Автор: Марзаева Залина Зелимхановна
Должность: Учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 г. Дигоры РСО-Алания
Населённый пункт: г. Дигора
Наименование материала: классное занятие
Тема: Тема классного занятия: Умейте дорожить дружбой!
Раздел: среднее образование
Тема классного занятия:
Умейте дорожить дружбой!
Цели:
1.
На доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность
нравственных отношений между людьми.
2.
Формировать у детей понятие «истинная дружба».
3.
Воспитывать у детей умение сопереживать людям, проявлять такие
качества характера, как тактичность, культура общения.
Звучит песня о дружбе.
Слово учителя: Как здорово, что мы опять собрались вместе - девочки и
мальчики. Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих
отношений, войдя в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких,
знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.
Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Учитель: Ребята, что такое дружба?
Ответы. Вывод.
Учитель: Все человеческие отношения содержат в той или иной степени
элементы дружбы. Дружба – это привязанность между людьми,
возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга,
общности интересов и взглядов.
Учитель: Как вы думайте, друзья бывают похожи?
Ответы.
Учитель: Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство
характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи
мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Учитель: А какие синонимы мы можем подобрать к слову друг?
Ответы учащихся.
Друг, товарищ, приятель. Понятия синонимы, но всё же отличаются
друг от друга. Как вы думайте, в чем различие?
Ответы ребят. Вывод.
Учитель: Да, я согласна с вами, друг ближе, чем товарищ, приятель.
Товарищей бывает много, а друзей – меньше или он может быть один
.один. Но без товарищества не может быть дружбы. Товарищество -
надежный фундамент дружбы.
Учитель: Ребята, как вы думайте, легче приобрести друга или потерять
его?
Ответы.
Притча:
-Молла, - спросили Насреддина, - почему друзья так легко становятся
недругами, а врагов гораздо труднее превратить в друзей?
- Такова природа вещей, - отвечал Насреддин.- Подумайте сами, что легче:
построить дом или разрушить его? Слепить кувшин или разбить?
Заработать деньги или растратить? (А вы как думайте?)
- Молла, а трудно ли вернуть порушенную дружбу?
Молла взял кувшин и бросил его на пол. Кувшин разлетелся на крупные и
мелкие черепки.
- А теперь склей его, - просто сказал Молла.
Беседа.
Учитель: Послушайте отрывок из сонета Шекспира и ответьте, в чем его
смысл.
На экране.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Ответы детей.
Учитель: Я расскажу вам еще одну притчу, в которой говорится о
настоящих друзьях.
Притча:
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару
овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей
проникли воры и угнали всё стадо. Когда хозяин утром пришел в овчарню,
чтобы выгнать своё стадо на выпас, не одной овцы там не оказалось.
Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд
был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином
овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на
дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог различить
и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из друзей шел не с
пустыми руками, а вёл за собой стадо овец. Когда они вошли к нему во
двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в
несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел
выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли
жизнь его семьи.
Учитель: Какая пословица довольно часто встречается в притче?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Какая народная мудрость вспоминается?
( «Друзья познаются в беде»).
Учитель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?
(Пословицы и поговорки на экране)
Как аукнется, так и откликнется.
Без друга на душе вьюга.
Друг за друга стой – выиграешь бой.
Старый друг лучше новых двух.
Друга ищи, а найдешь – береги.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Учитель: Ребята, как вы считайте, ваш класс дружный?
Ответы.
Учитель: Дружба бывает личная и коллективная. Если мы говорим о
вашем классе, как о дружном, вы здесь кто – друзья или товарищи?
Ответы детей.
Как же добиться, чтобы вы были ещё дружнее?
Можно ли критиковать друзей?
Как вы думайте, друзья познаются только в беде?
Учитель: Послушайте такую ситуацию.
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь,
что тебе нужно подойти к ней и поздравить. Но ты не в силах заставить
себя сделать это и не испытываешь ничего, кроме зависти. Ты сама
рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех своей
подруги.
(Беседа. На экран проецируются предложения)
Учитель: Продолжи предложение.
Лучший друг – это тот,…
Я переживаю, когда мой друг,….
Я радуюсь, когда мой друг….
Мне хотелось бы, чтобы мой друг….
Мне не хотелось бы, чтобы мой друг….
Учитель: Скажите, а чему нас учит дружба?
(ответы ребят)
Учитель: Дружба учит бескорыстной заботе о другом, преодолению
собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг
разделит наши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Не всякий может быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть
другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе обязательно главную
роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не
завидуя, радоваться успехам друга. Можно ли человеку прожить свою
жизнь без друзей?
Да, вы правы, никто не может жить без друзей, трудно быть одному
как в горе, так и в радости. Так давайте мы вместе прочитаем и запомним
некоторые правила дружбы, и постараемся жить по ним.
(На экран проецируются правила дружбы)
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
У меня закон простой:
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый - помогу,
Я иначе не могу.
Если грянет вдруг беда,
Друг поможет вам всегда.
Будь вежлив со своими товарищами, не забывай им говорить
«волшебные» слова.
Не ссорься, будь справедливым.
Не зазнавайся.
Не перекладывай свою вину на другого.
Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую
минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая
надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься
морально чище, богаче, красивее.
Учитель: У поэта Евтушенко есть прекрасное стихотворение «Люди
сильны друг другом».
Люди сильны друг другом,
Так, словно севером – юг,
Так, словно пахарь - плугом,
Так, словно пахарем – плуг.
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
(Игра «Ромашка»)
Учитель предлагает детям заполнить лепестки ромашки словами –
качества, которыми должен обладать друг, без которых не может
состояться дружба.
Затем все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.
Дети еще раз говорят, каким должен быть настоящий друг. -
Учитель: В заключение хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был
настоящий друг. Еще хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима
Кешокова:
(На экран проецируется стихотворение)
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.