Автор: Малахова Елена Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Тундутовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Калмыкия с. Тундутово
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Звуки и буквы"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Звуки и буквы
Цель: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе
развитие умения различать звуки и буквы
Задачи урока:
создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;
создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;
создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;
создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза,
сравнения, обобщения)
Планируемые предметные результаты:
уметь различать букву и звук
учиться записывать и читать транскрипцию слов
Планируемые метапредметные результаты:
умение работать в паре ( коммуникативноеУУД)
умение доказывать, аргументировать (познавательное УУД)
умение осуществлять самоконтроль (регулятивное УУД)
Литература: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть
Ход урока
I.Организационный момент
Давайте настроимся на работу. Повторяйте за мной
.
Мы - умные !
Мы – дружные !
Мы – внимательные !
Мы – старательные !
Мы отлично учимся !
Всё у нас получится
!
- Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними кивком головы.
Девиз: Грамоте учиться-всегда пригодится
Вспомните, как правильно сидеть за партой при письме
II.Актуализация знаний.
1
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
- Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Объясните их значение.
Запишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Докажите.
Какие правила переноса вы знаете? (пишем в тетрадях)
2. Словарная работа.
- Отгадайте слово.
Первый слог, как в слове ОКНО
Второй слог, как в слове УТЯТА
Дальше идёт буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому П
Непарный звонкий согласный из слова ЖИРАФ
В конце слова буква ни гласная ни согласная.
- Назовите слово. ОКТЯБРЬ
- Назовите лексическое значение этого слова ( десятый месяц в году, второй осенний месяц)
- Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Разделите для переноса. ОК-ТЯБРЬ
Физминутка
III.Формулирование темы урока.
Загадки:
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (ЗВУК)
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят. БУКВЫ
IV. Тема нашего урока: обобщить знания о звуках и буквах, их отличии.
1. Работа с учебником. Приём «инсерт», составление таблицы.
-Откройте учебник русского языка на стр.79.
Прочитайте текст, делая пометки: «+» - знал, «!» - забыл. Найдите ответ на вопрос: «В чём различие
буквы от звука».
Учащиеся читают текст.
- Поднимите руки, кто поставил знак «!». (Уточнить у детей, что именно они «забыли» и вспомнили
после прочтения.)
-Нашли ли вы ответ на вопрос «В чём различие звука от буквы»?
После этого идёт обсуждение и заполнение таблицы:
Звуки: Буквы:
произносим видим
слышим читаем
пишем
называем
2. Составление кластера.
- Давайте уточним все знания наши о звуках и буквах.
- На какие две группы делятся звуки русского языка?
- Что вы знаете о гласных звуках? (их 6), а букв? (10).
- Почему?
-
Как вы думаете, чего больше: звуков ли букв и почему? (ребята отвечают и рассуждают)
3. Работа по учебнику (с.79, упр.118. Чтение, составление и запись слов с помощью букв и
звуков (транскрипции).
-Как
вы
думаете,
можно
ли
по-
разному
записать
одно
и
тоже
слово?
(ребята
делают
свои
предположения).
а)-Два ученика второго класса записали слова, но по-разному. Кто из них прав и одинаковые ли
записаны слова? (слова записаны на листочках)
[й᾽олка] ёлка1
[м᾽ач᾽] мяч
[лошка] ложка
[пал᾽то] пальто
Ребята работают в парах и приходят к выводу, что правы оба ребёнка. Но один записал слова с
помощью букв, а другой – звуками.
-Почему слова написаны по-разному? (произношение написание слов не совпадают)
Вывод: произношение и написание слов, количество звуков и букв могут не совпадать
-Как не допустить ошибки? (применить правила: обозначение йотированных гласных на письме,
мягкости
согласного
звука
с
помощью
гласной
и
ь
знака,
парной
согласной,
посмотреть
в
орфографическом словаре).
7.Физкультминутка
Хлопните в ладоши столько раз, сколько гласных в словах:
Дуб, пальто. Берёза, машина, дом,
б)- Попробуйте самостоятельно записать слова с помощью транскрипции. Определите количество
букв и звуков. Упр.118
г) – Могут ли слова различаться одним звуком?
- И что тогда измениться?
-Попробуйте
составить
в
паре
цепочку
слов,
различающихся
только
одним
согласным
звуком.
Условие: можно заменять только один и тот же звук. (работа в тетради)
ДОМ - СОМ – СОН – ТОМ – ЛОМ
-Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)
-А теперь измените гласный.
ДОМ – ДЫМ – ДАМ.
-Какой вывод мы сделаем?
-Проверьте, правильно ли мы сделали вывод? (стр. 80)
г)-Любое ли сочетание звуков можно назвать словом?
После ответов ребят им предлагается прочитать стихотворение Б Заходера (стр.80 упр. 120)
Было бы очень- очень мило,
Очень Умная Сова,
Если бы ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!
-Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие нет? Как вы это определили?
Найдите в толковом словаре значение этих слов.
После обсуждения ребята получают задание придумать «ненастоящие» слова и попробовать их
объяснить.
Вывод: любое слово обязательно несёт своё лексическое значение.
9.Рефлексия.
Закончите предложения:
Мы говорим и слышим……
Мы видим, пишем, читаем, называем…..
Слово можно записать ….. и …..
Д.зс.80, упр.119