Автор: Гайдук Гельсине Хасиятулловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Канаш Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Умножение одночленов
Раздел: среднее образование
Класс: 7б. Тема урока: Умножение одночленов.
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Учебник: Ш.А. Алимов, Ю.М Колягин, Ю.В. Сидоров
Алгебра, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Ю.М.
Колягина, Москва, «Просвещение», 2016.
Цель урока: дать понятие и создать условия для освоения обучающимися материала по
теме "Умножение одночленов".
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить знание учащимися понятий: одночлен, коэффициент и степень
одночлена;
отработать умения систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным
показателем; закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований
выражений, содержащих степени с натуральным показателем;
повторить правила, вытекающие из основных свойств степеней;
формировать умение умножать одночлен на одночлен, используя правило
умножения степеней с одинаковыми основаниями; систематизация знаний и
умений учащихся по данной теме.
закрепить знания учащихся при решении конкретных задач;
Развивающие:
обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для
развития мыслительных способностей;
способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения,
выделения главного;
способствовать развитию умения применять свойства степени к умножению
одночленов;
развивать интерес к предмету, развитие математического кругозора;
развивать умение самостоятельно выбирать способ решения.
Воспитательные:
воспитывать качества взаимовыручки;
учить сравнивать, делать выводы;
приучать учащихся пояснять свои решения, культуре записи;
воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Оборудование и средства обучения: раздаточный материал: карточки для
самостоятельной работы, карточки для самопроверки, жетоны.
Ход урока:
Перед началом урока проводим зарядку.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со слов одного великого
человека: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит,
что без них далеко не уедешь». А кто же он? Сейчас повторим свойства степени с
натуральным показателем и узнаем фамилию этого человека.
II. Повторение основных понятий темы (свойства степени с натуральным
показателем) (Работаем устно).
а) Задание: Расшифруйте имя человека, который сказал эту фразу. Для этого поставьте
результаты вычислений в порядке возрастания:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711–1765)
Историк, механик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл.
А.С. Пушкин
б) Найди ошибку, которую допустил ученик при выполнении заданий
(-3)
2
=-3∙ 3= -9
7
1
= 1
2
3
2
7
= 2
21
5
3
5
7
=25
10
(х
3
)
2
=х
9
2
30
: 2
10
= 2
3
(-х)
3
= х
3
в) В это время 3 ученика работают по карточкам:
1.Вычислите:
(
4
⋅
3
8
)
2
Ответы: е)2; н)6; в)2,25; р)
9
16
; о)
81
16
2.Вычислите:
6
2
−(−
8
)
2
.
Ответы: е)-28; н)28; в)100; р)-100; о)0.
3.Замените «?» степенью с основанием, а так, чтобы выполнялось равенство:
а
10
:?
=
а
6
.
Ответы: е)
а
5
/
3
; н
)
а
0
; в
)
а
1
р
)
а
4
; о
)
а
2
.
4.Найдите значение выражения:
7
8
7
⋅
7
5
.
Ответы: е)7; н)49; в)
7
3,
; р)1; о)0.
5. Упростите выражение:
х
10
:
(
х
10
: х
5
)
.
Ответы; е)
х
7
;
н)
х
−
4
; в
)
х
0
; р
)
х
−
5
; о
)
х
5
.
1. Упростите выражение:
( (
х
2
)
3
)
3
Ответы:
е
)
х
11
; н
)
х
6 ;
в
)
х
18
; р
)
х
54
; о
)
х
8
.
2. Представьте выражение в виде степени с основанием 2:(
16
2
)
3
.
Ответы:
е
)
2
24
; н
)
2
6
; в
)
2
12
р
)
2
8
; о
)
2
0
.
3. Представьте данное выражение в виде произведения:
х
н
+
6
.
Ответы:
е
)(
х
н
)
6
; н
)
х
н
+
х
6
; в
)
х
(
н
+
3
)
2
.
р
)
х
н
⋅
х
6
; о
)
х
(
х
+
2
)
3
.
4. Представьте произведение в виде степени:
36 а
2
в
4
.
Ответы:
е
)(
36 ав
)
2
; н
) (
6 ав
2
)
2
; в
)(
6 а
2
в
2
)
2
; р
)(
6 ав
)
2
; о
)
36
2
а
2
в
2
.
5. Найдите значение выражения:
27
2
⋅
9
4
81
2
.
Ответы: е)3
4
;н)27;в)9;р)3;о)
3
6
.
1. Представьте выражение в виде квадрата одночлена:
4 а
2
.
Ответы:
е
)(
а
)
2
; н
)(
4 а
)
2
; в
)(
2 а
)
2
; р
)
2
2
а ; о
)
2 а
2
.
2. Представьте одночлен в виде удвоенного произведения
6ав
Ответы:
е
)
2
⋅
3 ав ;н
)
2
⋅
6 ав ; в
)(
2 а
⋅
3 в
)⋅
2; р
)
6 ав ; о
)
2
(
6 ав
)
.
3. Запишите сумму квадратов чисел, а и в.
Ответы: е)
(
а
+
в
)
2
н
)
2 а
+
3 в ; в
)
2
(
а
+
в
)
; р
)
а
2
+
в
2
; о
)(
а
2
+
в
2
)
2
.
4. Замените * таким выражением, чтобы получилось равенство:
(
а
3
)
2
⋅¿=
а
24
.
Ответы:
е
)
а
4
; н
)
а
18
; в
)
а
24
/
9
; р
)
а
6
; о
)
а
1
.
5. Упростите выражение:
(
у
⋅
у
2
)
3
:
(
у
⋅
у
3
)
2
.
Ответы:
е
)
у
6
; н
)
у
9
; в
)
у
8
; р
)
у
17
; о
)
у
1
.
Примечание: если ученик правильно выполняет задание, у него должно получиться слово
«ВЕРНО»
г) Давайте повторим некоторые определения. Вам необходимо закончить
предложение:
Выражения, содержащие произведение чисел, переменных и их степеней называют…
(одночленами);
Произведение числового множителя, стоящего на первом месте, и степеней различных
переменных называют … (одночленом стандартного вида);
Числовой множитель в одночлене стандартного вида называется … (коэффициентом);
Сумму показателей степеней всех входящих в одночлен переменных называют …
(степенью одночлена).
д) Назовите коэффициент одночлена и определите его степень:
Задание индивидуально с последующей взаимопроверкой (Попробуй сам)
Одночлен Стандартный видКоэффициентСтепень
3х²
- 0,7 х у²
2а b²
-0,5 m² n³k
-3 m³n · 4m²
Вопрос: Как называются выражения, входящие в состав не приведенного выражения –
одночлены.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы привести это выражение, состоящее из двух одночленов
к стандартному виду? Перемножить их.
III. Введение новой темы:
Итак, открыли тетради, записали число и запишем тему сегодняшнего урока: «Умножение
одночленов». Сегодня нам предстоит познакомиться с правилом умножения одночленов.
Мы с вами выведем алгоритм умножения одночленов (ребята, а что обозначает алгоритм в
информатике …) и закрепим полученные нами знания.
IV. Объяснение нового материала:
-15 m³n · 6m² =
При умножении одночленов получают одночлен, который обычно представляют в
стандартном виде.
Вопросы к классу:
Как можно решить этот пример? Какие правила вы при этом использовали?
Ответ. Сначала мы умножили числовые множители, а затем степени с одинаковыми
основаниями;
Вопрос. Как, по-вашему, что при этом получается?
Ответ: При этом получается одночлен; получили стандартный вид одночлена;
Вопрос. Вы сказали: «мы упростили», а как? Какие законы вы при этом использовали?
Ответ. Переместительный закон умножения: ab = ba; сочетательный закон умножения:
(ab)∙c=a∙(bc).
Давайте теперь вместе сформулируем правило умножения одночленов: Чтобы найти
произведение двух одночленов и более нужно:
Найти произведение числовых множителей;
Определить, какие переменные входят в одночлен, и записать их в алфавитном
порядке.
Найти и записать степени переменных.
Правило запишем в тетрадь.
VI. Закрепление пройденного материала
Предлагает выполнить №213 (2, 4)
VII. Самостоятельная работа:
(работа индивидуальная, дифференцированная с последующей проверкой)
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
-5yy
3
· 2y
-10y
5
0,5 x
2
y·(xy)
0,5x
3
y
2
-1,4x
9
y
9
2x y · 4xy
2
;
8x
2
y
3
-7 a
2
b
3
-4x
3
y
5
10a
2
b
2
·(-
1,2a
3
b
3
)
-12a
5
b
5
1000 x
8
y
2
72a
5
b
5
-6х
3
у
2
-2,5x
3
y
5
(2x)
2
· (-7x
7
y
3
)
-28x
9
y
3
VIII. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)
Впишите пропущенный множитель:
а) 1,2 а
3
b
2
· ( )= -4,8 a
4
b
9
б) ( ) · ( -3 х
9
у
7
) = 18 х
10
у
9
Домашнее задание:
повторить правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями и правило
возведения степени в степень;
Оценка «3»- выполнить №215,
Оценка «4»-№ 220,
Для того чтобы за домашнюю работу получить «5» выполнить творческое задание –
Найти дополнительную информацию о том, кто такой М.В. Ломоносов и
подготовить сообщение.
Х. Итоги урока:
Учитель: а теперь ребята продолжите предложение
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Какие затруднения испытывали…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
XI. Рефлексия
Какие чувства и мысли у вас появились после работы на уроке? Выберите из
предложенных смайликов тот, который соответствует вашему настроению после
пройденного урока. Если ваш смайлик «плачет», подойдите ко мне, я знаю, что надо
сделать, чтобы он улыбнулся…