Напоминание

"Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Андреева Алла Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего

профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья

Андреева Алла Юрьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории,

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»,

город Нижневартовск,

Цивилизованность

общества

определяется

многими

критериями,

в

том

числе

и

отношением

его

к

людям

с

ограниченными

физическими

возможностями.

К

началу

1990

года

Россия

подписала

ряд

международных

Конвенций,

гарантирующих

права

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

образование. Государство закрепило свою обязанность в вопросах обеспечения

детей с особыми образовательными потребностями образованием и защиты прав

на протяжении всего жизненного пути.

Двадцать

первый

век

характеризуется

существенными

изменениями

в

профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Они направлены на расширение перечня доступных специальностей, повышение

уровня и улучшения качества профессионального образования в этой категории

обучающихся.

Система образования является той средой, с помощью которой создаются и

передаются образовательные ценности

и поддерживаются внутренние связи в

обществе.

Образование выполняет важную роль в становлении и развитии таких

отношений

в

обществе

и

государстве,

которое

нацелено

на

социальное

партнерство;

обеспечивает

лицам

с

ограниченными

возможностями

здоровья

равные

с

другими

гражданами

возможности

в

реализации

гражданских,

экономических,

политических

и

других

прав

и

свобод,

основанных

на

общепринятых принципах и нормах международного права.

Термином

«лица

с

ограниченными

возможностями

здоровья»

принято

обозначать людей, имеющих широкий спектр нарушений в организме.

По данным Минтруда, в 2012 году детей-инвалидов насчитывалось 571,5

тысячи человек, в 2013 году их стало 582,2 тысячи человек, в 2014 году – 590,4

тысячи человек, в 2015 году – 612 тысяч человек. До недавнего времени их

обучение

и

воспитание

осуществлялось

преимущественно

в

специальных

коррекционных образовательных организациях,

что затрудняет их социальную

адаптацию

и

интеграцию.

Принципы

гуманизации

и

демократизации

образования, его адаптивности к уровню развития и особенностям обучающихся,

индивидуализации

и

дифференциации

обучения

как

основные

для

развития

системы отечественного образования.

Сфера

образования

при

соблюдении

определенных

условий

ее

проектирования

для

них

может

стать

«средой

возможностей»,

что

будет

способствовать решению ряда серьезных экономических и социальных проблем,

связанных с

обеспечением

для них трудоустройства, интеграции в социум,

независимой

жизни

и

одновременно

личностно-профессионального

роста

в

развитии творческого потенциала.

Профессиональное образование в системе социальной реабилитации лиц с

ограниченными возможностями здоровья в России базируется на представлении о

том,

что

профессиональное

образование

инвалидов

выступает

в

качестве

важнейшего фактора их социальной реабилитации.

В

России инвалиды

имеют возможность получить

профессиональное

образование

разного

уровня,

то

есть

в

стране

имеются

профессиональные

учреждения, ведущие обучение лиц данной категории, которые гарантируют для

них

принципиальную

доступность

среднего,

высшего

и

дополнительного

послевузовского профессионального

образования.

Так

по РФ 16,7 тыс.

инвалидов обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, а

более чем в 300 вузах высшее профессиональное образование получают 17,5

тыс. инвалидов.

Доступность

профессионального образования всех уровней для лиц с

ограниченными возможностями

здоровья обеспечивается

образовательной

интеграцией, а так же

в условиях различной ведомственной принадлежности

образовательных учреждений.

Образовательная

интеграция

предполагает

образование

инвалидов

в

специализированных

учреждениях

среднего,

высшего

и

послевузовского

профессионального

образования.

Так

в

РФ

функционируют

42

специализированных учреждения начального, среднего образования для лиц с

ограниченными возможностями здоровья, в которых ведется

обучение по 34

профессиям

начального

29

специальностям

среднего

профессионального

образования.

Так

существует

Курское

музыкальное училище для слепых,

Кисловодский

медицинский колледж для слепых, межрегиональный

центр

реабилитации

лиц

с

проблемами

слуха

(колледж),

расположенный

в

Санкт-

Петербурге.

И н т е г р а ц и о н н ы й

ва р и а н т

п ол у ч е н и я

и н ва л и д а м и

в ы с ш е г о

профессионального образования в РФ – открытый в 1990 году Государственный

специализированный институт искусств для инвалидов (Москва) и Московский

государственный социально-гуманитарный

институт.

В первом обучается 158

человек с глубоким нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата,

получающих

образование

по

широкому

кругу

специальностей

театрального

искусства.

Во

втором

обучаются

лица

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата на 5 факультетах (прикладная математика, информатика, издательское

дело

и

редактирование,

юриспруденция,

экономика)

по

обучению

инвалидов,

имеющих

нарушение

зрения

-

государственное

образовательное

учреждение

высшего

профессионального

образования

«Российский

государственный

педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих

нарушения

развития

разной

этиологии,

-

государственное

образовательное

учреждение

высшего

профессионального

образования

«Новосибирский

государственный технический университет»;

по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии,

по

педагогическим

специальностям

-

государственное

образовательное

учреждение

высшего

профессионального

образования

«Мо сковский

педагогический государственный университет».

В

РФ

существуют

и

другие

модели

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья: частичная образовательная интеграция, что связано с

комплектованием

специальных

групп

или

созданием

специализированных

учебных

подразделений

и

факультетов

для

инвалидов

в

профессионально-

образовательных

учреждениях общего назначения и полная

образовательная

интеграция. Полная образовательная интеграция выступает как оптимальная и

наиболее перспективная модель организации обучения лиц с ограниченными

возможности здоровья в системе профессионального образования.

Именно эта

модель получила к настоящему времени в России наибольшее распространение,

что

проявляется

применительно

ко

всем

уровням

профессионального

образования.

БУ

«Нижневартовский

медицинский

колледж»

также

принимает

на

обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа с такими

лицами

начинается

задолго

до

поступления

их

в

колледж

ч е р е з

профориентационную

работу.

Преподаватели

колледжа

знакомят

старшеклассников с особенностями профессии: медицинская сестра, акушерка,

фельдшер,

положительными

и

отрицательными

сторонами

перечисленных

профессий, особенностями учебного процесса, возможностями трудоустройства.

Старшеклассников

с ограниченными возможностями здоровья

знакомят с их

правами,

с

возможностями

выполнения

функциональных

обязанностей

профессий

медицинская

сестра,

фельдшер,

акушерка,

с

психолого-

педагогическим сопровождением учебного процесса при обучении профессии,

подсказывают

какие

медицинские

профессии

подходят

применительно

к

диагнозу, по поводу которого имеется инвалидность.

Нужно

объяснить

будущим

абитуриентам,

что

медицинские

профессии

связаны со здоровьем,

а иногда и с жизнью людей и если

ограниченные

возможности здоровья не позволяют выполнять функциональные обязанности по

профессии, то это может нести опасность пациентам.

В колледже регулярно проводятся

дни открытых дверей,

занимаются

медицинские классы.

Прием

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

БУ

«Нижневартовский

медицинский

колледж»

осуществляется

в

соответствии

с

Общим Порядком, установленным федеральным законодательством, законами и

иными нормативными правовыми актами для приема граждан в государственные

образовательные учреждения. Государственное образовательное учреждение не

вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на

обучение в связи с наличием у них таких ограничений.

Модель

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

колледже

-

полная

образовательная

интеграция.

Полная

образовательная

интеграция

выступает

как

оптимальная

и

наиболее

перспективная

модель

организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. И именно

данная модель получила в России наибольшее распространение, что проявляется

применительно ко всем уровням профессионального образования.

Работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья в БУ

«Нижневартовском медицинском колледже» строится на основе многочисленных

документов, регламентирующих отношение к ним.

В колледже получили и получают профессию многие лица с ограниченными

возможностями здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья

в БУ «Нижневартовский медицинский колледж»

п/п

Название

заболевания

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

Бронхиальная

астма

3

3

2

1

3

1

2

Эпилепсия

0

1

1

0

2

1

3

Сахарный

диабет

1

0

2

1

1

1

4

Слабослышащие

1

0

0

1

2

1

5

Слабовидящие

1

0

0

1

1

1

6

Нарушения

опорно-

двигательного

аппарата

0

0

0

0

1

0

В колледже инвалидов немного и возможности их здоровья достаточно

высоки.

Поэтому

мы

не

создаем

специальных

программ,

не

привлекаем

сурдопереводчиков, не создаем специальные центры.

Сопровождение

образовательного

процесса

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

организуется

в

соответствии

с

рекомендациями

службы

медико-социальной

экспертизы.

Сопровождение

привязано

к

структуре

образовательного

процесса,

определяется

его

целями,

построением, содержанием и методами.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль и

коррекцию

освоения образовательной программы студентами-инвалидами

и

лицами с

ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком

учебного процесса. Организационно-педагогическое

сопровождение включает:

контроль

за

посещаемостью

аудиторных

занятий;

помощь

в

организации

самостоятельной

работы в случае заболевания; организацию индивидуальных

консультаций для длительно отсутствующих студентов; обеспечение реализации

особого

порядка

освоения

дисциплины

«физическая

культура»;

мониторинг

текущего

контроля,

сдачи

зачетов,

экзаменов,

ликвидации

академических

задолженностей;

коррекцию

взаимодействия

преподаватель-студент-инвалид

в

учебном процессе.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-

инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида,

ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур,

психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Социальное

сопровождение

включает

совокупность

мероприятий,

сопутствующих образовательному процессу

и направленных на социальную

поддержку инвалидов при их обучении, включая содействие в решении бытовых

проблем,

социальных

выплат,

выделения

материальных

выплат,

создания

в

толерантной

социокультурной

среды,

необходимой

для

формирования

гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех

членов коллектива к общению и сотрудничеству, к

способности

толерантно

воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Таким образом, инклюзивное образование реализует конституционное право

инвалидов на образование.

Литература

1. Ежеквартальный бюллетень. Система реабилитационных услуг для людей

с ограниченными возможностями в Российской Федерации, №7, декабрь 2009.

2.

Жаворонков

Р.Н.

Сравнительно-правовой

анализ

федерального

законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и

Конвенции ООН о правах инвалидов, Научно-практическое пособие, Москва,

Издательство «Папирус», 2009.

3.

Вяхякуопус

Е.,

Кантор

В.З.

Социальная

реабилитация

инвалидов

с

нарушениями

сенсорной,

двигательной

и

интеллектуальной

сферы.

Учебно-

методический комплекс, Москва «Папирус», 2009.

4.

Зыкова

Т.С.

Профессиональное

образование

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья, Москва «Творческий центр», 2009.

5.

Зыкова

Т.С.

Романовская

М.Б.

Профессиональное

образование

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья, Москва ГБОУ СПО, 2013.



В раздел образования