Напоминание

Неделя математики в школе "Путешествие по государству Математика"


Автор: Ольга Михайловна Мальцева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ ООШ д.Вихарево
Населённый пункт: д.Вихарево Кильмезского района Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Неделя математики в школе "Путешествие по государству Математика"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

д.ВИХАРЕВО КИЛЬМЕЗСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ

«Путешествие по государству

МАТЕМАТИКА»

Работу выполнила учитель

математики МКОУ ООШ д.Вихарево

Мальцева Ольга Михайловна

Вихарево,2019г

Если ученик в школе не научился сам

ничего творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих

сведений. (Толстой Л.Н.)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры

подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию

ребёнка,пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его

воображение пространственное представление, аналитическое и логическое мышление,

побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее

важных факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету.

Предлагаемая Неделя математики содержит конкурсы, викторины, игры, олимпиады и

другие мероприятия, рассчитанных на школьников разных возрастов.

Цели проведения Недели математики:

-повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их

кругозор;

-развить у обучающихся интерес к занятиям математикой;

-углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в

повседневной жизни;

-воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели,

чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Неделя математики проходит в виде путешествия по государству Математика, в

которое были приглашены все взрослые и дети школы на общешкольной линейке, на

которой помощником правителя государства Математика зачитывается объявление:

«Внимание!!!Внимание!!! Взрослые и дети! Слушайте, слушайте и не говорите, что не

слышали и не видели! Государь Морис Математикус, правитель государства Математика,

приглашает в 6-дневное путешествие по своему государству:

1-й день вашего путешествия вас ожидают математические олимпиады.

2-й день – это день путешествий по сказочным тропинкам, которые приведут самых юных

в Замок Чисел, где встретят путешественников радушно его обитатели.

В 3-й день жители города Совиниада приглашают принять участие учащихся 6 и 9

классов в Звёздном часе.

Жители страны Математика- это патриоты своего государства, поэтому они в 4-й день

путешествия проведут экскурсию по историческим местам.

5-й день– день встречи с жителями Математической страны и посещения их семей.

6-й день: путешествие заканчивается праздником, на котором будут проведены

праздничная ярмарка и встреча со знатоками математики «Что? Где? Когда?».

Государь приказал всем победителям олимпиад, конкурсов, викторин и игр вручить

отличительный знак «Квадратель», а за активное участие в мероприятиях путешествия –

«Математейка»,которыми можно воспользоваться при покупки товара на ярмарке.»

(Объявление вывешивается на Доске объявлений.)

1-Й ДЕНЬ.В классах проводятся олимпиады.

5-8 классы

1.(5класс).Длина забора 20 метров.Сколько в заборе столбов, если столб от столба отстоит

на расстоянии 2 метров?(1 балл)

2.(5-6кл.).В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук).Картофеля и

моркови - 230кг, а картофеля и лука – 200кг.Сколько кг картофеля, моркови и лука

привезли в отдельности?(1 балл)

3.(5-8 кл.)Найти все такие натуральные числа, которые увеличиваются в 9 раз, если между

цифрой единиц и цифрой десятков вставить нуль.(2-1 балл)

4.(5-8кл.)Количество цифр, потребовашихся для нумерации всех страниц

энциклопедического словаря, не превосходит 2000 (первая страница имеет номер 1).Если

бы в словаре было на одну страницу больше, то это количество превысило бы 2000.

Сколько страниц в славаре?(5-3балла).

5.(5-8кл.)На берёзе и осине сидели птицы. Когда 5 птиц перелетели с берёзы на осину, а

затем 12 птиц перелетели с осины на берёзу, то на берёзе птиц стало в 2 раза больше, чем

на осине. Сколько птиц было на каждом дереве в начальный момент, если всего птиц было

48? (2 балла).

6.(6-8кл.)В равенстве 101 -102 = 1 передвиньте одну цифру так, чтобы оно стало верным.

(3-1балла)

7.(8кл.)Найти натуральное число А, если из трёх следующих утверждений два верны, а

одно не верно:

А)А + 51 есть точный квадрат;

Б)последняя цифра числа А есть единица;

В) А -38 есть точный квадрат.(6баллов).

2-Й ДЕНЬ.Учащиеся 1-4 классов по сказочным тропинкам направляются в Замок

Чисел.На их пути встречаются лесные жители и сказочные герои, которые предлагают

решить задачи и отгадать загадки.

Задача Ёжика

:Взял иголку Ёжик в лапки, стал он шить зверятам шапки.5 – для

маленьких зайчат, а 4 – для волчат. Ёжик шапки шьёт толково, сколько шапок у портного?

Задача Бельчат

:3 гриба росли у ели, 2 из них Бельчата съели. Сколь теперь грибочков

робко прячутся в тенёчке?

Задача Мишки

: Мишка лапти надевал, надевал и горевал: «Здесь – один, а где другой

правый лапоть мой с дырой? Заглянул Медведь под стол и пропажу там нашёл. Стало

лаптя сколько опять? Можно по лесу гулять?

Загадка Машеньки

:2 сына и 2 отца съели 3 пирожка. По скольку пирожков съел

каждый?

Загадка Василисы

:4 брата и не сходятся и не расходятся, и не отстают и не догоняют.

Конкурсы, игры, проводимые в Замке Чисел, и загадки:

1).Конкурс рисунков. Выполнить рисунок, используя цифры (для учащихся 1-2 классов не

менее четырёх цифр, для учащихся 3-4 классов не менее шести цифр.).Ребята должны

найти цифры не на своём рисунке.

2) Игры. «Две из трёх»: На полу ставят 3 кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа

руки за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить две кегли. Тот, кому

достанется одна, проигрывает.

«Сядь первым»: К спинке стула привязывают 2 ленты ( или два отрезка шнура) длиной 4-

5метров. Одну ленту оттягивают вправо, а другую – влево от стула. Двое играющих

прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как

можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первым приблизиться и занять место на

стуле. Лента все время должна быть натянутой, её можно слегка поддерживать рукой,

чтобы она находилась на уровне пояса.Для того, чтобы стул не двигался, кто-нибудь

должен придерживать его за спинку. Нельзя садиться, пока лента не намотается

полностью.

3) Загадки.- 2 близнеца, 2 братца на нас верхом садятся.

- 4 ноги, да не зверь. Есть перья, но не птица.

-На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у неё теперь ангина.

- Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков, как рада я, что я нашла себе таких,

как вы дружочков.

- На 10 братьев двух шуб хватит.

- У двух матерей по пяти сыновей, и всем одно имя.

- Есть у меня работники, во всём помочь охотники. Целый десяток верных ребяток!

3-Й ДЕНЬ. Звёздный час для учащихся 6-8кл. в городе Совиниада.

4-й ДЕНЬ. В этот день на уроках математики проводятся исторические экскурсы.

На одной из перемен проводится викторина.

1.Сколько граней имеет не подточенный карандаш?

2.Сколько цифр потребуется, чтобы записать 12-значное число?

3.Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

4.У палки 2 конца. Если один отпилить, сколько концов получится?

5.Шёл мужик в Москву и повстречал 7 богомолок, у каждой из них по мешку, а в каждом

мешке – по коту. Сколько существ направлялась в Москву?

6.6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

7.Сколько получиться десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка?

8.В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке, против каждой кошки сидит по 3 кошки.

Сколько кошек в комнате?

9.Во сколько раз лестница на 6-й этаж длиннее лестницы на 2-й этаж?

10.Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось 10.Сколько

могло быть кур и сколько собак?

5-й ДЕНЬ. Желающие из учащихся получают по 2 задачи, которые оцениваются так:

более сложная - 1 квадратель, менее сложная - 1 математейка.

Задачи достоинством в 1 математейку:

Для учащихся 1-2 классов.

1.На берёзе 7 листочков, сильный ветер так шумит. И листочков на берёзе уж не семь, а

только три.Сколько листочков сорвал ветер?

2.Два гуся летят над нами,два других – за облаками, два спустились на ручей. Сколько

было всех гусей?

Для учащихся 3-4 классов.

1.В квартире было три комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало в квартире?

(4 комнаты)

2.В первой коробке 10 карандашей, во второй столько, сколько в первой, в третьей столько,

сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?(10 карандашей)

Для учащихся 5 – 6 классов.

1.У девочки столько сестёр, сколько братьев. А её брат сказал, что у него 3 сестры.

Сколько детей в семье?( 5)

2.Возле кормушки были голуби и синички.Синичек было 10. Сколько всего было птичек,

если синичек на 2 больше, чем голубей?(8)

Для учащихся 7- 8 классов.

1.Расставьте скобки в записи 7×9 + 12: 3 – 2 так, чтобы значение полученного выражения

было равно 23.( (7 ×9+ 12 ) : 3 – 2 = 23 )

2.Найдите среди чисел вида 3а + 1 первые три числа, которые кратны 5.( при а = 3;8 ;13

получаются числа соответственно 10 ; 25 ; 40 )

3.Малыщ может съесть 600г варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее.За какое

время они съедят это варенье вместе?( за 2 минуты)

4.В записи 1 ٠2 ٠3 ٠4 ٠5 замените «٠» знаками действий и расставьте скобки так, чтобы

получилось выражение, значение которого равно 100. ( (1×2 + 3 ) ×4 × 5 = 100 )5.В записи

52 ٠2 ٠ замените знак «٠» цифрами так, чтобы полученное число делилось на 36. Укажите

все возможные решения. ( 52020 ; 52524 ;52128 )

Задачи достоинством в 1 квадратель.

Для учащихся 1-2 классов.

1.В связке 6 шариков двух цветов: красного и голубого. Красных шариков больше, чем

голубых. Сколько может быть голубых шариков? -

2.Три мальчика: Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку,

тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не

линейку, а Ваня – не линейку и не пенал?

Задачи для учащихся 3-4 классов.

1.Имеются 2 бидона ёмкостью 2 и 7 литров. Как с помощью этих бидонов набрать из

речки 3 литра воды?

2.Летела стая тетеревов, села на рощу деревов: по двое на дерево сядут – одно дерево

лишнее. По одному сядут – один тетерев лишний. Сколько было тетеревов? (4 тетерева)

Задачи для учащихся 5-6 классов.

1.Прилетели галки, сели на палки. Если на каждой палке сядет по одной галке, то для

одной галки не хватит палки. Если же на каждой палке сядет по две галки, то одна из

палок станет без галок. Сколько было галок? Сколько было палок?(3 палки и 4 галки )

2.За линейку и карандаш мальчик заплатил 18 рублей. Девочка купила линейку и 2

карандаша, заплатила 26 рублей. Сколько стоит линейка и сколько стоит карандаш?

Задачи для учащихся 7-8 классов.

1.Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить. Брат сказал: « Если

мы возьмём по 3 ореха, то один орех останется лишний, а если по 4, то одного нам не

хватит. Сколько орехов было в вазе? (7)

2.Улитка ползёт по столбу высотой 9 метров. За сколько суток улитка доползёт до

вершины, если за день поднимается на 4 метра, а за ночь спускается на 3метра?

6-Й ДЕНЬ.

Математический праздник

.

Программа.

1.

Ярмарка, игры.

2.

Игра «Что? Где? Когда?»(встреча со знатоками математики )

Подготовка:1.В течении недели вёлся подсчёт математеек и квадрателей,

заработанные ребятами.1 квадратель приравнивается 4-м математейкам. На ярмарке

ребята могли купить канцтовары, сладости и др.,которые предоставили

предприниматели д.Вихарево. Товар оценивается учащимися 7 класса.

2. Игра «Что? Где? Когда?». Взрослые и дети приготовили вопросы и задачи для

знатоков математики. За каждую задачу или вопрос они получали квадратель или

математейку, в зависимости от сложности задачи. Команда знатоков – это выпускники

9 класса.

1.Ярмарка проходит весело : проводятся игры « Кто первый скажет 100», «Укротитель

диких зверей», «Побеждает чёт», фокусы «Фокус с перерезыванием пальца», «Фокус

со сцепленными платками», «Проблема завязывания узлов».В начале праздника

приходит сообщение, что на праздник, отложив все свои важные дела, торопится

государь Морис Математикус.

2.После ярмарки проводится игра «Что? Где? Когда?» . Для знатоков были

приготовлены ребятами и взрослыми немало интересных вопросов и задач.

Например:1).Во сколько раз лестница на 4-й этаж длиннее лестницы на 2-й этаж?

(вопрос от Ивановой Ани,2кл)

2).Найдите лишнее слово: карась, плотва, сельдь, лосось, треска, окунь, (Ответ: окунь-

5 букв).(вопрос от Петрова Кости,5кл.)

3) Какой надо поставить знак между цифрами 2 и 3, чтобы получилось число больше 2,

но меньше 3?(Ответ:запятую)(вопрос от Максимова Саши, 6кл.)

4) Сколько стоит книга, если за неё отдали 100 рублей и ещё половину стоимости

книги?( 200 руб.)( вопрос от Краснова Пети,7 кл.)

5) Отец с двумя сыновьями отправились в поход. На их пути встретилась река, у берега

которой находится плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как

переправиться отцу и двум сыновьям?(вопрос от Светловой Кати,7кл.)

6) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. На против каждой кошки по одной

кошке. Сколько же кошек в комнате? (4)( вопрос от Картавых Наташи, 4кл.)

7 ) Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра.

По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (7 ) (вопрос от Морозовой

Ларисы, 8кл.) и т. д.

В начале игры была представлена команда знатоков и её капитан. Ведущий

знакомит знатоков и зрителей с условиями игры: 6 задач и вопросов от зрителей находятся

в 6 конвертах, на которых отмечены точки так же, как и на игральном кубике. Они

разложены на столе, вокруг которого сидят знатоки. На какой вопрос отвечать или какую

задачу решать определяется при броске игрального кубика

За каждый правильный ответ к задаче или вопросу вручается приз, который

показывается перед чтением вопроса. Если знатоки не смогли решить задачу или ответить

на вопрос, то приз вручается задавшему вопрос, если знатоки ответили на вопрос, то приз

остаётся у знатоков. Зрителям даётся задание : выбрать самого активного знатока, и

показывается приз для него ( в начале игры ). Знатоки должны выбрать самый интересный

вопрос или задачу, и задавшему этот вопрос вручается приз.Вопрос, на который ответили

знатоки или зрители, заменяется другим. Счёт игры между командой знатоков и зрителями

показывается на экране. На решение каждой задачи или ответ на вопрос отводится от 30

секунд до 2 минут, в зависимости от сложности задания. Следит за временем и отражает

счёт игры помощник ведущего.

Команда, набравшая вперёд 6 очков,( знатоки или зрители) - победитель игры.

После того, как все были ознакомлены с правилами игры, знатоки бросают

игральный кубик , и игра начинается.

В середине игры прибывает государь Морис Математикус, который приветствует

всех присутствующих, проводит свою любимую игру «Кто заметит число пять?»

После игры Морис Математикус знатокам вручает сертификат, подтверждающий,

что они действительно настоящие знатоки математики.

Государь отметил победителей школьной олимпиады по математике Дипломами.

Он пригласил на следующий год в путешествие по своему государству. На этом

праздник закончился, а вместе с ним и неделя математики.

ЛИТЕРАТУРА

1.Г.И.Григорева.Математика.Предметная неделя в школе.М.,изд-во Глобус, 2010.

2.В. Волина. Праздник числа. М., изд-во Знание, 1993.

3С.И.Волкова.Математика.Устные упражнения , 1 класс.изд-во Просвещение, 2008.

4.А.В.Фарков. Математические олимпиады в школе, 5-11 классы ,М., Айрис-пресс, 2008.

5.Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов, Удивительный мир чисел, М., Изд-во Просвещение, 1986.



В раздел образования