Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание


Автор: Степанов Гаврил Ильич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Соболох Момский район
Наименование материала: Программа
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание
Раздел: полное образование





Назад




«Утверждаю»________

Директор МБОУ «Соболохская СОШ»

Старкова Р.Е.

Программа

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

Степанов Гаврил Ильич

Мастер производственного обучения

МБОУ «Соболохская СОШ» Момского района

«…Воспитание любви к родине начинается

с воспитания любви к своему краю»

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом

зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В последнее

время у молодежи

снижается интерес к прошлым историческим событиям страны,

снижается престиж воинской службы, недостаточно сформированная гражданская позиция,

чувства долга и патриотизма.

Сегодня, когда происходят большие изменения на мировой политической арене по

отношению

к

России,

особенно

остро

стоит

вопрос

гражданского

и

патриотического

воспитания будущего поколения.

С воспитания любви к родной школе, к отчему краю, с формирования гражданского

самосознания и осознанного отношения к ценностям родного края (людям, природе, истории

и т.д.), начинается воспитание патриотизма и гражданственности. Поэтому в воспитательной

системе

школы

гражданско-патриотическое

воспитание

является

одним

из

главных

направлений.

В

нашей

школе

эта

работа

ведется

по

программе «Гражданско-

патриотическое воспитание школьников».

В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента:

1)

Социально -педагогический – основной

компонент,

базируется на позитивных

мировоззренческих

взглядах,

которые

опираются

на

социальные,

исторические,

нравственные

и

политические

реалии

нашего

общества.

Только

сформировав

личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,

интересами, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное

решение

более

конкретных

задач

по

подготовке

обучающихся

к

делу

защиты

Отечества.

2)

Практический компонент призван обеспечить глубокое понимание каждым молодым

человеком

своей

роли

и

места

в

служении

Отечеству,

основанном

на

личной

ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Это

формирование основных качеств, навыков, привычек, необходимых для успешного

выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, в органах МВД.

Цель программы:

- содействие в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся;

-

развитие

у

школьников

гражданственности,

патриотизма

как

важнейших

духовно-

нравственных и социальных ценностей.

Задачи программы:

- воспитывать уважение к истории и традициям нашей Родины;

- способствовать формированию у обучающихся бережного отношения к историческому и

культурному наследию родного края и Отечества;

- создание условий для воспитания доброты, гражданственности, национального

самосознания обучающихся;

- формирование здорового образа жизни.

Принципы построения Программы

1.

Принцип

личностно-ориентированного

подхода,

позволяющий

поддерживать

процессы развития, самореализации личности учащихся.

2.

Принцип самовыражения участников образовательного процесса.

3.

Принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов

по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

4.

Принцип

гуманизма

и

сопричастности

к

прошлому,

настоящему

и

будущему

Отечества,

Основные формы работы:

1.

Урок Мужества

2.

Урок-диспут

3.

Урок-Памяти

4.

Викторины

5.

Состязания

6.

Диспуты, беседы

7.

Деловая игра

8.

Встречи

Основные направления работы

1.

Поисковая работа

В целях реализации программы в школе организован клуб «Поиск».

Работа клуба «Поиск» ведется в течение всего учебного года.

Цель

работы:

формировать

знания

у

учащихся

об

истории

своей

страны,

своего

края;

воспитание в духе патриотизма, любви и уважения к старшему поколению; становление

традиций

школы,

способствующих

развитию

гражданского

самосознания

учащихся

и

осознанию ими ответственности за судьбу своей страны.

К юбилею Великой Победы по инициативе руководителя клуба «Поиск» (Хабарова С.П.

учит

нач.

классов)

организован

улусный

конкурс

«Мин

дьиэ

кэргэммэр

–сэрии

кыттыылаа5а». Были собраны материалы о ветеранах войны, тыла, детях военного времени,

написаны доклады, созданы презентационные материалы.

В конкурсе участвовало 70 работ учащихся и взрослого населения не только с Момского

района, но и земляков с Оймяконского улуса. По итогам поисковой работы проведен «Вечер

памяти» для ветеранов, где были представлены готовые материалы клуба «Поиск».

Силами учащихся 10 класса был выпущен буклет-брошюра «Муома улууьун Соболоох

нэьилиэгин сэрии кэминээ5и о5олоро».

Организован конкурс по оформлению стендов к

юбилею

Великой

Победы:

«Города-герои»,

«Награды

Великой

Отечественной»,

«Герои

пионеры», «Два мира- два детства», «Портреты ветеранов войны с Момского района».

Наименование мероприятия

сроки

1

Сбор

материала (воспоминания,

фотографии)

о

ветеранах войны и тыла, а также о детях войны

в теч.года

2

Подготовка

и

написание

докладов

по

собранным

информациям

в теч. года

3

Создание

презентаций Power

Point

и

буклетов-

брошюр по собранным материалам

в теч.года

4

Проведение вечера воспоминаний

май

5

Оформление стендов

втеч.года

6

Исследовательская деятельность учащихся

в теч.года

7

Конкурс рисунков «Поклонимся тем годам»

май

2.

Шефская работа

Отношения между обучающимися строятся на принципах уважения, взаимной помощи и

доверия. Уважать честь и достоинство старшего поколения, помогать ближнему в трудных

ситуациях,

беспокоиться

о

младшем

поколении

обязанности

членов

самоуправления

школьной организации «Новое поколение».

Одним из традиционных мероприятий школы является проведение Декады Добрых Дел,

посвященный Дню пожилых людей. Это мероприятие организует самоуправление школьной

организации: проводится рейд, составляется план работы, в течении месяца осуществляется

различная шефская помощь жителям села.

Наименование мероприятия

сроки

1

Декада Добрых Дел к Дню пожилых

октябрь, май

2

Шефская помощь ветеранам труда, пожилым людям

в теч.года

3.

Работа в музее

Балаган-музей школы им. Т.Толомона создан в 2007 году. Он посвящен местным

авторам, которые жили и живут в Момском районе. В музее ведутся работы:

встречи с ветеранами труда;

литературные вечера;

выставки книг и прикладного искусства;

соревнования по национальным настольным играм;

дополнительные занятия по выразительному чтению.

Наименование мероприятия

сроки

1

Ежегодные мероприятия ко дню рождения Тихона

Толомона (писатель-поэт)

октябрь

2

Выставка рисунков «Моя малая родина»

октябрь

3

Литературные вечера

ноябрь

Тематический

вечер,

посвященный

Дню

Конституции РФ

декабрь

4

Соревнования

по

якутским

национа льным

настольным играм

декабрь

5

Поисковая работа по сбору материала

(воспоминания,

фотографии)

о

ветеранах

труда,

жителях села

в теч. года

6

Проведение

воспитательского

часа,

посвященного

Дню Неизвестного солдата, Дню Героев Отечества

декабрь

7

Участие

в

республиканском

конкурсе

рисунков

«Якутяне – Герои Советского Союза»

декабрь

8

Ко н к у р с

в о е н н о - п ат р и о т и ч е с к и х

п е с е н ,

посвященных Героям Отечества

февраль

4.

Военно-спортивные мероприятия

Занятия по физкультурно-оздоровительной работе ведутся по двум направлениям:

Общеоздоровительное

направление

комплексы

физических

упражнений,

направленные

на

развитие

координации,

выносливости,

гибкости,

силы

и

ловкости.

Предупреждение

плоскостопия.

Занятия

на

природе.

Гигиеническая

гимнастика.

Прикладное физическое воспитание – прикладная акробатика: падение вперед,

падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок

вбок, кувырок назад.

Наименование мероприятия

сроки

1

Спортивные

соревнования

среди

девушек

«Кыыс

Ньургун» ( обучающихся с 5 по 11 кл)

ноябрь

2

Ебугэлэрбит оонньуулара «А5а уонна о5о»

февраль

3

Военизированная эстафета

февраль

4

Смотр песни и строя

февраль

5

Проведение улусного фестиваля «В здоровом теле –

здоровый дух»

март

5

Сдача норм ГТО

апрель

6

Военно-патриотическая игра «Зарница»

апрель

7

Эстафета, посвященная ко Дню Великой Победы

май

5.

Кружковая работа

1.

Учителем

технологии

(Хабаров

Э.С.)

проводится

кружок

моделирования

и

конструирования.

В честь 70-летия Великой Победы в 2015г. были представлены модели военной техники и

орудий, модели пехоты Красной Армии времен Великой Отечественной войны и макет

«Битва под Прохоровкой», которая заняла 1 м. в улусной выставке детского творчества,

посвященной к Великой Победе.

2.

Как дополнительное образование. ориентированное на выбор профессии военных

специальностей, полиции, МЧС проводится в работе кружка «Выбираем профессию»

для обучающихся 10-11 классов (рук. Хабарова М.Н., педагог-психолог):

- проводятся беседы по выбору профессий;

- организуются встречи со специалистами вышеназванных профессий;

- организуются участия в российских, республиканских заочных олимпиадах;

- проводятся конкурсы «Снежный барс 20..», «ЮДП», «Спасатель 20..» с дальнейшим

участием в районных, республиканских этапах.

Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный

организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени

благодаря

своему

воспитательному

потенциалу

определяет

ориентацию

конкретной

личности.

Данное направление воспитательной деятельности способствует выбору собственных

жизненных

ориентиров,

устойчивость

социальным

мотивам

поведения,

чувства

ответственности, патриотизма и интернационализма.



В раздел образования