Напоминание

Профессиональное самоопределение подростков


Автор: Биндасова Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: Брянская область Брасовский район п.Локоть
Наименование материала: классное родительское собрание
Тема: Профессиональное самоопределение подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Классное родительское собрание

Тема: Профессиональное самоопределение подростков

Цель: помочь учащимся в профессиональном самоопределении

Задачи:

показать родителям значение раннего определения профессиональных

склонностей и способностей старшеклассников;

обсудить методы формирования способностей у учащихся к

профессиональному самоопределению;

способствовать формированию у родителей понимания значения

самостоятельного выбора будущей профессии подростком.

Форма проведения: лекция-дискуссия

Вопросы для обсуждения: анализ отношения старшеклассников к выбору будущей

профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние

семьи на будущий выбор профессии.

Ход собрания

I.

Вступительное слово психолога

Уважаемые папы и мамы, выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь

жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от

возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Обсудим одну из

важнейших проблем, стоящих перед нашими детьми – выбор профессии.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы,

привычное

словосочетание,

сколько

в

нем

скрыто

эмоций,

тревог,

ожиданий,

проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а

зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь

или пассивное, равнодушное существование, и, наконец, это одно из важнейших

слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям

или ощущение «маленького человечка», - винтика, исполнителя чужой воли. Кем

стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый выпускник

школы без исключения.

Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу

стать? Эти и многие вопросы встают перед подростками, пытающимися осознать

своё собственно «Я».

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их

интересы совпали? Эти возникающие вопросы жизненно важны, т.к. велика цена

ошибки. Профессиональное самоопределение – процесс и результат сознательного

и

самостоятельного

выбора

профессии,

в

котором

сочетаются

склонности

и

способности, желание и возможности подростка.

Выбор будущей профессии – один из главных и зачастую непростых выборов.

С

одной

стороны,

он

является

глубоко

индивидуальным.

От

выбора

профессии зависит удовлетворённость человека работой, качество его жизни, а

также физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

С

другой

стороны,

профессиональное

самоопределение

является

глубоко

социальным, потому что человек живёт в обществе, подчиняется социальным

законам

и

нормам,

которые

существуют

в

нём.

От

правильности

выбора

жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди

других людей.

Общество нуждается в настоящих специалистах, которые будут работать с

энтузиазмом и поднимать Россию не более высокие уровни развития. Однако

теперь их становится значительно меньше, несмотря на то, что в стране много

средних

и

высших

учебных

заведений

с

высоким

уровнем

и

качеством

образования. Почему же так происходит? Одна из причин – неверный выбор

профессии в юности.

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и

ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности,

пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не

только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может

уйти половина человеческой жизни.

Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной

системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому

человеку в выборе той или иной профессии.

Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои

возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только

тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов.

Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и

передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны

традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это

отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Известно, что старшие дошкольники и младшие школьники легко и быстро

отвечают на вопрос о том, кем они станут в будущем: «капитаном», «космонавтом»,

учителем», « врачом». А старшеклассники, наоборот, отвечают не сразу, иной раз

уклончиво и неопределенно: «не знаем еще», « не решили», «поживем - увидим»,

«надо еще подумать». Все это потому, что старшеклассники, в отличие от младших,

понимают

всю

серьезность

вопроса,

его

сложность

и

многосторонность.

Они

предвидят последствия своих решений, чувствуют, что еще не все знают для того,

чтобы выбор мог считаться разумным и обоснованным.

У большинства ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому

делу. Однако думаю, что выбор для некоторых остается только мечтой – они

сомневаются и еще окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из

главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной

задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать

во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения,

учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет,

считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования,

которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим

качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным

в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик,

самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый

Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях

рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную

подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться

к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии

безработицы.

В настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500

профессий ежегодно исчезает и возникает примерно столько же новых. Среднее

время существования многих профессий -8-10 лет. Некоторые из них серьезно

меняются по своему содержанию. Вот почему каждый должен быть все время готов

к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных

знаний и умений.

Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще

не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием

возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени,

сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их

значения.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в

обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду

деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т. д. Однако на

выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы

окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание

иметь диплом, безразлично какой и т. п. Много разочарований возникает в

результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или

иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача

воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает

комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя

«несостоявшейся личностью».

Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать

правильному профессиональному выбору детей. Помочь умным советом, без

упреков и натиска.

«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек

становится выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький.

Задача педагогов и семьи состоит в том, чтобы помочь ребятам определиться с

выбором профессии, выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую

их способностями возможностям, содействовать развитию профессиональных

склонностей и интересов.

Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1.

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно

учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности,

желания и только потом семейные традиции и интересы.

2.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

3.

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им

профессии.

4.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной

выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

5.

Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка,

которые необходимы ему в данной специальности.

6.

Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность

посоветоваться со специалистами-консультантами.

7.

Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться

стойкими конфликтами.

8.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта

сбылась.

9.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно

исправить.

10. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность

поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

11.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих

родителей!

Памятка родителям

Профессия - наша на всю жизнь и нести её - удел самого

человека.

Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному вы-

бору.

Научите его анализировать себя в предполагаемых

обстоятельствах.

И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а

поддержите.

Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.



В раздел образования