Автор: Биндасова Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: Брянская область Брасовский район п.Локоть
Наименование материала: классное родительское собрание
Тема: Профессиональное самоопределение подростков
Раздел: среднее образование
Классное родительское собрание
Тема: Профессиональное самоопределение подростков
Цель: помочь учащимся в профессиональном самоопределении
Задачи:
показать родителям значение раннего определения профессиональных
склонностей и способностей старшеклассников;
обсудить методы формирования способностей у учащихся к
профессиональному самоопределению;
способствовать формированию у родителей понимания значения
самостоятельного выбора будущей профессии подростком.
Форма проведения: лекция-дискуссия
Вопросы для обсуждения: анализ отношения старшеклассников к выбору будущей
профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние
семьи на будущий выбор профессии.
Ход собрания
I.
Вступительное слово психолога
Уважаемые папы и мамы, выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь
жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от
возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Обсудим одну из
важнейших проблем, стоящих перед нашими детьми – выбор профессии.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы,
привычное
словосочетание,
сколько
в
нем
скрыто
эмоций,
тревог,
ожиданий,
проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а
зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь
или пассивное, равнодушное существование, и, наконец, это одно из важнейших
слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям
или ощущение «маленького человечка», - винтика, исполнителя чужой воли. Кем
стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый выпускник
школы без исключения.
Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу
стать? Эти и многие вопросы встают перед подростками, пытающимися осознать
своё собственно «Я».
Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их
интересы совпали? Эти возникающие вопросы жизненно важны, т.к. велика цена
ошибки. Профессиональное самоопределение – процесс и результат сознательного
и
самостоятельного
выбора
профессии,
в
котором
сочетаются
склонности
и
способности, желание и возможности подростка.
Выбор будущей профессии – один из главных и зачастую непростых выборов.
С
одной
стороны,
он
является
глубоко
индивидуальным.
От
выбора
профессии зависит удовлетворённость человека работой, качество его жизни, а
также физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
С
другой
стороны,
профессиональное
самоопределение
является
глубоко
социальным, потому что человек живёт в обществе, подчиняется социальным
законам
и
нормам,
которые
существуют
в
нём.
От
правильности
выбора
жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди
других людей.
Общество нуждается в настоящих специалистах, которые будут работать с
энтузиазмом и поднимать Россию не более высокие уровни развития. Однако
теперь их становится значительно меньше, несмотря на то, что в стране много
средних
и
высших
учебных
заведений
с
высоким
уровнем
и
качеством
образования. Почему же так происходит? Одна из причин – неверный выбор
профессии в юности.
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и
ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности,
пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не
только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может
уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной
системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому
человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои
возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только
тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов.
Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и
передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны
традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это
отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Известно, что старшие дошкольники и младшие школьники легко и быстро
отвечают на вопрос о том, кем они станут в будущем: «капитаном», «космонавтом»,
учителем», « врачом». А старшеклассники, наоборот, отвечают не сразу, иной раз
уклончиво и неопределенно: «не знаем еще», « не решили», «поживем - увидим»,
«надо еще подумать». Все это потому, что старшеклассники, в отличие от младших,
понимают
всю
серьезность
вопроса,
его
сложность
и
многосторонность.
Они
предвидят последствия своих решений, чувствуют, что еще не все знают для того,
чтобы выбор мог считаться разумным и обоснованным.
У большинства ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому
делу. Однако думаю, что выбор для некоторых остается только мечтой – они
сомневаются и еще окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из
главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной
задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать
во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения,
учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет,
считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования,
которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим
качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным
в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик,
самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый
Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях
рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную
подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться
к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии
безработицы.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500
профессий ежегодно исчезает и возникает примерно столько же новых. Среднее
время существования многих профессий -8-10 лет. Некоторые из них серьезно
меняются по своему содержанию. Вот почему каждый должен быть все время готов
к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных
знаний и умений.
Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще
не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием
возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени,
сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их
значения.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в
обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду
деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т. д. Однако на
выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы
окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание
иметь диплом, безразлично какой и т. п. Много разочарований возникает в
результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или
иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача
воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает
комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя
«несостоявшейся личностью».
Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать
правильному профессиональному выбору детей. Помочь умным советом, без
упреков и натиска.
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек
становится выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький.
Задача педагогов и семьи состоит в том, чтобы помочь ребятам определиться с
выбором профессии, выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую
их способностями возможностям, содействовать развитию профессиональных
склонностей и интересов.
Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1.
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно
учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности,
желания и только потом семейные традиции и интересы.
2.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
3.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им
профессии.
4.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной
выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
5.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка,
которые необходимы ему в данной специальности.
6.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность
посоветоваться со специалистами-консультантами.
7.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться
стойкими конфликтами.
8.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта
сбылась.
9.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно
исправить.
10. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность
поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
11.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих
родителей!
Памятка родителям
Профессия - наша на всю жизнь и нести её - удел самого
человека.
Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному вы-
бору.
Научите его анализировать себя в предполагаемых
обстоятельствах.
И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а
поддержите.
Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.