Автор: Степанов Гаврил Ильич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Соболох Момский район
Наименование материала: Программа
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание
Раздел: полное образование
«Утверждаю»________
Директор МБОУ «Соболохская СОШ»
Старкова Р.Е.
Программа
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»
Степанов Гаврил Ильич
Мастер производственного обучения
МБОУ «Соболохская СОШ» Момского района
«…Воспитание любви к родине начинается
с воспитания любви к своему краю»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В последнее
время у молодежи
снижается интерес к прошлым историческим событиям страны,
снижается престиж воинской службы, недостаточно сформированная гражданская позиция,
чувства долга и патриотизма.
Сегодня, когда происходят большие изменения на мировой политической арене по
отношению
к
России,
особенно
остро
стоит
вопрос
гражданского
и
патриотического
воспитания будущего поколения.
С воспитания любви к родной школе, к отчему краю, с формирования гражданского
самосознания и осознанного отношения к ценностям родного края (людям, природе, истории
и т.д.), начинается воспитание патриотизма и гражданственности. Поэтому в воспитательной
системе
школы
гражданско-патриотическое
воспитание
является
одним
из
главных
направлений.
В
нашей
школе
эта
работа
ведется
по
программе «Гражданско-
патриотическое воспитание школьников».
В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента:
1)
Социально -педагогический – основной
компонент,
базируется на позитивных
мировоззренческих
взглядах,
которые
опираются
на
социальные,
исторические,
нравственные
и
политические
реалии
нашего
общества.
Только
сформировав
личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,
интересами, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное
решение
более
конкретных
задач
по
подготовке
обучающихся
к
делу
защиты
Отечества.
2)
Практический компонент призван обеспечить глубокое понимание каждым молодым
человеком
своей
роли
и
места
в
служении
Отечеству,
основанном
на
личной
ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Это
формирование основных качеств, навыков, привычек, необходимых для успешного
выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, в органах МВД.
Цель программы:
- содействие в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся;
-
развитие
у
школьников
гражданственности,
патриотизма
как
важнейших
духовно-
нравственных и социальных ценностей.
Задачи программы:
- воспитывать уважение к истории и традициям нашей Родины;
- способствовать формированию у обучающихся бережного отношения к историческому и
культурному наследию родного края и Отечества;
- создание условий для воспитания доброты, гражданственности, национального
самосознания обучающихся;
- формирование здорового образа жизни.
Принципы построения Программы
1.
Принцип
личностно-ориентированного
подхода,
позволяющий
поддерживать
процессы развития, самореализации личности учащихся.
2.
Принцип самовыражения участников образовательного процесса.
3.
Принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов
по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
4.
Принцип
гуманизма
и
сопричастности
к
прошлому,
настоящему
и
будущему
Отечества,
Основные формы работы:
1.
Урок Мужества
2.
Урок-диспут
3.
Урок-Памяти
4.
Викторины
5.
Состязания
6.
Диспуты, беседы
7.
Деловая игра
8.
Встречи
Основные направления работы
1.
Поисковая работа
В целях реализации программы в школе организован клуб «Поиск».
Работа клуба «Поиск» ведется в течение всего учебного года.
Цель
работы:
формировать
знания
у
учащихся
об
истории
своей
страны,
своего
края;
воспитание в духе патриотизма, любви и уважения к старшему поколению; становление
традиций
школы,
способствующих
развитию
гражданского
самосознания
учащихся
и
осознанию ими ответственности за судьбу своей страны.
К юбилею Великой Победы по инициативе руководителя клуба «Поиск» (Хабарова С.П.
учит
нач.
классов)
организован
улусный
конкурс
«Мин
дьиэ
кэргэммэр
–сэрии
кыттыылаа5а». Были собраны материалы о ветеранах войны, тыла, детях военного времени,
написаны доклады, созданы презентационные материалы.
В конкурсе участвовало 70 работ учащихся и взрослого населения не только с Момского
района, но и земляков с Оймяконского улуса. По итогам поисковой работы проведен «Вечер
памяти» для ветеранов, где были представлены готовые материалы клуба «Поиск».
Силами учащихся 10 класса был выпущен буклет-брошюра «Муома улууьун Соболоох
нэьилиэгин сэрии кэминээ5и о5олоро».
Организован конкурс по оформлению стендов к
юбилею
Великой
Победы:
«Города-герои»,
«Награды
Великой
Отечественной»,
«Герои
пионеры», «Два мира- два детства», «Портреты ветеранов войны с Момского района».
№
Наименование мероприятия
сроки
1
Сбор
материала (воспоминания,
фотографии)
о
ветеранах войны и тыла, а также о детях войны
в теч.года
2
Подготовка
и
написание
докладов
по
собранным
информациям
в теч. года
3
Создание
презентаций Power
Point
и
буклетов-
брошюр по собранным материалам
в теч.года
4
Проведение вечера воспоминаний
май
5
Оформление стендов
втеч.года
6
Исследовательская деятельность учащихся
в теч.года
7
Конкурс рисунков «Поклонимся тем годам»
май
2.
Шефская работа
Отношения между обучающимися строятся на принципах уважения, взаимной помощи и
доверия. Уважать честь и достоинство старшего поколения, помогать ближнему в трудных
ситуациях,
беспокоиться
о
младшем
поколении
–
обязанности
членов
самоуправления
школьной организации «Новое поколение».
Одним из традиционных мероприятий школы является проведение Декады Добрых Дел,
посвященный Дню пожилых людей. Это мероприятие организует самоуправление школьной
организации: проводится рейд, составляется план работы, в течении месяца осуществляется
различная шефская помощь жителям села.
№
Наименование мероприятия
сроки
1
Декада Добрых Дел к Дню пожилых
октябрь, май
2
Шефская помощь ветеранам труда, пожилым людям
в теч.года
3.
Работа в музее
Балаган-музей школы им. Т.Толомона создан в 2007 году. Он посвящен местным
авторам, которые жили и живут в Момском районе. В музее ведутся работы:
встречи с ветеранами труда;
литературные вечера;
выставки книг и прикладного искусства;
соревнования по национальным настольным играм;
дополнительные занятия по выразительному чтению.
№
Наименование мероприятия
сроки
1
Ежегодные мероприятия ко дню рождения Тихона
Толомона (писатель-поэт)
октябрь
2
Выставка рисунков «Моя малая родина»
октябрь
3
Литературные вечера
ноябрь
Тематический
вечер,
посвященный
Дню
Конституции РФ
декабрь
4
Соревнования
по
якутским
национа льным
настольным играм
декабрь
5
Поисковая работа по сбору материала
(воспоминания,
фотографии)
о
ветеранах
труда,
жителях села
в теч. года
6
Проведение
воспитательского
часа,
посвященного
Дню Неизвестного солдата, Дню Героев Отечества
декабрь
7
Участие
в
республиканском
конкурсе
рисунков
«Якутяне – Герои Советского Союза»
декабрь
8
Ко н к у р с
в о е н н о - п ат р и о т и ч е с к и х
п е с е н ,
посвященных Героям Отечества
февраль
4.
Военно-спортивные мероприятия
Занятия по физкультурно-оздоровительной работе ведутся по двум направлениям:
Общеоздоровительное
направление
–
комплексы
физических
упражнений,
направленные
на
развитие
координации,
выносливости,
гибкости,
силы
и
ловкости.
Предупреждение
плоскостопия.
Занятия
на
природе.
Гигиеническая
гимнастика.
Прикладное физическое воспитание – прикладная акробатика: падение вперед,
падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок
вбок, кувырок назад.
№
Наименование мероприятия
сроки
1
Спортивные
соревнования
среди
девушек
«Кыыс
Ньургун» ( обучающихся с 5 по 11 кл)
ноябрь
2
Ебугэлэрбит оонньуулара «А5а уонна о5о»
февраль
3
Военизированная эстафета
февраль
4
Смотр песни и строя
февраль
5
Проведение улусного фестиваля «В здоровом теле –
здоровый дух»
март
5
Сдача норм ГТО
апрель
6
Военно-патриотическая игра «Зарница»
апрель
7
Эстафета, посвященная ко Дню Великой Победы
май
5.
Кружковая работа
1.
Учителем
технологии
(Хабаров
Э.С.)
проводится
кружок
моделирования
и
конструирования.
В честь 70-летия Великой Победы в 2015г. были представлены модели военной техники и
орудий, модели пехоты Красной Армии времен Великой Отечественной войны и макет
«Битва под Прохоровкой», которая заняла 1 м. в улусной выставке детского творчества,
посвященной к Великой Победе.
2.
Как дополнительное образование. ориентированное на выбор профессии военных
специальностей, полиции, МЧС проводится в работе кружка «Выбираем профессию»
для обучающихся 10-11 классов (рук. Хабарова М.Н., педагог-психолог):
- проводятся беседы по выбору профессий;
- организуются встречи со специалистами вышеназванных профессий;
- организуются участия в российских, республиканских заочных олимпиадах;
- проводятся конкурсы «Снежный барс 20..», «ЮДП», «Спасатель 20..» с дальнейшим
участием в районных, республиканских этапах.
Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный
организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени
благодаря
своему
воспитательному
потенциалу
определяет
ориентацию
конкретной
личности.
Данное направление воспитательной деятельности способствует выбору собственных
жизненных
ориентиров,
устойчивость
социальным
мотивам
поведения,
чувства
ответственности, патриотизма и интернационализма.