Напоминание

"Азбука здоровья"


Автор: Андронова Тамара Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Советская СШ
Населённый пункт: П. Советский, Большемурашкинского района, Нижегородской области
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Азбука здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Советской средней общеобразовательной школы

Программа

внеурочной деятельности

младших школьников

«Азбука здоровья»

Автор: учитель высшей категории

начальных классов

Андронова Тамара Константиновна

п. Советский

Программа деятельности младших школьников

«Азбука здоровья»

Пояснительная записка

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение

здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание,

отсутствие

здорового

образа

жизни

во

многих

семьях,

неблагополучная

экологическая ситуация являются главными причинами нездоровья детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы,

отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.

Все это предполагает разработки и проведение мероприятий в целях

улучшения здоровья учащихся.

Настоящая программа предназначена для детей начальной школы. Она

разработана на основе программы «Здоровье и образование» и программы

Гладышевой О.С. «Уроки здоровья».

Программа

позволяет

дать

детям

представление

о

здоровье

и

ориентирована на

практическую деятельность и активность в вопросах

сохранения и поддержания здоровья и здорового образа жизни.

.Здоровый образ жизни должен формироваться

и на уроках (чтения,

природоведения, рисования и т. д.), и во внеурочное время. Внеклассные

мероприятия

нужно

продумывать

так,

чтобы

каждый

ребенок

активно

участвовал в программе праздника, соревнования, конкурса.

И очень важным моментом (поскольку формой обучения детей является

урок)

в

оздоровлении

школьного

климата

является

совершенствование

здоровьесберегающих

технологий

уроков.

Программа

ориентирует

на

широкое использование деятельностного подхода, опирается на активные

формы обучения, требует использования элементов тренинговой формы и

игровых ситуаций. В игре и через игровое общение у растущего человека

проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на

мир и адекватно воспринимать происходящее. Благотворно влияет на детей

воздействие природой, самовыражение личности посредством литературного

творчества, искусства, принцип оптимизма (ситуация успеха) и т. д.. Увидеть

красоту окружающего мира, как выражают эту красоту писатели, художники,

какими словами, красками, образами можно только тогда, когда человеку

комфортно, когда человек здоров. Ребенок должен постоянно ощущать себя

счастливым. Наша задача помочь ему в этом.

Аналитическое обоснование программы

Сегодня

в

ситуации

стремительного

роста

количества

инноваций

в

образовательных

учреждениях

неблагоприятно

сказывается

на

состоянии

здоровья

школьников.

Каждый

ребенок

имеет

индивидуальную

формулу

развития и имеет право на здоровьесберегающее сопровождение по своему

маршруту.

Система непрерывного образования и воспитания в области здоровья может

обеспечить

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей.

Такой

подход

способствует не только изменению отношения учеников к здоровью, но и к

процессу

обучения.

Отсюда

востребованность

здоровьесберегающих

технологий в обучении и воспитании детей.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного обучения,

имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку

все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи

педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны

занимать

важное

место

в

учебном

процессе.

Удовлетворяя

сильно

выраженную

естественную потребность детей в движениях, подвижные

игры,

спортивные

развлечения

имеют

большое

гигиеническое

и

воспитательное

значение.

Они

развивают

ловкость,

быстроту,

силу

и

выносливость.

Они

содействуют

воспитанию

у

учащихся

таких

ценных

качеств, как смелость, дисциплинированность, воля и настойчивость.

В классе есть дети из трудных семей, которые мало имеют представление о

личной гигиене, о правилах поведения, о здоровом образе жизни. Нужно

научить детей беречь и укреплять свое здоровье.

Анализируя

работу

в

этом

направлении

за

три

последних

года,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

воспитание

у

детей

бережного

отношения

к

здоровью, обучение нормам здорового образа жизни – это один из главных

путей в достижении успеха. Ведение « Паспорта здоровья» и «Портфолио»

учащихся наглядно показало результаты работы. Дети становились активнее

год от года, уровень тревожности снижался, а уровень школьной мотивации

возрастал.

Профилактика

наиболее

распространенных

заболеваний

дала

положительные

результаты.

Количество

пропущенных

по

болезни

дней

значительно снизилось (2 класс – 146 дней, 3 класс – 108 дней, 4 класс – 104

дня).

Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и

здоровый образ жизни - это регулярное воспитание культуры здоровья во

всех

его

аспектах:

физическом,

эмоциональном,

л и чн о с т н ом,

интеллектуальном, социальном.

Все эти аспекты здоровья и составляют духовность человека.

Исходя из всего сказанного, работу в этом направлении нужно продолжать.

На это и нацелена программа «Азбука здоровья».

Цель программы «Азбука здоровья»

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся,

создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников

отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в

достижении успеха.

Задачи

Обучающая: обучение детей нормам здорового образа жизни.

Воспитательная:

воспитание

у

детей

бережного

отношения

к

своему

здоровью и здоровью окружающих.

Оздоровительная:

укрепление

здоровья

учащихся,

содействие

физическому

развитию

школьников,

а

также

профилактика

наиболее

распространенных заболеваний.

Концептуальные основы программы

Современное общество, государство нуждается во всесторонне развитой,

здоровой, высоконравственной личности. Задача школы – помочь ребенку

стать

такой

личностью.

Поэтому

концептуальные

основы

программы

опираются на следующие принципы и идеи.

Программа базируется на следующих принципах

:

1 Принцип «Не навреди!»

2 Принцип непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса;

- сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности

учащихся;

3. Принцип цикличности.

- повторяющиеся занятия;

- улучшение подготовленности ребенка к каждому последующему этапу

обучения.

4. Принцип активного обучения

- использование активных форм и методов обучения (обучение в парах,

групповая работа, игровые технологии и т. д.)

5. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению

школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и

медицинских работников.

6. Принцип триединого представления о здоровье.

Неразрывное единство здоровья физического, психологического и

духовно-нравственного.

7. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое

здоровье и здоровье окружающих.

В основу программы положены

следующие идеи:

1.

Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей

человека

2.

Ориентирование на практические знания, практическую деятельность и

активность в вопросах сохранения и поддержания здоровья и здорового

образа жизни.

3.

Успех в жизни человека невозможен без сохранения физического,

психического и нравственного здоровья.

Механизм реализации программы

Данная программа предполагает совместную работу учащихся, родителей,

администрации школы, библиотеки, учреждений культуры. Воспитание

здорового образа жизни осуществляется на протяжении 4 лет начальной

школы по восходящей спирали, т.е. периодическое возвращение к

определенным темам на более высоком уровне. Используются разные методы

для достижения цели программы: беседы, родительские собрания,

праздники, нестандартные уроки, соревнования, прогулки, экскурсии и т. д.

Основные направления

и содержание программы

Направления

программы

Содержание деятельности

Формы работы

Диагностическая

работа

Диагностика физического, психического и

нравственного здоровья на каждом этапе

реализации программы.

Регулярная экспресс- диагностика

Ведение «Паспорта

здоровья»

Интервью,

таблицы, анкеты

Учебно-

воспитательная

работа

Соблюдение санитарно- гигиенических

норм учебно- воспитательного процесса.

Включение вопросов с определенной

валеологической направленностью в

учебно- воспитательный процесс.

Введение в учебно- воспитательную

деятельность школьников

здоровьесберегающих технологий на

основе деятельностного,

дифференцированного, индивидуального

подходов.

Работа «Школы здоровья».

Участие детей в спортивных

соревнованиях, в работе творческих

кружков.

Нормативные

документы

Содержание

уроков,

внеклассных

мероприятий.

Уроки активных

методов обучения,

нестандартные

уроки, арттерапия,

библиотерапия.

Уроки с

использованием

ИКТ, КТД класса и

школы.

Беседы, конкурсы,

исследовательская

работа,

путешествия, игры.

Спортивные

соревнования,

творческие

конкурсы,

Выявление и стимулирование активности

учащихся

концерты.

Портфолио

учащихся, матрица

воспитательной

работы класса.

Профилактическая

и коррекционная

работа

Контроль за прохождением учениками

медосмотра и определения их в группы

здоровья.

Корректировка рабочих мест учащихся.

Двигательная активность школьников.

Предупреждение травматизма детей.

Листок здоровья.

Посадочные места

за партами.

Физкультминутки

на уроках,

подвижные

перемены,

прогулки, игры на

воздухе.

Беседы,

инструктажи.

Научно-

исследовательская

работа

Внедрение в учебно- воспитательный

процесс новых технологий в области

здоровьесбережения.

Исследовательская деятельность

учащихся.

Воспитание познавательной активности

детей.

Конкурсы,

конференции

исследовательского

характера.

Олимпиады, неделя

начальной школы,

всевозможные

интеллектуальные

конкурсы (от

школьных до

Всероссийских).

Информационно-

просветительская

работа

Использование наглядной агитации:

- Расписание уроков, эмблема «Школы

здоровья», табель чистоты, сменная

информация (режим дня, правила личной

гигиены, правила общежития, ПДД и

т.д.)

- Корабль «Летучий» со своими

«обитателями-школьниками», песня

«Облака», план на месяц «Делу – время,

потехе – час», девиз «Свети всегда,

свети везде и путь найдешь к своей

мечте», правила классного коллектива.

- «Природа и мы» - информация о

временах года, об изменениях в живой и

неживой природе.

- Портфолио учащихся

- Личный пример учителя

Использование различных форм массовой

пропаганды здорового образа жизни.

«Уголок

Мойдодыра»

Уголок классного

коллектива

Стенд

Папки-накопители

Дни здоровья,

спортивные

соревнования

«Папа, мама и я –

спортивная семья»,

беседы с

учащимися и

родителями,

родительские

собрания,

праздники,

совместные с

родителями

походы, экскурсии,

прогулки и т. д.

Этапы реализации и содержание занятий

«Школы здоровья»

Реализовать содержание программы «Азбука здоровья» помогут занятия

«Школы здоровья». Проводятся они ежемесячно в форме классных часов.

1 этап (1 год обучения)

Цель: формировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться

выполнения элементарных правил гигиены.

Содержание деятельности 1 этапа «Уроки Мойдодыра».

-

Основные

правила

личной

гигиены:

умывание,

чистые

руки,

носовой

платок, чистые зубы, баня, душ.

- Правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воздуха,

воды, почвы.

Формы работы:

- праздник чистоты «В гостях у Мойдодыра»;

- практическое занятие «Как правильно умываться и чистить зубы»;

- работа с книгой «Загадки и пословицы о здоровье»;

- практическое занятие «Вот это стол, за ним едят»;

- беседа «Вредные привычки, мерзкие сестрички»;

- игры на свежем воздухе;

- конкурс хозяек «Дома делаем все сами»

- обсуждение ситуаций «Легко ли быть чистюлей»

- устный журнал «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

2 этап (2 год обучения)

Цель: формировать понятие о собственном организме и как уберечь себя от

опасностей.

Содержание деятельности 2 этапа «Мир вокруг

и я»

- Как устроен человек.

- Приспособление к условиям природы, закаливание организма, игры на

воздухе, как не попасть в беду.

- Как вести себя дома, на улице. Основные правила дорожного движения.

Формы работы:

- урок- беседа «Из чего мы сделаны»;

- конкурс рисунков «Береги природу»;

- К нам приехал Мойдодыр

- практическое занятие «Одеваюсь по погоде»;

- викторина «Ты и транспорт»;

- игра «Красный, желтый, зеленый»;

- устный журнал «Как медвежонок бросил курить»;

- игры на воздухе;

- обсуждение ситуаций «Как не попасть в беду»

- игра – соревнование «Безопасное колесо».

3 этап (3 год обучения)

Цель:

познакомить

детей

с

правилами

здорового

питания

и

гигиены

продуктов питания; формировать активный образ жизни.

Содержание деятельности 3 этапа «Зачем мы едим?»

-Основные

правила

здорового

питания:

сохранение

здорового

веса,

рациональное питание, гигиена продуктов питания.

-

Физическая

активность:

утренняя

зарядка,

подвижные

игры,

спорт,

физическая работа дома и в школе.

Формы работы:

- экскурсия на пришкольный участок «Веселый огород»;

- путешествие в страну «Витаминию»;

- беседа «Консерванты и здоровья»;

- спортивные соревнования «Веселые старты»;

- сбор материала «Бабушкины рецепты»;

- практическое занятие «Первая помощь при отравлениях»;

- игра «Я иду в магазин»;

- игры на воздухе;

- устный журнал «Ядовитые ягоды и грибы».

4 этап (4 год обучения)

Цель: познакомить детей с правилами общения

с другими людьми,

формировать умение управлять своими эмоциями.

Содержание деятельности 4 этапа «Познай себя»

- Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и

другими людьми.

- Твои чувства, эмоции и здоровье. Конфликты и здоровье. Как управлять

своими эмоциями.

Формы работы:

- беседа «Кто я?»

- игра «Мальчики и девочки»;

- беседа медицинского работника «Я уколов не боюсь»;

- урок вежливости «Замок рыцарей»;

- родительское собрание совместно с детьми «Я и родители»;

- сочинение «Я и друзья»;

- обсуждение ситуаций «Зло и добро»;

- беседа «Здоровье и общество»;

- праздник «Путешествие в страну «Здоровье»

Критерии и способы изучения

эффективности программы.

О благоприятном завершении оздоровления в младшем

возрасте можно говорить тогда, когда при окончании

начальной школы у ребенка сформированы:

- устойчивый интерес к познанию;

- потребность соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- умение соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах,

правила дорожного движения;

- способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим

людям, животным, природе;

- умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

- потребность в творческой деятельности.

В соответствии с данными критериями могут быть

использованы следующие методики изучения

результативности:

- методики для исследования развития познавательных процессов личности

младших школьников;

- социометрические методы;

- анкета «Мотивация к учению»;

- шкала цветового диапазона (эмоциональное состояние)

- анкета «Школьная тревожность»;

- изучение уровня воспитанности школьников

- карта «Мои увлечения»;

- данные «Паспорта здоровья»;

- анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного

учреждения»

Ожидаемые результаты:

1 уровень

Формирование отношения детей и родителей к своему здоровью как к

основному фактору успеха в жизни.

- увеличение уровня познавательной активности детей;

- возрастание уровня мотивации учебной деятельности учащихся;

- последовательное продвижение детей в учебном процессе.

2 уровень

Введение оптимального режима труда и отдыха.

- привлечение детей к занятиям в спортивных секциях, соревнованиях, в

творческих кружках;

- соблюдение режима дня;

- отсутствие случаев травматизма.

3 уровень

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья

детей.

- возрастание показателей физического развития;

- снижение уровня тревожности учащихся;

- адаптивность в микросоциальных отношениях.

- отсутствие случаев травматизма

Литература

1.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.»ВАКО», 2004.

2.

Гладышева О.С. «Уроки здоровья». НИРО, Н.Новгород, 1998.

3.

Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления

здоровья детей. М. «Сфера», 2005.

4.

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Курс занятий «Школа

докторов природы». М. «ВАКО», 2008г.

5.

Татарникова А.Г. Валеология. Основы безопасности ребенка. СПб.,

1997г.

6.

Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1996г.



В раздел образования