Напоминание

"Развитие исследовательских умений"


Автор: Балданова Соелма Бимбадоржиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ - СОШ № 18
Населённый пункт: город Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательских умений"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие исследовательских умений

Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем в жизни каждого человека, от

которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, не только школьной жизни. Дети по

своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им

интересно

всё.

Поддержать

стремление

ребёнка

к

самостоятельной

деятельности,

способствовать

развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности –

задачи, которые мы пытаемся решить. Конечно, навыки и умения развиваются у человека в течение всей

жизни, однако, стоит обратиться к мнению специалистов, которые констатируют, что в становлении

человеческой индивидуальности есть определённые сензитивные (чувствительные) периоды. Приходя в

начальное звено, первоклассник, проходит, как минимум, три важнейших периода, поэтому задача ОУ

создать необходимые условия для него, с учётом его индивидуальных особенностей.

Главным

правилом

педагога

становится

умение

учителя

«Увидеть»

ученика,

его

проблемы,

профессионально и точно научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и

поддержать каждый успех ребёнка. Однако такая профессиональная деятельность не может опираться

только на педагогические наблюдения и интуицию педагога. Успешное управление требует, прежде

всего, чёткого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха учеников:

Из данной таблицы, наглядно видно, что успешным можно считать ученика, имеющего высокий

уровень познавательной мотивации. Ученик должен обладать не только определённым минимумом

предметных знаний, но и сформированными общеучебными умениями и навыками. Мы должны дать

обучающемуся необходимый инструментарий, позволяющий ему проникнуть в сущность предмета,

включить его в активную практическую и мыслительную деятельность. Можно предположить, что

заложенная в Программу развития модель выпускника начальной ступени, направлена на то, чтобы

сделать процесс обучения успешным. Ученик становится субъектом учебно-воспитательного процесса.

Для реализации данной модели нужна не только урочная, но и внеурочная деятельность.

Целью

учебно-исследовательской

деятельности

является

поиск

объяснения

и

обоснования

определенных фактов, явлений, закономерных связей и отношений, поиск нового способа или средства

деятельности, а результатом - субъективное открытие. Поиск же - это специально организованное

разыскивание

чего-либо;

творческая

работа,

направленная

на

открытие

нового

в

науке.

Такое

трактование

понятие

«поиска»

более

соответствует

исследовательской

деятельности.

Под

самостоятельной

же

деятельностью

учащихся

понимают

учебную

деятельность,

осуществляемую

учениками на учебных занятиях или дома по заданию учителя, под его руководством.

Роль учителя в организации самостоятельной работы учащихся заключается в формулировке и

разъяснении

заданий,

инструктировании,

наблюдении

за

работой,

ответов

на

вопросы

учеников,

корректирования работы, проверке и анализе результатов.

В

целом

под

исследовательскими

умениями

понимают

систему

интеллектуальных

и

практических

умений

учебного

труда,

способность

самостоятельных

наблюдений,

опытов,

приобретаемых в процессе решения исследовательских задач.

Параметры успеха ученика

Мотивация

Система

знаний

Умения и

навыки

Познавательная

сфера

Психофизиологиче

ские свойства

Важно именно в начальной школе создать условия для реализации возрастной потребности в

поисковой активности. Основу исследовательской деятельности составляют:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

На современном этапе развития образования учителя могут:

включить

младших

школьников

в

самостоятельное

решение

учебных

задач

и

помогать

почувствовать удовольствие от исследовательской деятельности;

целенаправленно формировать мышление, развивать интеллектуальные умения.

Главным в развитии интеллектуальных умений является критическое мышление;

создать условия для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Учитывая срок обучения в начальной школе и важность отдельных способов деятельности для

детей младшего школьного возраста, появляется необходимость выделения группы таких действий,

которые являются важнейшими, незаменимыми в структуре каждого исследовательского умения и

доступными для усвоения материала на начальном этапе обучения.



В раздел образования