Автор: Алферова Елена Вениаминовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Нововолковская ООШ
Населённый пункт: Рузский р-н Московская обл. п. Нововолково
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологического сознания сельских школьников"
Раздел: среднее образование
Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии
и географии МБОУ Нововлковская ООШ
Тема: « Формирование экологического сознания сельских школьников».
В МКОУ СОШ№ 3 в системе проводится работа по экологическому и
трудовому воспитанию учащихся.
Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания.
Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное
партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с:
Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета,
ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО
СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в
котором, учащиеся при выполнении исследовательских проектов получают
квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только
повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и
формируется представление о природе как среде обитания человека и
эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и
разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение
видеть её красоту и наслаждаться ею и формировать экологическое сознание.
Повышение качества образования, создание условий для развития личности
каждого ученика необходимо осуществлять через совершенствование системы
преподавания, в том числе и экологии.
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но
нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип
обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения,
но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ
познавать.
В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за
сохранение экологического качества окружающей среды, бережное
расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа
жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной
среды. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая
культура и экологическое сознание». Экологическая культура и экологическое
сознание формируются в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в
виду формирование представлений и понятий о природе, как среде обитания
человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного
и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение
видеть её красоту и наслаждаться ею, формирование экологического сознания.
В рамках сотрудничества с Краевым-Эколого Биологическим Центром учащиеся
школы обучаются по программе «Экологические проблемы Ставрополья».
Ребята ведут исследовательские работы и выполняют экологические проекты в
соответствии с избранной темой исследования.
В школе ежегодно проводим экологические конференции на которых выступают
учащиеся с экологическими проектами и презентациями.
С целью воспитания у учащихся бережного отношения к родной земле,
воспитания экологического сознания учащиеся школы работают в ученической
производственной бригаде имени героя Советского Союза В. Громакова и
выполняют исследовательские и экологические проекты наряду с обучением по
программе бригады.
Приобщая учащихся к природному и культурному наследию края и в связи с 55-
летием ученических производственных бригад в Ставропольском крае экологи
школы приняли участие в районном конкурсе работ «Земля в наследство» и
команда заняла второе место.
В рамках экологических акций «Посади дерево», «День воды», «День Земли»,
«День птиц» проводим ежегодно экологические акции на территории школьного
двора и территории села.
В целях привития экологической культуры, организации спортивного досуга и
отдыха школьников , комплексного благоустройства территории
образовательных учреждений ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах
школьных дворов, благоустраивая и озеленяя школьный двор .
Учащиеся школы на учебно – опытном участке школы ежегодно занимаются
экологической и опытнической работой, участвуют в районных и краевых
конкурсах УОУ. За последние годы учащиеся нашей школы постоянно являются
призёрами экологических олимпиад, и занимают в районе и в крае призовые
места по итогам смотра учебно-опытных участков.
Формирование экологического сознания и экологической культуры способствует
выработке деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для
природоохранительной деятельности. Задача экологического воспитания в
школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение
к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются
их непосредственного окружения, их места жительства. Необходимо
формировать у школьников способность и потребность принимать на себя
ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое
воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся
необходимого объёма экологических знаний, целесообразно обращать внимание
учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Мы
выросли на земле. У каждого есть уголок России, который дорог сердцу. Это то
место, где ты родился, где ты живешь, где тропинка ведет тебя к отчему порогу.
Каждый украшает свой дом цветниками, газонами. Эту любовь к земле, к цветам
переносим мы и в школу.
Наша школа утопает в зелени: разбиты красивые клумбы, высажено много
цветов, созданы альпийские горки. Украшая школу и землю цветами, мы тем
самым, воспитываем любовь к природе, воспитываем экологическую культуру и
экологическое сознание.