Напоминание

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»


Автор: Гресева Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Бугаевская СОШ
Населённый пункт: с. Бугаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока литературы

5 класс

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;

2) способствовать формированию умений читать , комментировать и анализировать художественный текст;

3) обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного

4) учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

5) речевое самосовершенствование учащихся.

Словарная работа: псевдоним.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Слово учителя .

-Ребята, вы прочитали еще одну литературную сказку, которая называется «Черная курица, или Подземные жители». Ее автор - Антоний

Погорельский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со

словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной

деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Настоящее имя автора этой удивительной сказки - Алексей Алексеевич Перовский (1787 – 1836). Имя Погорельского Алексей

Алексеевич взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. А. Погорельский – один из образованнейших людей России, участник войны 1812

года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский написал в 1829 г. для своего племянника Алеши, ставшего

впоследствии замечательным русским писателем, поэтом, драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?

--Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )

-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе,

остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики

разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,

часто

ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к

главному герою по мере развития действия сказки:

Сочувствие - Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатию - Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение - Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою

любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался

появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение - Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик

погладил кошку за лапку.

Досаду - Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность - Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

урок свой, какой бы ему ни задали».

.

Сожаление - Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,

Шалил, мешал другим детям заниматься.

Разочарование - Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

«своими» успехами перед товарищами.

Негодование - Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

Возмущение- подземных жителей из-за боязни быть наказанным за

неподобающее поведение.

Сострадание - Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

тяжело переживает свое малодушие

Надежду - Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость - Все снова полюбили Алешу

-Ребята,

посмотрите,

пожалуйста,

на

слова,

записанные

на

доске

(сочувствие,

симпатия,

восхищение,

недоумение,

досада,

растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем

мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.

-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку в «Черная курица, или Подземные жители» (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица,

волшебное царство)

-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об

Алеше и Черной курице? (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство?

(Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте? (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое

давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что все дается человеку трудом, и

лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко? (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает,

насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого

последнего ученика).

- А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей? (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя

ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

- А почему больше всех пострадала Чернушка? (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно

Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

- Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей? (Нет, он простил Алешу и уходит

навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

- А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова

полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг,

которых, впрочем, ему и не задавали»

Всем нам знакомы слова: « Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка

учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).

- Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые

особенно привлекли ваше внимание? («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю

самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай,

что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и

потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на

человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).

-

Ребята,

мы

окунулись

в

завораживающий м и р сказки

Антония

Погорельского

«Черная

курица,

или

Подземные

жители»,

поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение!

Картины сказочного мира причудливо перемежаются у А. Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о

пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир

со сказочным, и получается , что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за

работу.

3. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Характер Алеши

До получения зернышка

Имея зернышко

Урок

русского языка в 8 классе"Сказуемое и способы его выражения"

Тема урока: "Сказуемое и способы его выражения", главная цель — рассмотреть типы сказуемого. Урок проводится с использованием

компьютера (презентация, Notebook). Урок содержит основные этапы урока: оргмомент, повторение (орфоэпическая и синтаксическая

разминки), при изучение нового материала используется проблемный метод, закрепляется материал в тесовой форме и в форме игры.

Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме « Сказуемое и способы его выражения»

Тип урока – урок изучения нового материала

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

Формирование орфоэпических и синтаксических навыков ;

обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;

ознакомление с разными типами сказуемых;

формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

развитие умения выполнять комплексный анализ текста;

воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.

Оборудование: презентация, программа Notebook, карточки, учебник.

Ход урока

I.Оргмомент. Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке. (слайд

№3)

II.Повторение. Синтаксическая разминка. Ученики работают в программе Notebook.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения,

сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы.

Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой.

Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее.

(В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.

III.Орфоэпическая разминка

Проставить ударения (ударения ставят в программе Notebook, а проверяют в презентации слайд №5)

Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить,

пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.

V.Повторение. Что такое сказуемое.(Слайд№6)

Пользуясь схемой, рассказать о сказуемом.

VI.Работа над темой урока

(ученики работают в программе Notebook, определяют сказуемые и в зависимости от их особенностей делят

их на группы)

Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.

Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень

хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.

— Сколько групп сказуемых у вас получилось ?

— В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?

-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?

-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?

( схема составляется в программе Notebook ).

Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.

Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.

VII.Закрепление изученного материала.

1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип,

обосновывают свой ответ)

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

Профессор был заметно взволнован.

Сюда приезжали директора предприятий

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.

2. Игра «Третий лишний». (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее»

предложение, обосновывают свой ответ)

А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.

Б.Солнце начало пригревать землю. Лес- наше богатство. Мы стали подниматься в горы.

VIII.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки:

—

Понравился ли мне урок…

—

Что мне понравилось на уроке…

—

Что мне не понравилось на уроке…

—

Как я проявил себя на уроке…

—

Понял ли я тему урока…



В раздел образования