Автор: Гресева Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Бугаевская СОШ
Населённый пункт: с. Бугаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока литературы
5 класс
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;
2) способствовать формированию умений читать , комментировать и анализировать художественный текст;
3) обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного
4) учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
5) речевое самосовершенствование учащихся.
Словарная работа: псевдоним.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Слово учителя .
-Ребята, вы прочитали еще одну литературную сказку, которая называется «Черная курица, или Подземные жители». Ее автор - Антоний
Погорельский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со
словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной
деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Настоящее имя автора этой удивительной сказки - Алексей Алексеевич Перовский (1787 – 1836). Имя Погорельского Алексей
Алексеевич взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. А. Погорельский – один из образованнейших людей России, участник войны 1812
года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский написал в 1829 г. для своего племянника Алеши, ставшего
впоследствии замечательным русским писателем, поэтом, драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.
-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?
--Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )
-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)
-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе,
остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики
разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,
часто
ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).
-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к
главному герою по мере развития действия сказки:
Сочувствие - Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы
попасть домой.
Симпатию - Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается
помогать взрослым, украшает свечи.
Восхищение - Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,
который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою
любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался
появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.
Недоумение - Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям
Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик
погладил кошку за лапку.
Досаду - Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.
Растерянность - Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал
урок свой, какой бы ему ни задали».
.
Сожаление - Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,
Шалил, мешал другим детям заниматься.
Разочарование - Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился
«своими» успехами перед товарищами.
Негодование - Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну
Возмущение- подземных жителей из-за боязни быть наказанным за
неподобающее поведение.
Сострадание - Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и
тяжело переживает свое малодушие
Надежду - Алеша хочет, может и должен исправиться
Радость - Все снова полюбили Алешу
-Ребята,
посмотрите,
пожалуйста,
на
слова,
записанные
на
доске
(сочувствие,
симпатия,
восхищение,
недоумение,
досада,
растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем
мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.
-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку в «Черная курица, или Подземные жители» (волшебная сказка).
-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица,
волшебное царство)
-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)
-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об
Алеше и Черной курице? (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).
-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство?
(Быть скромным).
-А что значит «быть скромным» в данном тексте? (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).
-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну».
-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое
давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что все дается человеку трудом, и
лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).
-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко? (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает,
насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого
последнего ученика).
- А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей? (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя
ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).
- А почему больше всех пострадала Чернушка? (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно
Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).
- Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей? (Нет, он простил Алешу и уходит
навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).
- А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).
- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова
полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг,
которых, впрочем, ему и не задавали»
Всем нам знакомы слова: « Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка
учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).
- Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые
особенно привлекли ваше внимание? («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю
самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай,
что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и
потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на
человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).
-
Ребята,
мы
окунулись
в
завораживающий м и р сказки
Антония
Погорельского
«Черная
курица,
или
Подземные
жители»,
поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение!
Картины сказочного мира причудливо перемежаются у А. Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о
пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир
со сказочным, и получается , что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за
работу.
3. Домашнее задание. Заполнить таблицу
Характер Алеши
До получения зернышка
Имея зернышко
Урок
русского языка в 8 классе"Сказуемое и способы его выражения"
Тема урока: "Сказуемое и способы его выражения", главная цель — рассмотреть типы сказуемого. Урок проводится с использованием
компьютера (презентация, Notebook). Урок содержит основные этапы урока: оргмомент, повторение (орфоэпическая и синтаксическая
разминки), при изучение нового материала используется проблемный метод, закрепляется материал в тесовой форме и в форме игры.
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме « Сказуемое и способы его выражения»
Тип урока – урок изучения нового материала
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
Формирование орфоэпических и синтаксических навыков ;
обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемых;
формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.
Оборудование: презентация, программа Notebook, карточки, учебник.
Ход урока
I.Оргмомент. Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке. (слайд
№3)
II.Повторение. Синтаксическая разминка. Ученики работают в программе Notebook.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения,
сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы.
Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой.
Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее.
(В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.
III.Орфоэпическая разминка
Проставить ударения (ударения ставят в программе Notebook, а проверяют в презентации слайд №5)
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить,
пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.
V.Повторение. Что такое сказуемое.(Слайд№6)
Пользуясь схемой, рассказать о сказуемом.
VI.Работа над темой урока
(ученики работают в программе Notebook, определяют сказуемые и в зависимости от их особенностей делят
их на группы)
Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень
хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
— Сколько групп сказуемых у вас получилось ?
— В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?
-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?
-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?
( схема составляется в программе Notebook ).
Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.
Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.
VII.Закрепление изученного материала.
1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип,
обосновывают свой ответ)
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
2. Игра «Третий лишний». (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее»
предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес- наше богатство. Мы стали подниматься в горы.
VIII.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки:
Понравился ли мне урок…
Что мне понравилось на уроке…
Что мне не понравилось на уроке…
Как я проявил себя на уроке…
Понял ли я тему урока…