Напоминание

"Формирование экологического сознания сельских школьников"


Автор: Алферова Елена Вениаминовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Нововолковская ООШ
Населённый пункт: Рузский р-н Московская обл. п. Нововолково
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологического сознания сельских школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии

и географии МБОУ Нововлковская ООШ

Тема: « Формирование экологического сознания сельских школьников».

В МКОУ СОШ№ 3 в системе проводится работа по экологическому и

трудовому воспитанию учащихся.

Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания.

Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное

партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с:

Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета,

ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО

СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в

котором, учащиеся при выполнении исследовательских проектов получают

квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только

повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и

формируется представление о природе как среде обитания человека и

эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и

разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение

видеть её красоту и наслаждаться ею и формировать экологическое сознание.

Повышение качества образования, создание условий для развития личности

каждого ученика необходимо осуществлять через совершенствование системы

преподавания, в том числе и экологии.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но

нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип

обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения,

но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ

познавать.

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за

сохранение экологического качества окружающей среды, бережное

расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа

жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной

среды. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая

культура и экологическое сознание». Экологическая культура и экологическое

сознание формируются в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в

виду формирование представлений и понятий о природе, как среде обитания

человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного

и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение

видеть её красоту и наслаждаться ею, формирование экологического сознания.

В рамках сотрудничества с Краевым-Эколого Биологическим Центром учащиеся

школы обучаются по программе «Экологические проблемы Ставрополья».

Ребята ведут исследовательские работы и выполняют экологические проекты в

соответствии с избранной темой исследования.

В школе ежегодно проводим экологические конференции на которых выступают

учащиеся с экологическими проектами и презентациями.

С целью воспитания у учащихся бережного отношения к родной земле,

воспитания экологического сознания учащиеся школы работают в ученической

производственной бригаде имени героя Советского Союза В. Громакова и

выполняют исследовательские и экологические проекты наряду с обучением по

программе бригады.

Приобщая учащихся к природному и культурному наследию края и в связи с 55-

летием ученических производственных бригад в Ставропольском крае экологи

школы приняли участие в районном конкурсе работ «Земля в наследство» и

команда заняла второе место.

В рамках экологических акций «Посади дерево», «День воды», «День Земли»,

«День птиц» проводим ежегодно экологические акции на территории школьного

двора и территории села.

В целях привития экологической культуры, организации спортивного досуга и

отдыха школьников , комплексного благоустройства территории

образовательных учреждений ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах

школьных дворов, благоустраивая и озеленяя школьный двор .

Учащиеся школы на учебно – опытном участке школы ежегодно занимаются

экологической и опытнической работой, участвуют в районных и краевых

конкурсах УОУ. За последние годы учащиеся нашей школы постоянно являются

призёрами экологических олимпиад, и занимают в районе и в крае призовые

места по итогам смотра учебно-опытных участков.

Формирование экологического сознания и экологической культуры способствует

выработке деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для

природоохранительной деятельности. Задача экологического воспитания в

школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение

к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются

их непосредственного окружения, их места жительства. Необходимо

формировать у школьников способность и потребность принимать на себя

ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое

воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся

необходимого объёма экологических знаний, целесообразно обращать внимание

учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Мы

выросли на земле. У каждого есть уголок России, который дорог сердцу. Это то

место, где ты родился, где ты живешь, где тропинка ведет тебя к отчему порогу.

Каждый украшает свой дом цветниками, газонами. Эту любовь к земле, к цветам

переносим мы и в школу.

Наша школа утопает в зелени: разбиты красивые клумбы, высажено много

цветов, созданы альпийские горки. Украшая школу и землю цветами, мы тем

самым, воспитываем любовь к природе, воспитываем экологическую культуру и

экологическое сознание.



В раздел образования