
и
образование, 2003. - №10. – с. 80-87.
4.Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические
основы. – Саратов: СГУ, 1990.
5.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Задания
для самостоятельной работы детей. – М.: Новая школа, 1996. – 384с.
6.Ростовцев
Н.Н.,
Тереньтьев
А.Е.
Развитие
творческих
способностей
на
занятиях рисованием: Учеб. пособие для ст-тов худож. -граф. фак. пед.ин-тов.
– М.: Просвещение, 1987. – 167 с., ил.
7.Симонович
С.В.,
Евсеев
Г.А.Занимательное
программирование:
Delphi.
Книга для детей, учителей, родителей. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2001. – 368 с.
8.Федяинова Н.В. Развитие креативного мышления на уроках информатики в
начальной школе // Проблемы обучения информатике и информатизации
учебного процесса: Сборник трудов научнопрактической конференции (23–24
марта 2006 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С. 81–87.