Напоминание

"Звуки и буквы"


Автор: Малахова Елена Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Тундутовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Калмыкия с. Тундутово
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Звуки и буквы"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка во 2 классе

Тема: Звуки и буквы

Цель: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе

развитие умения различать звуки и буквы

Задачи урока:

создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;

создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;

создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;

создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза,

сравнения, обобщения)

Планируемые предметные результаты:

уметь различать букву и звук

учиться записывать и читать транскрипцию слов

Планируемые метапредметные результаты:

умение работать в паре ( коммуникативноеУУД)

умение доказывать, аргументировать (познавательное УУД)

умение осуществлять самоконтроль (регулятивное УУД)

Литература: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть

Ход урока

I.Организационный момент

Давайте настроимся на работу. Повторяйте за мной

.

Мы - умные !

Мы – дружные !

Мы – внимательные !

Мы – старательные !

Мы отлично учимся !

Всё у нас получится

!

- Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними кивком головы.

Девиз: Грамоте учиться-всегда пригодится

Вспомните, как правильно сидеть за партой при письме

II.Актуализация знаний.

1

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

- Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Объясните их значение.

Запишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Докажите.

Какие правила переноса вы знаете? (пишем в тетрадях)

2. Словарная работа.

- Отгадайте слово.

Первый слог, как в слове ОКНО

Второй слог, как в слове УТЯТА

Дальше идёт буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому П

Непарный звонкий согласный из слова ЖИРАФ

В конце слова буква ни гласная ни согласная.

- Назовите слово. ОКТЯБРЬ

- Назовите лексическое значение этого слова ( десятый месяц в году, второй осенний месяц)

- Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Разделите для переноса. ОК-ТЯБРЬ

Физминутка

III.Формулирование темы урока.

Загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (ЗВУК)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят. БУКВЫ

IV. Тема нашего урока: обобщить знания о звуках и буквах, их отличии.

1. Работа с учебником. Приём «инсерт», составление таблицы.

-Откройте учебник русского языка на стр.79.

Прочитайте текст, делая пометки: «+» - знал, «!» - забыл. Найдите ответ на вопрос: «В чём различие

буквы от звука».

Учащиеся читают текст.

- Поднимите руки, кто поставил знак «!». (Уточнить у детей, что именно они «забыли» и вспомнили

после прочтения.)

-Нашли ли вы ответ на вопрос «В чём различие звука от буквы»?

После этого идёт обсуждение и заполнение таблицы:

Звуки: Буквы:

произносим видим

слышим читаем

пишем

называем

2. Составление кластера.

- Давайте уточним все знания наши о звуках и буквах.

- На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Что вы знаете о гласных звуках? (их 6), а букв? (10).

- Почему?

-

Как вы думаете, чего больше: звуков ли букв и почему? (ребята отвечают и рассуждают)

3. Работа по учебнику (с.79, упр.118. Чтение, составление и запись слов с помощью букв и

звуков (транскрипции).

-Как

вы

думаете,

можно

ли

по-

разному

записать

одно

и

тоже

слово?

(ребята

делают

свои

предположения).

а)-Два ученика второго класса записали слова, но по-разному. Кто из них прав и одинаковые ли

записаны слова? (слова записаны на листочках)

[й᾽олка] ёлка1

[м᾽ач᾽] мяч

[лошка] ложка

[пал᾽то] пальто

Ребята работают в парах и приходят к выводу, что правы оба ребёнка. Но один записал слова с

помощью букв, а другой – звуками.

-Почему слова написаны по-разному? (произношение написание слов не совпадают)

Вывод: произношение и написание слов, количество звуков и букв могут не совпадать

-Как не допустить ошибки? (применить правила: обозначение йотированных гласных на письме,

мягкости

согласного

звука

с

помощью

гласной

и

ь

знака,

парной

согласной,

посмотреть

в

орфографическом словаре).

7.Физкультминутка

Хлопните в ладоши столько раз, сколько гласных в словах:

Дуб, пальто. Берёза, машина, дом,

б)- Попробуйте самостоятельно записать слова с помощью транскрипции. Определите количество

букв и звуков. Упр.118

г) – Могут ли слова различаться одним звуком?

- И что тогда измениться?

-Попробуйте

составить

в

паре

цепочку

слов,

различающихся

только

одним

согласным

звуком.

Условие: можно заменять только один и тот же звук. (работа в тетради)

ДОМ - СОМ – СОН – ТОМ – ЛОМ

-Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)

-А теперь измените гласный.

ДОМ – ДЫМ – ДАМ.

-Какой вывод мы сделаем?

-Проверьте, правильно ли мы сделали вывод? (стр. 80)

г)-Любое ли сочетание звуков можно назвать словом?

После ответов ребят им предлагается прочитать стихотворение Б Заходера (стр.80 упр. 120)

Было бы очень- очень мило,

Очень Умная Сова,

Если бы ты нам объяснила

Эти умные слова:

Энциклопедия!

Трагикомедия!

Кувырколлегия!

Рододендрон!

-Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие нет? Как вы это определили?

Найдите в толковом словаре значение этих слов.

После обсуждения ребята получают задание придумать «ненастоящие» слова и попробовать их

объяснить.

Вывод: любое слово обязательно несёт своё лексическое значение.

9.Рефлексия.

Закончите предложения:

Мы говорим и слышим……

Мы видим, пишем, читаем, называем…..

Слово можно записать ….. и …..

Д.зс.80, упр.119



В раздел образования