Напоминание

"Сила характера человека"


Автор: Королькова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Урок литературы
Тема: "Сила характера человека"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока «Сила характера человека.

(По рассказу Шолохова «Судьба человека»)»

Составила: Королькова Т.В., учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №22, г. Ставрополь

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятия: урок теоретических и практических работ.

Цели и задачи:

- образовательная цель: формирование знаньевой компетенции;

образовательные задачи: уяснение понятия «русский национальный характер

через изучение рассказа Шолохова «Судьба человека»;

- развивающая цель: формирование деятельностной компетенции;

развивающие задачи: развитие навыков чтения и анализа текста; закрепление

умений характеризовать образ героя; отработка навыков индивидуальной и

коллективной работы; развитие речи, устной и письменной;

-

воспитательная

цель:

формирование

эстетического

вкуса,

чувства

патриотизма, чувства уверенности в трудных жизненных ситуациях;

воспитательные

задачи:

вызов

интереса

к

литературе;

формирование

эстетического идеала доблести, чести, ответственности русского человека;

привлечение

внимания

обучающихся

к

проявлениям

любви

героя

произведения

к

русской

земле,

к

своей

семье;

актуализация

проблемы

поведения человека в экстремальной ситуации.

Методы

обучения:

наглядные

(просмотр

видеофрагментов),

словесные

(обсуждение семинарских вопросов), практические (сочинение эссе).

Междисциплинарные связи: история.

ТСО: ноутбук, проектор, экран.

Наглядность: презентация, видеоматериал.

Литература для учителя и обучающихся:

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература ХХ века. 11 класс: Учебник для

общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.ΙΙ. – М., 2008.

Ход урока.

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия,

действия порождают привычки, привычки формируют характер,

который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

1.

Организационный этап

2.

Работа над темой урока

3.

Представление темы. Постановка целей и задач.

- Прочитайте тему и определите цель занятия. Начните определение так:

«Изучить…».

Преподаватель

корректирует

постановку

цели:

«Изучить

рассказ

Шолохова «Судьба человека», чтобы понять связь характера человека с его

судьбой».

4.

Мотивация учебной деятельности

Планирование деятельности.

1) Знакомство с произведением, анализ, обсуждение.

2) Написание мини-эссе.

Система оценивания.

Оценки:

1)

за

активность

при

ответах

на

уроке

по

степени

полноты

и

правильности представленного материала (накопление не менее 3-х

карточек),

2) за сочинение эссе.

Возможно суммирование оценки за 2 вида работы.

5. Актуализация знаний. Вызов.

- Что такое судьба?

- Какие жизненные обстоятельства могут кардинально изменить

судьбу человека? И как изменить? Запись гипотез.

Составление

кластера

по

ответам

обучающихся

(влюбиться,

выиграть

в

лотерею,

быть

брошенным

любимым

человеком,

потерять близких, страдать от неизлечимой болезни)

-

Шолохов

пишет

рассказ

«Судьба

человека».

Какого

человека?

Почему не названо имя этого человека?

-

Литературное

произведение

это

всегда

художественное

обобщение определённой эпохи. Обратимся к рассказу,

выясним,

как планировали судьбу люди первой половины ХХ века и насколько

планы эти осуществились.

2.

Усвоение новых знаний.

Видеопрочтение рассказа Шолохова «Судьба человека». Анализ:

- Каковы же изначально были планы на жизнь главного героя? (Семья.

Дом. Счастье домашнего благополучия)

- Что меняет быт главного героя? (Война: потеря жены, детей, дома.)

- Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни

А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на

один со своей жестокой судьбой. Как может измениться человек, который

попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих,

спиться, лишить себя жизни.) Шолохов скупо пишет про этот период жизни

Соколова: работал, начал выпивать.

-

Но

наш

герой

не

ожесточился. Что

изменило

жизнь

А.

Соколова?

( Встреча с мальчиком.)

- Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)

-

Вернёмся

к

нашим

гипотезам.

Получила

ли

какая-нибудь

из

них

подтверждение? (Трудные жизненные обстоятельства сильных характером

людей закаляют, не дают погибнуть.)

- А что такое характер? Что значит сильный характер? Разбираем значение

слов

«характер»

по

словарю

Ожегова.

ХАРАКТЕР:

совокупность

психических,

духовных

свойств

человека,

обнаруживающихся

в

его

поведении.

Сильный,

волевой,

твердый,

смирный

характер.

Выдержать

характер

-

”сохранить

твердость,

не

уступить

в

чем-нибудь”. Человек

с

характером

-

”с

твердым

характером”.

Человек

без

характера

-

”слабовольный” ХАРАКТЕР: отличительное свойство, особенность, качество

чего-нибудь. Затяжной х. болезни. Беседа делового Х. Х. местности.

- У Андрея Соколова сильный характер?

Видеонаблюдение и анализ эпизода «Допрос».

- За что хотели убить Соколова?

- Как чаще всего ведут себя люди, узнав о скорой смерти? О чём думает

Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина? (Торжество в честь взятия одного из городов. Казнь –

символ

власти

фашиста

над

жизнью

русского

человека,

доказательство

превосходства.)

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, Мюллер устраивает ритуал с

выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой

победы?

- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг Человека, Мужчины,

Солдата? (“На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё

снести, если к этому нужда позвала”.)

3.

Проверка понимания полученных знаний

- Какие же черты характера проявляются в эпизоде «Допрос»?

- Характер Соколова стал проявляться только в войну? Какие ещё черты

силы характера вы подметили в образе Андрея Соколова при знакомстве с его

довоенной судьбой?

Составляется копилка судьбы. (Обучающиеся на доске записывают черты

характера, которые являются главными в жизни человека).

- Это уже черты не одного человека, а многих и разных русских людей. А

значит можно говорить об этих чертах, как чертах русского национального

характера.

-

В

учебнике 9 класса: Социальная и экономическая география России

(Авторы:

Алексеев

А.И.,

Николина

В.В.

- Москва,

1996,

2004)

вот

как

описываются

процессы

формирования

русского

национального

характера

этнографами ХХв.: «Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на

каждом

шагу

преодолевать

препятствия

и

затруднения

сделала

его

терпеливым

в

борьбе

с

лишениями,

невзгодами,

малотребовательным

к

благам

жизни.

Нет

народа

менее

избалованного

и

притязательного,

приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем

великороссы».

Видеонаблюдение: черты русского национального характера.

-

Вслушайтесь

в

слова

песни

Юрия

Шевчука,

всмотритесь

в

киноиллюстрации: какие ещё черты русского национального характера могут

пополнить копилку судьбы.

4.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы

Перспективное

задание:

участие

в

конкурсе

сочинений

«Великая

Отечественная война в судьбе моей семьи».

5.

Первичный контроль знаний.

- Напишите эссе объёмом не более 10 предложений. Объясните в эссе,

каким бывает характер человека, как характер влияет на судьбу человека,

какие черты характера следует развивать, чтобы преодолеть любые, даже

самые страшные жизненные обстоятельства.

6.

Рефлексия.

-

Сегодня

вы

преодолели

неожиданное

жизненное

обстоятельство:

присутствие

сразу

нескольких

преподавателей

на

уроке.

Скажите,

что

помогло вам чувствовать себя успешным, а что вы хотели бы вернуть и

изменить.

-

Я

рада

вашей

готовности

меняться:

работа

сегодняшнего

урока

не

прошла даром.

Обращение к эпиграфам урока: чтение назиданий.

7.

Выставление

и

комментирование

оценок,

определение

степени

участия каждого обучающегося.

- Вложите оценочные карточки в тетрадь, сдайте работы на проверку.



В раздел образования