Автор: Сцепуржинская Татьяна Романовна
Должность: учителб французского языка
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №2 им. А.И. Герцена
Населённый пункт: город Клинцы Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мастер-класс по теме "Возможности технологии "Французская мастерская" в формировании УУД"
Раздел: полное образование
Мастер – класс по теме
«Возможности технологии «Французская мастерская»
в формировании УУД»
Цели: познакомить с технологией «Французская мастерская»,
показать применение данной технологии на уроках ФГОС, показать
на практике какие УУД формирует.
Формы и методы работы: беседа, упражнения, анализ ситуаций,
освоение и отработка конкретных навыков.
По окончании мастер-класса участники:
получат знания и навыки по технологии «Французская
мастерская»;
смогут создавать проекты уроков по новой технологии;
научатся использовать новые приемы в своей педагогической
практике.
План проведения мастер – класса
Слайд 2
Эта необычная система обучения разработана французскими
педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы
нового образования». У истоков движения стояли психологи П.
Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология
удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам,
поискам, целям.
Слайд 3
Сущность новой системы выражается в следующих основных
положениях:
1. Личность с новым менталитетом: «самостоятельная, социально
ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать
позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
1
2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями
практически ко всем видам человеческой деятельности: к
овладению естественным и гуманитарным знанием,
изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том,
какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Слайд 4
Мастерская – это совершенно иная форма организации
учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих
мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает и
строит сам. Вот некоторые принципы обучения в педагогической
мастерской:
· Равенство всех участников, включая мастера;
· Все способны к творчеству;
· Отсутствие оценки, соперничества;
· Чередование индивидуальной и коллективной работы;
· Важность не только результата творческого поиска, но и самого
процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
· Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и
результат деятельности.
Слайд 5
Выделяют следующие этапы мастерской:
1. Индукция (наведение) - предполагает создание мотивационной
базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.
2. Самоконструкция, следующий этап мастерской, представляет
собой этап индивидуальной работы. На данном этапе
осуществляется переход от чувств, эмоций к реальным действиям,
оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
2
Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции,
индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима,
первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам,
ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения.
3. Социоконструкция - третий этап, на котором организуется
парная работа.
Формирование пар должно происходить на основе
сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую
проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально
созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с
опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в
процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит
взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый
участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в
работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа
появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и
зафиксированы.
4, 5 Социализация и афиширование - следующие этапы
технологии «Французская мастерская». На данных этапах
результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем
участникам мастерской (класса) в процессе "презентация"
различных точек зрения на проблему в форме текстов,
стихотворений, рисунков, схем, проектов и т.п. Основная задача –
обеспечить, в некотором смысле, "официальное" признание
полученных результатов, взаимообогащение, формирование
творческого коллективного опыта.
6. Разрыв - шестой этап. На данном этапе каждый участник
мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения
проблемы, необходимость получения дополнительной информации,
которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно
оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе
мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт,
дополнить его.
3
7.
Рефлексия - седьмой этап. Одна из задач мастерской вызвать у
ученика положительные эмоциональные переживания, чувство
удовлетворения проведенной работой и полученными результатами,
ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие
данного этапа. Мастер создает условия для вербального
оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс
творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя
каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него
на занятии было наиболее важным и значимым.
Моя цель – не просто познакомить вас с технологией французских
мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику
образования интенсивных методов обучения и развития ребенка, а
показать, что данная технология применима на уроках ФГОС,
показать на практике и какие УУД формирует. Данная технология
удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам,
поискам, целям. И сейчас мы вместе попробуем смоделировать
урок по технологии «Французская мастерская».
У вас на столах есть распечатки, назовём их рабочими тетрадями,
которые помогут нам организовать нашу совместную деятельность,
а ход занятия я буду прерывать необходимыми пояснениями.
***************
"Один маленький - маленький мальчик первый раз пришел в школу.
Это была обыкновенная школа, но ему она казалась
очаровательным дворцом Света и Знаний. Его встретил учитель,
который показался Волшебником, умеющим все на свете. На уроке
мальчику велели нарисовать цветок, и он старательно и трепетно
выводил разноцветные лепестки на фоне торжественно голубого
неба. Но подошел учитель и поправил его: цветок должен быть
красного цвета, с четырьмя лепестками на тоненьком стебельке. И
показал работы других учеников. Прошел год. Мальчик пошел в
4
другую школу. И уже другой учитель попросил нарисовать все, что
мальчик пожелает. Но ребенок сидел и смотрел на белый лист
бумаги. «Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель.
- Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены
учителем? (Ответы)
Из этого следует, что учитель сегодня должен стать конструктом
новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на
использование обобщенных способов деятельности и создание
учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Слайд 6
- Добро пожаловать! Сегодня у меня к вам есть уникальное
предложение. Вам предоставляется возможность совершить
прогулку по Парижу. А я буду вашим гидом.
Слайд 7
Слайд 8
Этап Индукции – это, как вы видите, очень важный факт в
технологии развития личности. Он помогает учителю создать не
только эмоциональный настрой, но и мотивировать ученика к
дальнейшей деятельности, наталкивает ребёнка на осознание
проблемы, заставляет задуматься, заинтересоваться поисками
вариантов ее решения.
Мы в Париже. О чем вы думаете, когда слышите слово «Париж».
Ответы
А теперь, давайте произнесем это слово на французском языке. Но
прежде, проведем небольшую фонетическую зарядку.
5
- Сегодня мы совершим прогулку по Парижу. Вам предлагается
посетить несколько достопримечательностей этого вечно
романтического города. Они будут представлены на слайдах, а вы
должны соответственно повторять за мной на французском языке.
Ecoutez et répétez après moi! (Cлушайте и повторяйте за мной)
Слайды 9 - 15
C`est bien! (Очень хорошо)
- А теперь давайте догадаемся, какие объекты я вам предложила
посетить и с помощью карточек найдем нужный.
Работа по карточкам.
Ecoutez et répétez après moi! (Cлушайте и повторяйте за мной)
Слайд 16
Слайд 17
- Мы сейчас с вами успешно справились с этапом
«Самоконструкции», который был организован с помощью приёма
« Вместе всё». Этот приём способствует формированию УУД и
извлечения необходимой информации из долговременной памяти.
Вы заметили, что информация выбиралась быстро в хаотичном
порядке. Я как учитель французского языка могу использовать этот
приём следующим образом, как «слово-перевод».
А как мы ещё можем использовать полученную информацию?
Правильно, найти представленные достопримечательности на карте
Парижа.
Слайд 18
Слайд 19
-И вот теперь на пике мотивации мы с вами переходим к этапу
«Социоконструкции».
6
В парах вы должны будете обсудить свой личный опыт с вашим
партнёром и оценить его. Для этого нам понадобится речевое
клеше:
Слайд 20
Je vois … (Я вижу … ) Ça me plait! (Это мне нравится)
Je vois … Ça ne me plait pas! (Это мне не нравится)
Итак, обсудите.
А теперь я попрошу вас объединиться в 4-ки, обсудите ваш общий
опыт и для этого вы должны воспользоваться следующим клеше:
Слайд 21
Nous voyons … (Mы видим … ) Ça nous plait! (Это нам нравится)
Nous voyons … Ça ne nous plait pas! (Это нам не нравится)
И теперь один представитель вашей группы представит ваш общий
опыт, используя клеше.
Слайд 22
-Вы успешно справились с этапами « Социализации» и
«Афиширования». Вы успешно обобщили свой опыт. Вы
понимаете, что организация работы в группе может вводиться с
помощью любых интерактивных приёмов.
- А теперь, вы должны определиться, каким видом транспорта вы
будете пользоваться, чтобы посетить эти достопримечательности.
Я предлагаю вам три вида транспорта.
Слайды 23 - 26
Вам надо определиться, какой вид транспорта подойдет каждой из
ваших групп.
7
Слайд 27
Je prends … . ( Я сажусь в …)
Nous prenons … . ( Мы садимся в …)
А пока вы общаетесь, я вас оставлю на минутку.
Слайд 28
На данном этапе участники находятся на этапе « Разрыва».
Слайд 29
Этап « Разрыва» характеризуется резким прекращением знаний, за
счет получения новой информации, за счет возникновения
противоречий. Какие же противоречия могут возникнуть?
Слайд 30
Это противоречия между мнением группы и моим собственным, а
также противоречия между предлагаемой информацией и моим
собственным мнением. И сейчас мы узнаем, как же с этим заданием
справились наши группы и предложить им оценить это самим.
Давайте попробуем оценить, как вам удалось договориться между
собой.
Слайд 31
В этом поможет нам приём « Могу больше» Покажите свои
смайлики.
Слайд 31
Слайд 32
И мы с вами подошли к очень важному этапу- этапу « Рефлексии».
Я предлагаю вам прогулку по Елисейским Полям вместе с Джо
Дассеном. Текст песни с русской транскрипцией у вас на столах
Слайд 33
Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик?
8
(Ответы)
«Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель. И мальчик заглянул в
рисунки других учеников: там были роскошные дворцы и
прекрасные принцессы, смелые рыцари и чудесные леса,
удивительные птицы порхали среди праздничных цветов. Мальчик
вздохнул и, обмакнув кисть в краску, вывел четыре красных
лепестка на тоненьком стебельке".
Какие эмоции испытываете вы в данный момент?
(Ответы)
Моя работа нацелена на то, чтобы предоставить ученику
возможность самостоятельно открывать новые знания, потому что,
как сказал Сократ: «Человек не может научиться играть на
флейте, не приставив её к губам».
Как все эти этапы связаны с уроком ФГОС, какие УУД формируют?
Давайте попробуем разобраться.
Слайд 34
Универсальные учебные действия – это совокупность способов
различных действий, способствующих активному саморазвитию
обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми
знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной
идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми
словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».
9
Слайд 35 Работа с таблицей.
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение
ценностно
–
смысловой
ориентации
обучающихся.
Также
они
способствуют
определению
человека
своего
места
и
роли
в
обществе
и
установлению
благополучных
межличностных
отношений. (Социоконструкция и афиширование)
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия,
которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной
деятельности. (Самоконструкция, Разрыв)
Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые
включают в себя:
Самостоятельную постановку познавательной цели
Поиск и структурирование необходимой информации при
помощи различных средств
Смысловое чтение
Моделирование
(Самоконстукция)
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие
социальную компетентность, способствующие получению навыков
построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную
среду. К ним относят:
10
Поиск благополучного выхода из конфликтов
Умение правильно формулировать вопросы
Способность полно и точно выражать свои мысли
Контроль и коррекция поведения партнера в группе
(Социоконструкция и афиширование, Рызрыв)
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации
занятий, инновационная технология обучения, которая помогает
создать на занятиях благоприятную атмосферу, психологический
комфорт, развивает у учащихся познавательные, регулятивные,
коммуникативные и личностные универсальные учебные
действия, интерес, учебно-познавательную мотивацию,
исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и
эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества
(сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или
коллективного открытия.
Слайд 36
Этап Рефлексия проводится устно.
-Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
11
Какое открытие сделал…
Я узнал…
**********************************************************
Спасибо! Вы согласитесь, что в течение мастер-класса, вы сами
принимали решения, вы сами оценивали результаты своей
деятельности, в игре вы сами выбирали себе транспорт, значит в
ходе нашего мастер-класса вы «самосовершенствовались».
Надеюсь, что эти распечатки помогут вам. Вам спасибо за участие,
а вам спасибо за внимание!
Слайд 37
12