Напоминание

Технологическая карта урока "Прямоугольник. Площадь прямоугольника"


Автор: Голубева Алина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Прямоугольник. Площадь прямоугольника"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет ___математика_____________________________________ Класс ______5___________________

Базовый учебник Г.В. Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.: Просвещение, 2018

Тема урока: «Прямоугольник. Площадь прямоугольника»

Автор: Голубева А.С.

Цель урока: формировать представление о площади прямоугольника; познакомить учащихся с правилами нахождения площади

нестандартной фигуры и применением его при решении несложных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника, и фигур составленных из различных

прямоугольников; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою

точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь

фигуры составленной из прямоугольников. Решать задачи.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную

компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока : применение знаний и умений в новой ситуации.

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило нахождения площади фигуры через сумму и разность площадей прямоугольников;

-решают самостоятельно задачи;

-работают практически:

со схемой клумбы городского парка ;

со схемой садового участка;

-отвечают на вопросы;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал , электронная

презентация, выполненная в программе Power Point

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организа

ционный

этап

Создать

благоприятный

психологически

й настрой на

работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем

готовности класса

к уроку; организация

внимания; инструктаж

по работе с раздаточным

материалом.

Знакомство с

технологической

картой урока,

уточнение

критериев

оценки

2

Осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания

Прогнозирова

ние своей

деятельности

Умение

слушать и

вступать в

диалог

Умение

выделять

нравствен

ный

аспект

поведения

.

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

2

Актуализ

ация

знаний

Актуализация

опорных знаний

и способов

действий

Вступительное слово

учителя. Устный счет.

Повторение пройденного

на прошлом уроке.

Беседа с проблемным

вопросом по будущей

теме (отгадывание

кроссворда). Задает

учащимся наводящие

вопросы.

Решают

примеры

устного счета.

Участвуют в

работе по

повторению, в

беседе с

учителем,

отвечают на

поставленный

вопросы.

6-7

Логический

анализ

объектов с

целью

выделения

признаков.

Поиск и

выделение

необходимой

информации.

Выделение и

осознание

того, что уже

пройдено.

Постановка

учебной

задачи на

основе

известного.

Умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать

свои мысли,

слушать и

вступать в

диалог

Самоопре

деление

3

Постанов

ка целей,

задач

урока,

мотивац

ионная

деятельн

ость

учащихс

я

Обеспечение

мотивации

учения детьми,

принятие ими

целей урока

Вместе с учениками

определяет цель урока.

Определяют

цель урока.

4-5

Самостоятельн

ое выделение-

формулировани

е

познавательной

цели.

Целеполагани

е

Постановка

вопросов

Самоопре

деление

4

Первичн

ое

усвоение

новых

знаний

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

детьми

изученной темы:

площади

Создает проблемную

ситуацию, входе

решения которой

учащиеся делают

необходимый вывод.

Делают вывод о

правилах

нахождения

площади

нестандартной

фигуры с

помощью

площади

6-7

Поиск и

выделение

необходимой

информации.

Структурирова

ние знаний.

Анализ

объектов.

Планирование

,

прогнозирова

ние

Умение

слушать и

вступать в

диалог

Самоопре

деление

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

прямоугольника.

прямоугольника.

Построение

логической

цепи

рассуждений.

5

Первич

ная

проверк

а

понима

ния

Установление

правильности и

осознанности

изучения темы.

Выявление

первичного

осмысления

изученного

материала,

коррекция

выявленных

пробелов,

обеспечение

закрепления в

памяти детей

знаний и

способов

действий,

которые им

необходимы для

самост-ой

работы по

новому

материалу.

Направляет работу

учащихся.

Самостоятельно

решают задачу.

Отвечают на

вопрос.

4-5

Выделение и

формулировани

е

познавательной

цели,

рефлексия

способов и

условий

действия.

Анализ

объектов и

синтез

Планирование

своей

деятельности

для решения

поставленной

задачи и

контроль

полученного

результата

Умение

слушать и

вступать в

диалог,

Коллективно

е

обсуждение

проблем

(при

необходимос

ти)

Ориента-

ция в

межлично

-стных

отношени

ях

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

5

Физкуль

тминутк

а

Сменить деятельность,

обеспечить

эмоциональную

разгрузку учащихся.

Учащиеся

сменили вид

деятельности

(отдохнули) и

готовы

продолжать

работу.

2

6

Первичн

ое

закрепле

ние

Установление

правильности и

осознанности

изучения темы.

Выступает в роли

тьютора для слабых

учащихся при

выполнении творческого

задания.

Учащиеся

выполняют в

группах

творческое

задание из

технологической

карты

Делают записи в

тетрадь. После

выполнения

задания

выполняют

взаимную

проверку.

10

Выделение и

формулировани

е

познавательной

цели,

рефлексия

способов и

условий

действия.

Анализ и

синтез

объектов

Планирование

своей

деятельности

для решения

поставленной

задачи,

контроль

полученного

результата,

коррекция

полученного

результата,

саморегуляци

я

Умение

слушать и

вступать в

диалог,

Интегрирова

ться в

группу;

Поддержани

е здорового

духа

соперничест

ва для

поддержани

я мотивации

учебной

деятельност

и;

планировани

е учебного

сотрудничес

тва со

сверстникам

и; участие в

коллективно

Професси

оналное

самоопре

деление,

смыслооб

разование

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

м

обсуждении

проблем.

7

Подведен

ие итогов

урока

Самооценка

результатов

своей

деятельности и

всего класса

Подводит итоги работы в

классе.

Отвечают на

поставленные

вопросы.

Работают с

оценочным

листом

2-3

Выделение и

формулировани

е

познавательной

цели,

рефлексия

способов и

условий

действия.

Анализ и

синтез

объектов

Планирование

своей

деятельности

для решения

поставленной

задачи,

контроль

полученного

результата,

коррекция

полученного

результата,

саморегуляци

я

Поддержани

е здорового

духа

соперничест

ва для

поддержани

я мотивации

учебной

деятельност

и;

планировани

е учебного

сотрудничес

тва со

сверстникам

и; участие в

коллективно

м

обсуждении

проблем.

Жизненно

е

самоопре

деление,

ценносто-

смыслова

я

ориентац

ия

обучающ

ихся

8

Информа

ция о

домашне

м

задании,

инструкт

аж по его

выполне

Обеспечение

понимания

детьми цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания.

Творческое домашнее

задание

Учащиеся

записывают

домашнее

задание в

зависимости от

уровня освоения

темы урока

2

Оценка

промежуточн

ых

результатов и

саморегуляци

я для повы-

шения

мотивации

управление

поведением

партнёра-

контроль,

коррекция и

оценка.

Нравстве

нно

-этическа

я

ориентац

ия

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникат

ив-

ные

Личностн

ые

нию.

учебной дея-

тельности

9.

Рефлекси

я.

Инициировать

рефлексию детей

по поводу

психоэмоционал

ьного состояния,

мотивации их

собственной

деятельности и

взаимодействия

с учителем и

друг. детьми в

классе.

-Кто работал на уроке

лучше всех?

-Кому еще надо

стараться?

-С каким настроением

вы уйдете с урока?

Оценивают свою

работу и работу

одноклассников.

1-2

Оценка своей

деятельности

и других

людей

Смыслооб

разование

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I

. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый

день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего

настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас

лежат файлы с листочкам. В течение урока мы с вами будем выполнять

различные задания. Сегодня вы будете работать на этих листах: одни нужны

для самостоятельной работы и к ним схемы участков, листы оценочные,

самоклеящиеся цветы. Подпишите их.

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о плане

работы на урок и работе с раздаточным материалом .

1 вариант

1. Площадь сада.

2. Площадь дома.

3. Площадь цветника

(без дома).

2 вариант

1. Площадь сада.

2. Площадь дома.

3. Площадь цветника

(без дома).

VI. Подведение итогов урока.

1. Какая была цель нашего урока?

2. Назовите формулу площади прямоугольника.

3. Как вычислить площади фигур составленных из прямоугольников.

4. Какое практическое применение имеет эта формула в жизни?

5. Удалось ли нам достичь поставленной цели?

VII. Домашнее задание.

Представляет собой мини проект на листах формата А4.

На листе формата А4 схематически начертите план своей квартиры и

вычислите площадь:

1. комнаты и коридора 2. вычислите площадь

или квартиры без одной

кухни и коридора одной комнаты.

или

1 вариант

1. Площадь сада.

S= 16Х14= 224 (м²)2 вариант

2. Площадь парника

S= 8Х5= 40 (м²)

3. Площадь огорода без

парника:

S= 16Х14 - 40= 184 (м²)

Поменяйтесь друг с другом листами и выполните взаимопроверку.

Сдайте листы.

«5» -3 номера, «4» - 2 номера, «3» - 1 номер.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

ванны и коридора

VIII. Рефлексия.

Пришло время оценить свою работу на уроке, возьмите. Оценочный лист:

Фамилия, имя _____________________

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

На доске находится макет клумбы сделанный школьниками вашего класса, у

вас есть 3 вида цветов красные, зеленые и синие оцените свое настроение с

которым вы уходите с урока посадив по одному цветку на нашу клумбу:

красный – отличное, зеленый – хорошее, синий – не удовлетворительное.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.



В раздел образования