Автор: Андреева Алла Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное
Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего
профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Андреева Алла Юрьевна,
преподаватель высшей квалификационной категории,
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»,
город Нижневартовск,
Цивилизованность
общества
определяется
многими
критериями,
в
том
числе
и
отношением
его
к
людям
с
ограниченными
физическими
возможностями.
К
началу
1990
года
Россия
подписала
ряд
международных
Конвенций,
гарантирующих
права
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
образование. Государство закрепило свою обязанность в вопросах обеспечения
детей с особыми образовательными потребностями образованием и защиты прав
на протяжении всего жизненного пути.
Двадцать
первый
век
характеризуется
существенными
изменениями
в
профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Они направлены на расширение перечня доступных специальностей, повышение
уровня и улучшения качества профессионального образования в этой категории
обучающихся.
Система образования является той средой, с помощью которой создаются и
передаются образовательные ценности
и поддерживаются внутренние связи в
обществе.
Образование выполняет важную роль в становлении и развитии таких
отношений
в
обществе
и
государстве,
которое
нацелено
на
социальное
партнерство;
обеспечивает
лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
равные
с
другими
гражданами
возможности
в
реализации
гражданских,
экономических,
политических
и
других
прав
и
свобод,
основанных
на
общепринятых принципах и нормах международного права.
Термином
«лица
с
ограниченными
возможностями
здоровья»
принято
обозначать людей, имеющих широкий спектр нарушений в организме.
По данным Минтруда, в 2012 году детей-инвалидов насчитывалось 571,5
тысячи человек, в 2013 году их стало 582,2 тысячи человек, в 2014 году – 590,4
тысячи человек, в 2015 году – 612 тысяч человек. До недавнего времени их
обучение
и
воспитание
осуществлялось
преимущественно
в
специальных
коррекционных образовательных организациях,
что затрудняет их социальную
адаптацию
и
интеграцию.
Принципы
гуманизации
и
демократизации
образования, его адаптивности к уровню развития и особенностям обучающихся,
индивидуализации
и
дифференциации
обучения
как
основные
для
развития
системы отечественного образования.
Сфера
образования
при
соблюдении
определенных
условий
ее
проектирования
для
них
может
стать
«средой
возможностей»,
что
будет
способствовать решению ряда серьезных экономических и социальных проблем,
связанных с
обеспечением
для них трудоустройства, интеграции в социум,
независимой
жизни
и
одновременно
личностно-профессионального
роста
в
развитии творческого потенциала.
Профессиональное образование в системе социальной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья в России базируется на представлении о
том,
что
профессиональное
образование
инвалидов
выступает
в
качестве
важнейшего фактора их социальной реабилитации.
В
России инвалиды
имеют возможность получить
профессиональное
образование
разного
уровня,
то
есть
в
стране
имеются
профессиональные
учреждения, ведущие обучение лиц данной категории, которые гарантируют для
них
принципиальную
доступность
среднего,
высшего
и
дополнительного
послевузовского профессионального
образования.
Так
по РФ 16,7 тыс.
инвалидов обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, а
более чем в 300 вузах высшее профессиональное образование получают 17,5
тыс. инвалидов.
Доступность
профессионального образования всех уровней для лиц с
ограниченными возможностями
здоровья обеспечивается
образовательной
интеграцией, а так же
в условиях различной ведомственной принадлежности
образовательных учреждений.
Образовательная
интеграция
предполагает
образование
инвалидов
в
специализированных
учреждениях
среднего,
высшего
и
послевузовского
профессионального
образования.
Так
в
РФ
функционируют
42
специализированных учреждения начального, среднего образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, в которых ведется
обучение по 34
профессиям
начального
29
специальностям
среднего
профессионального
образования.
Так
существует
Курское
музыкальное училище для слепых,
Кисловодский
медицинский колледж для слепых, межрегиональный
центр
реабилитации
лиц
с
проблемами
слуха
(колледж),
расположенный
в
Санкт-
Петербурге.
И н т е г р а ц и о н н ы й
ва р и а н т
п ол у ч е н и я
и н ва л и д а м и
в ы с ш е г о
профессионального образования в РФ – открытый в 1990 году Государственный
специализированный институт искусств для инвалидов (Москва) и Московский
государственный социально-гуманитарный
институт.
В первом обучается 158
человек с глубоким нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата,
получающих
образование
по
широкому
кругу
специальностей
театрального
искусства.
Во
втором
обучаются
лица
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата на 5 факультетах (прикладная математика, информатика, издательское
дело
и
редактирование,
юриспруденция,
экономика)
по
обучению
инвалидов,
имеющих
нарушение
зрения
-
государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«Российский
государственный
педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);
по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих
нарушения
развития
разной
этиологии,
-
государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«Новосибирский
государственный технический университет»;
по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии,
по
педагогическим
специальностям
-
государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«Мо сковский
педагогический государственный университет».
В
РФ
существуют
и
другие
модели
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья: частичная образовательная интеграция, что связано с
комплектованием
специальных
групп
или
созданием
специализированных
учебных
подразделений
и
факультетов
для
инвалидов
в
профессионально-
образовательных
учреждениях общего назначения и полная
образовательная
интеграция. Полная образовательная интеграция выступает как оптимальная и
наиболее перспективная модель организации обучения лиц с ограниченными
возможности здоровья в системе профессионального образования.
Именно эта
модель получила к настоящему времени в России наибольшее распространение,
что
проявляется
применительно
ко
всем
уровням
профессионального
образования.
БУ
«Нижневартовский
медицинский
колледж»
также
принимает
на
обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа с такими
лицами
начинается
задолго
до
поступления
их
в
колледж
ч е р е з
профориентационную
работу.
Преподаватели
колледжа
знакомят
старшеклассников с особенностями профессии: медицинская сестра, акушерка,
фельдшер,
положительными
и
отрицательными
сторонами
перечисленных
профессий, особенностями учебного процесса, возможностями трудоустройства.
Старшеклассников
с ограниченными возможностями здоровья
знакомят с их
правами,
с
возможностями
выполнения
функциональных
обязанностей
профессий
медицинская
сестра,
фельдшер,
акушерка,
с
психолого-
педагогическим сопровождением учебного процесса при обучении профессии,
подсказывают
какие
медицинские
профессии
подходят
применительно
к
диагнозу, по поводу которого имеется инвалидность.
Нужно
объяснить
будущим
абитуриентам,
что
медицинские
профессии
связаны со здоровьем,
а иногда и с жизнью людей и если
ограниченные
возможности здоровья не позволяют выполнять функциональные обязанности по
профессии, то это может нести опасность пациентам.
В колледже регулярно проводятся
дни открытых дверей,
занимаются
медицинские классы.
Прием
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
БУ
«Нижневартовский
медицинский
колледж»
осуществляется
в
соответствии
с
Общим Порядком, установленным федеральным законодательством, законами и
иными нормативными правовыми актами для приема граждан в государственные
образовательные учреждения. Государственное образовательное учреждение не
вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на
обучение в связи с наличием у них таких ограничений.
Модель
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
колледже
-
полная
образовательная
интеграция.
Полная
образовательная
интеграция
выступает
как
оптимальная
и
наиболее
перспективная
модель
организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. И именно
данная модель получила в России наибольшее распространение, что проявляется
применительно ко всем уровням профессионального образования.
Работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья в БУ
«Нижневартовском медицинском колледже» строится на основе многочисленных
документов, регламентирующих отношение к ним.
В колледже получили и получают профессию многие лица с ограниченными
возможностями здоровья.
Лица с ограниченными возможностями здоровья
в БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
№
п/п
Название
заболевания
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1
Бронхиальная
астма
3
3
2
1
3
1
2
Эпилепсия
0
1
1
0
2
1
3
Сахарный
диабет
1
0
2
1
1
1
4
Слабослышащие
1
0
0
1
2
1
5
Слабовидящие
1
0
0
1
1
1
6
Нарушения
опорно-
двигательного
аппарата
0
0
0
0
1
0
В колледже инвалидов немного и возможности их здоровья достаточно
высоки.
Поэтому
мы
не
создаем
специальных
программ,
не
привлекаем
сурдопереводчиков, не создаем специальные центры.
Сопровождение
образовательного
процесса
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
организуется
в
соответствии
с
рекомендациями
службы
медико-социальной
экспертизы.
Сопровождение
привязано
к
структуре
образовательного
процесса,
определяется
его
целями,
построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль и
коррекцию
освоения образовательной программы студентами-инвалидами
и
лицами с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком
учебного процесса. Организационно-педагогическое
сопровождение включает:
контроль
за
посещаемостью
аудиторных
занятий;
помощь
в
организации
самостоятельной
работы в случае заболевания; организацию индивидуальных
консультаций для длительно отсутствующих студентов; обеспечение реализации
особого
порядка
освоения
дисциплины
«физическая
культура»;
мониторинг
текущего
контроля,
сдачи
зачетов,
экзаменов,
ликвидации
академических
задолженностей;
коррекцию
взаимодействия
преподаватель-студент-инвалид
в
учебном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-
инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.
Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида,
ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур,
психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Социальное
сопровождение
включает
совокупность
мероприятий,
сопутствующих образовательному процессу
и направленных на социальную
поддержку инвалидов при их обучении, включая содействие в решении бытовых
проблем,
социальных
выплат,
выделения
материальных
выплат,
создания
в
толерантной
социокультурной
среды,
необходимой
для
формирования
гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех
членов коллектива к общению и сотрудничеству, к
способности
толерантно
воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Таким образом, инклюзивное образование реализует конституционное право
инвалидов на образование.
Литература
1. Ежеквартальный бюллетень. Система реабилитационных услуг для людей
с ограниченными возможностями в Российской Федерации, №7, декабрь 2009.
2.
Жаворонков
Р.Н.
Сравнительно-правовой
анализ
федерального
законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и
Конвенции ООН о правах инвалидов, Научно-практическое пособие, Москва,
Издательство «Папирус», 2009.
3.
Вяхякуопус
Е.,
Кантор
В.З.
Социальная
реабилитация
инвалидов
с
нарушениями
сенсорной,
двигательной
и
интеллектуальной
сферы.
Учебно-
методический комплекс, Москва «Папирус», 2009.
4.
Зыкова
Т.С.
Профессиональное
образование
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья, Москва «Творческий центр», 2009.
5.
Зыкова
Т.С.
Романовская
М.Б.
Профессиональное
образование
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья, Москва ГБОУ СПО, 2013.