Автор: Кабанцева Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Большая Романовка
Населённый пункт: -
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка в 1 классе
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Ударение (общее представление)»
Цель урока: формировать умение определять ударение в словах, познакомить со
случаями, когда ударение не ставится.
Задачи:
Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость,
внимание, речь, самостоятельность;
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, настойчивость в
достижении цели, культуру общения, аккуратность в работе.
Здоровьесберегающая: работа по предупреждению и сохранению здоровья
учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и
снижение утомляемости.
Планируемые результаты:
Учащиеся узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги», узнают
случаи, когда ударение не ставится; ставить ударение в словах; выполнять задания
творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её
результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной
форме;
- составлять целое из его частей;
-на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному
основанию;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; - использовать
в общении правила вежливости;
-участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в
паре);
- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему
решению;
Личностные: взаимодействуют в группе, паре, проявляют интерес к
услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
иметь представление о причинах успеха в учебе.
Методы и приемы: работа в группах; в парах, беседа, самостоятельная работа,
игра.
Технологии: проблемно – диалогического мышления, личностно –
ориентированная, здоровьесберегающая, исследовательская, игровая, ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Учебник, карточки с
заданием; презентация по теме урока, материал для самооценки.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Мы пришли сюда (учиться) СЛАЙД 1
Не лениться, а …(трудиться)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то…(получает)
«С маленькой удачи начинаются большие успехи»
- Как понимаете слова?
- Пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока. Я желаю, чтобы
вам сегодня на уроке сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть
успешным. Желаю вам новых открытий.
- На партах карточка самооценки, будете оценивать свою работу
2.Минутка чистописания.
- Внимательно посмотрите на строчку букв и скажите, какую букву будем писать:
она встречается чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она прописана?
в р у п у д з у у в д
- Определите закономерность букв во втором ряду: Уу УУуу …
- Продолжите запись до конца строчки, соблюдая закономерность. Самую
красивую букву подчеркните.
Работа с учителем.
3.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
- Тему сегодняшнего урока вы определите, разгадав анаграмму.
ДА-НИ-У-РЕ-Е (ударение)
- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?
- Будем работать по плану.
-Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли?
- Итак, что мы уже знаем об ударении?
- Что хотим узнать?
что такое ударение и его значение?
как называется слог, на который падает ударение?
как называются слоги, на которые не ставится ударение?
в каких словах ударение не ставится?
- Зачем мы хотим это узнать? (Чтобы наша речь была правильной)
Самостоятельная работа
4. Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
- Отгадайте загадки. (На листочках)
-Составьте слова-отгадки из разрезной азбуки. Разделите их на слоги.
1.Человечки сели в ряд,
Обо всём нам говорят. (Бук-вы)
2.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж..
Что же это? (Ка-ран-даш)
3. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел)
4. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (Тет-радь)
- Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2?
(двухсложные), из 3?
Листы самооценки: оцениваем свою работу, закрашиваем смайлик.
Работа с учителем.
Взаимопроверка.
Листы самооценки: оцениваем свою работу, закрашиваем смайлик.
5. «Открытие» нового знания.
- Чтобы узнать нового, проведем исследование. Выясним, что такое ударение.
- Сейчас я прочитаю стихотворение:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
- О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?
- Почему один из слогов в слове назван ударным?
- Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)
- Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в
руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)
- Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)
- А голосом? (выделяли силой голоса..)
Вывод:
- Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)
– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли
карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)
– А другие слоги? (безударные)
- Молодцы, какое открытие сделали?
Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике?
Самостоятельная работа
Игра «Найди лишнее». (Работа в парах)
- Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение (работа по
карточкам)
1. Груша, вишня, слива, берёза.
2. Дача, кот, домик, крыша
Работа по алгоритму: (у каждой пары)
1.
Подчёркиваем гласные.
2.
Делим на слоги.
3.
Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.
4.
Ставим ударение.
Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)
Работа с учителем
- Какое слово лишнее в первой строчке? (берёза), а во второй? (кот).
- Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится).
- Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение? (Ударение не ставят
в словах с 1 слогом и не ставят в словах с буквой ё)
Работа по учебнику: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с
правилом в учебнике?
Листы самооценки: оцениваем свою работу, закрашиваем смайлик.
Самостоятельная работа
6. «Открытие» новых знаний (продолжение)
-А теперь выясним, какую роль играет ударение.
Работа в группах.
- Каждой группе даю карточку, в которой написаны слова: замок, гвоздики, село,
ирис, кружки, пугало…
-Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании
выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и
зачитает слова, выделив ударение.
- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое
место?
(На доске спроектированы картинки.)
Работа с учителем.
Проверка.
Вывод: - Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов)
Чтение «Сказка про ударение» (учителем) (Приложение 3)
-Что нового вы узнали из сказки?
- Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает разли-
чать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)
- А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Если все слоги
произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)
Физкультминутка (для глаз) «Рисуем конверт глазами» 1 мин
Самостоятельная работа
7.Первичное закрепление.
-Теперь свои открытия закрепим на практике.
(Разноуровневые задания)
1 уровень (легкое): соединить рисунок и слово (стрелки, кружки,…).
2 уровень (трудное): поставить над словами ударение.
На костре варилась вкусная уха. У зайца два длинных уха.
Проверка. (Чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных
ударений).
Листы самооценки: оцениваем свою работу, закрашиваем смайлик.
Работа с учителем
- Пока мы занимались исследованием, в классе распустился красивый цветок. На
его лепестках что-то написано. Ученики по очереди отрывают лепесток от
ромашки и дополняют предложение.
Ударение может изменить … (смысл слова).
Ударение … (падает) на любой слог.
Ударение не ставится в словах с …(буквой ё и односложных словах).
Всегда ударная … (ё).
Слог, который произносится с большей силой, называется … (ударный).
Слог, который произносится с меньшей силой, называется … (безударный).
В слове может быть … (один) ударный слог.
Выделение голосом одного из слогов в слове называется … (ударением).
8.Подведение итогов.
- Какова была цель?
- Удалось ли достичь ее?
9. Рефлексия
- Дополните предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Своей работой на уроке…
- Оцените свою работу на уроке.
-
Кто
считает,
что
у
него
все
получилось,
на
полях
в
тетради
поставьте
восклицательный знак (!).
Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил
тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).
- Молодцы! Спасибо за урок! Все встали. Урок окончен.