Автор: Валитова Фания Яхиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Сибай
Наименование материала: Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
Тема: поведение подростков
Раздел: среднее образование
Тема: «Основные подходы к профилактике и
коррекции девиантного поведения подростков»
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке
психологии человека в том числе и молодого, его взглядов, убеждений, привычек,
нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования
не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией,
приводящей к девиации.
В психологии существует такой термин, как девиация. Им характеризуют
отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе. Девиантные
поступки, с точки зрения морали и закона, недопустимы. Однако люди в силу
разнообразных причин, целей и жизненных обстоятельств действуют вразрез с
нормами, приемлемыми в социуме.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.
Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных,
недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях
трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной
деградации, правонарушений, преступности. Проблема девиантного поведения
подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и
психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно
оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что
масштабы девиации растут по многим показателям. Среди молодёжи получили
наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости)
- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление);
- сексуальные отклонения - высокая импотентность (анонимные вопросы
показывают 10/15% подростков имеют гомосексуальный опыт;
- бродяжничество , противоправное поведение - преступное (уголовно
наказуемое) - около 50% подростков и молодёжи.
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения
подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации и
профилактика.
Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той
или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях
неблагополучных семей, где родители мало обращают внимание детям, в силу
своей занятости, где часто появляются «трудные» дети.
Важнейшая роль в социализации и предупреждения развития девиантного
поведения должна принадлежать школе.
Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени,
взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы
поведения в социуме.
Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом
воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, правила,
нравственные ценности и т.д.
В- третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и
социальные педагоги) - это специалисты не только в области преподавания
определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и
психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций
и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций,
установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних
побуждений, регулирующих и корректирующих качества, характеризующие
отношение к социальным действиям и поступкам.
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально -
медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на
предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий,
вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего,
научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение физических, психологических или культурных обстоятельств
у подростка, входящего в группу риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья
подростка;
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена
только при условии составляющих:
- направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом
подростке, так в и социальной и природной среде и одновременно на создание
условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для
решения возникающих перед ним проблем;
- обучение подростка новым навыкам, которые помогают достичь
поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения;
Информационный подход, он основан на том, что отклонения в поведении
подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их
просто не знают. Направление должно информировать несовершеннолетних об
их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых к ним. Это
осуществляется через массовую информацию и культуру.
Социально - профилактический подход, выявляет, устраняет и нейтрализует
причины и условия, вызванные различного рода негативными явлениями.
Сущность этого подхода является система социально - экономических,
общественно - политических, организационных и воспитательных мероприятий,
которые проводятся для устранения или минимизации причин девиантного
поведения.
Социально - педагогический подход, заключается в восстановлении или коррекции
качеств личности, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Отрицательные волевые черты характера подростков (по результатам
анкетирования)
Нерешительность - 40,5%
Отсутствие настойчивости при проведение в жизнь принятого решения - 39,4%
Несформированность независимости и самостоятельного поведения - 30%
Безынициативность - 48%
Упрямство
Невыдержанность
Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного
деяния детей обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная
ситуация и даже кратковременное отрицательное действие становится для таких
детей теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая
нравственных и правовых норм.
Воспитание положительных волевых качеств, следует начинить с
формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд
этапов.
Первый этап - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их
иллюстрация примерами.
Второй этап -планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей
их исправления
Третий этап - зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в
самоусовершенствовании
Четвертый этап - выработка обобщенных представлений о воле и волевом
облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью;.
Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать
социально одобряемую роль, как право послушного гражданина
Коррекция недостатков в поведении подростка,формирование произвольного
поведения происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и
детей, в ходе которой осуществляются развитие личности подростка, его
образование и воспитание.
Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется
система специфических и неспецифических методов. Используя специфические
методы, осуществляется коррекционное воздействие прямо на недостатки в
поведении подростка. С помощью неспецифических методов коррекционное
воздействие направляется косвенно - на личность подростка в целом, на характер
отношений с взрослыми и сверстниками, на содержание и смысл его
деятельности.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать условия:
1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда оно явно
целесообразно, когда без наказания нельзя обойтись.
2. Наказание не должно восприниматься подростком как месть или произвол.
При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать
раздраженность или сильный гнев
3. Взрослым не следует менять стиль своего общения с подростком,
подвергнутого наказанию.
4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.
5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет,
что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
Неспецифические методы коррекции поведения
Разделены на группы:
1) Методы изменения деятельности подростков;
2) Методы изменений отношений;
Методы формирования позитивного поведения. Наиболее распространенным
методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его
основе лежит преимущественно оперативный принцип обусловленности .
Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление
усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие
стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие
стимулы - удаление чего-то в данной ситуации. Позитивное подкрепление -
главный метод изменения поведения. Условия успеха: подкрепление должно быть
индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и
немедленно вслед за желательным поведением; связь между желательным
поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно
четкой. Подкрепление можно осуществлять непосредственно с помощью
реальных подкрепляющих стимулов или косвенно (с помощью символов, жестов),
людьми, которые получают награду за желательное поведение. В то же время
коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и
выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение
формирующейся личности подростка. В рамках единого педагогического
процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и
коррекционно-развивающей деятельности. И она охватывает всю совокупность
мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в
поведении, направлена как на изменение познавательных способностей (особенно
в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение
индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей.
Следует отметить, что учебная деятельность у подростков и детей остаётся
ведущим видом деятельности у абсолютного большинства . Среди многообразия
причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с
отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их
систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в
знаниях, стойкая неуспеваемость и как причина, и как показатель педагогической
запущенности подростков. Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация
учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень
конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-
воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального,
оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать
не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности,
проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю,
выражающуюся в отношении подростков к учебному предмету вообще и в
частности. Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы
подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы,
реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и
быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец,
попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и
педагогами и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной)
предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и
создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-
волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых
требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности
формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических
требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе,
моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры
поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и
девиантного поведения подростков.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в
коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то,
что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение,
так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их
средством перестройки личностной системы подростков.
Сочетание индивидуального, коллективного психологического и
педагогического воздействия, применение различных форм, методов и видов
внеучебной деятельности , в коррекционно-педагогической и психологической
работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её
результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии
личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи
по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.