Автор: Черепкова Ирина Владимировна
Должность: учитель физики, зам.дир УВР
Учебное заведение: МКОУ Казинская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Павловский район село Большая Казинка
Наименование материала: статья
Тема: Учебная мотивация в процессе обучения
Раздел: среднее образование
Учитель физики
МКОУ Казинская СОШ
Павловский район
Воронежская область
Учебная мотивация в процессе обучения.
Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего,
самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно
должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие
сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный стандарт содержит подробное описание
личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Особое внимание в нем уделено формированию у учащихся навыков учения.
Так, в Стандарте речь идет о необходимости «формирования
ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде». Но
для достижения подобных результатов педагогу необходимо иметь
представление как об учебной мотивации в целом, так и о видах учебных
мотивов и способах их формирования.
При переходе ребенка в среднюю школу происходят объективные
изменения в условиях обучения:
• увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик;
• появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные
требования к учебной деятельности школьников;
• усложняется материал школьных программ, требующий новых
уровней учебной деятельности;
• расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий;
• ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса,
так и вне школы.
У подростка на первый план выходит потребность в социальных кон-
тактах со сверстниками, желание занять определенное место в группе,
установить доверительные отношения с друзьями. Это, несомненно,
оказывает влияние и на учебную деятельность, на учебную мотивацию. В
этот период у подростков укрепляются учебно-познавательные мотивы,
интерес к новым знаниям. Интерес к фактам сменяется интересом к
закономерностям, а также к способам приобретения знаний. Развитию
широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие
виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).
Большие возможности для личностного развития предоставляет проектная
деятельность, которая позволяет подростку раскрыть свой потенциал, узнать
что-то новое, проявить свои способности. В подростковом возрасте
продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования
становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают
близкие цели – сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок – без
отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития
личности в целом. Нередко интерес к знаниям выходит за пределы школьной
программы. Появляется активное стремление подростка к самостоятельным
формам учебной работы. Происходят изменения и в социальных мотивах.
Обогащаются представления подростков о нравственных ценностях, идеалах
общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения.
Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель постоянно
показывает школьникам возможность использования результатов учения в
будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании. У
подростка проявляется интерес ко всем формам групповой и коллективной
работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в
общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и
самоутверждении через отношения с другими людьми. Также в подростковом
возрасте продолжают формироваться навыки контроля и самоконтроля.
Учитель может помочь школьнику в осознании и оценке отдельных сторон
его учебной деятельности и личности в целом.
Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и
школьники совместно, как «коллеги», осуществляют поиск нового знания и
новых путей его обнаружения. Следует отметить, что в отличие от младшего
школьного возраста у подростков возникает иногда весьма критический
взгляд на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости педагога,
при возникновении конфликтной ситуации сплачиваются в группы против
учителя. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в
большей их избирательности, локализации, а также во все большей связи их с
практической деятельностью. Итак, в подростковом возрасте формируется
устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном
предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным
коллективным формам учебной работы, а также интерес школьников к
использованию результатов учебной работы в социально значимых видах
деятельности (труд, самообразование, общение). Этот возраст является
ресурсным для формирования коммуникативных навыков, для развития
самосознания, самооценки, самоконтроля, для развития широких
познавательных интересов.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения
может
быть
назван
центральным,
так
как
мотив
является
источником
деятельности
и
выполняет
функцию
побуждения
и
смыслообразования.
Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от
интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Приемы повышения мотивации учения у школьников при изучении
предмета:
1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание
понадобится при изучении какого то последующего материала, важность
овладения которым сомнения не вызывает.
3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
4. Прием четвертый: ролевой подход.
5. Прием пятый: деловая игра.
6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
7. Прием седьмой: игры и конкурсы.
8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и
т.п.
Что должен чувствовать ученик при эффективной мотивации:
1) Признание своего вклада в результаты работы.
2) Что полученная им оценка объективна и заслужена.
3) Положительное оценивание больше стимулирует, чем отрицательное.
4) Что оценка поставлена сразу после правильного решения.
Таким образом, мотив — это своего рода механизм, который вызывает
активность и определяет направление и содержание действия.
Выделяется три функции мотива в качестве регулятора:
1) побуждение к активности, деятельности (энергетический потенциал);
2) выбор направленности деятельности (вектор «мотив-цель»);
3) придание личностного смысла деятельности, что повышает уровень
осознания причин действий и поступков
.
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе
обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную
мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ
ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В
ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
/В. Сухомлинский/