Напоминание

поведение подростков


Автор: Валитова Фания Яхиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Сибай
Наименование материала: Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
Тема: поведение подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Основные подходы к профилактике и

коррекции девиантного поведения подростков»

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке

психологии человека в том числе и молодого, его взглядов, убеждений, привычек,

нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования

не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией,

приводящей к девиации.

В психологии существует такой термин, как девиация. Им характеризуют

отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе. Девиантные

поступки, с точки зрения морали и закона, недопустимы. Однако люди в силу

разнообразных причин, целей и жизненных обстоятельств действуют вразрез с

нормами, приемлемыми в социуме.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.

Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных,

недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях

трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной

деградации, правонарушений, преступности. Проблема девиантного поведения

подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и

психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно

оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что

масштабы девиации растут по многим показателям. Среди молодёжи получили

наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости)

- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление);

- сексуальные отклонения - высокая импотентность (анонимные вопросы

показывают 10/15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество , противоправное поведение - преступное (уголовно

наказуемое) - около 50% подростков и молодёжи.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения

подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации и

профилактика.

Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той

или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях

неблагополучных семей, где родители мало обращают внимание детям, в силу

своей занятости, где часто появляются «трудные» дети.

Важнейшая роль в социализации и предупреждения развития девиантного

поведения должна принадлежать школе.

Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени,

взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы

поведения в социуме.

Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом

воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, правила,

нравственные ценности и т.д.

В- третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и

социальные педагоги) - это специалисты не только в области преподавания

определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и

психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций

и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций,

установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних

побуждений, регулирующих и корректирующих качества, характеризующие

отношение к социальным действиям и поступкам.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально -

медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на

предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий,

вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего,

научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение физических, психологических или культурных обстоятельств

у подростка, входящего в группу риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья

подростка;

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена

только при условии составляющих:

- направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом

подростке, так в и социальной и природной среде и одновременно на создание

условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для

решения возникающих перед ним проблем;

- обучение подростка новым навыкам, которые помогают достичь

поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения;

Информационный подход, он основан на том, что отклонения в поведении

подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их

просто не знают. Направление должно информировать несовершеннолетних об

их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых к ним. Это

осуществляется через массовую информацию и культуру.

Социально - профилактический подход, выявляет, устраняет и нейтрализует

причины и условия, вызванные различного рода негативными явлениями.

Сущность этого подхода является система социально - экономических,

общественно - политических, организационных и воспитательных мероприятий,

которые проводятся для устранения или минимизации причин девиантного

поведения.

Социально - педагогический подход, заключается в восстановлении или коррекции

качеств личности, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Отрицательные волевые черты характера подростков (по результатам

анкетирования)

Нерешительность - 40,5%

Отсутствие настойчивости при проведение в жизнь принятого решения - 39,4%

Несформированность независимости и самостоятельного поведения - 30%

Безынициативность - 48%

Упрямство

Невыдержанность

Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного

деяния детей обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная

ситуация и даже кратковременное отрицательное действие становится для таких

детей теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая

нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств, следует начинить с

формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд

этапов.

Первый этап - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их

иллюстрация примерами.

Второй этап -планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей

их исправления

Третий этап - зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в

самоусовершенствовании

Четвертый этап - выработка обобщенных представлений о воле и волевом

облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью;.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать

социально одобряемую роль, как право послушного гражданина

Коррекция недостатков в поведении подростка,формирование произвольного

поведения происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и

детей, в ходе которой осуществляются развитие личности подростка, его

образование и воспитание.

Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется

система специфических и неспецифических методов. Используя специфические

методы, осуществляется коррекционное воздействие прямо на недостатки в

поведении подростка. С помощью неспецифических методов коррекционное

воздействие направляется косвенно - на личность подростка в целом, на характер

отношений с взрослыми и сверстниками, на содержание и смысл его

деятельности.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда оно явно

целесообразно, когда без наказания нельзя обойтись.

2. Наказание не должно восприниматься подростком как месть или произвол.

При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать

раздраженность или сильный гнев

3. Взрослым не следует менять стиль своего общения с подростком,

подвергнутого наказанию.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.

5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет,

что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

Неспецифические методы коррекции поведения

Разделены на группы:

1) Методы изменения деятельности подростков;

2) Методы изменений отношений;

Методы формирования позитивного поведения. Наиболее распространенным

методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его

основе лежит преимущественно оперативный принцип обусловленности .

Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление

усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие

стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие

стимулы - удаление чего-то в данной ситуации. Позитивное подкрепление -

главный метод изменения поведения. Условия успеха: подкрепление должно быть

индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и

немедленно вслед за желательным поведением; связь между желательным

поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно

четкой. Подкрепление можно осуществлять непосредственно с помощью

реальных подкрепляющих стимулов или косвенно (с помощью символов, жестов),

людьми, которые получают награду за желательное поведение. В то же время

коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и

выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение

формирующейся личности подростка. В рамках единого педагогического

процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и

коррекционно-развивающей деятельности. И она охватывает всю совокупность

мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в

поведении, направлена как на изменение познавательных способностей (особенно

в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение

индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей.

Следует отметить, что учебная деятельность у подростков и детей остаётся

ведущим видом деятельности у абсолютного большинства . Среди многообразия

причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с

отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их

систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в

знаниях, стойкая неуспеваемость и как причина, и как показатель педагогической

запущенности подростков. Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация

учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень

конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.

Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-

воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального,

оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать

не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности,

проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю,

выражающуюся в отношении подростков к учебному предмету вообще и в

частности. Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы

подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы,

реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и

быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец,

попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и

педагогами и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной)

предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и

создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-

волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых

требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности

формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических

требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе,

моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры

поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и

девиантного поведения подростков.

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в

коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то,

что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение,

так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их

средством перестройки личностной системы подростков.

Сочетание индивидуального, коллективного психологического и

педагогического воздействия, применение различных форм, методов и видов

внеучебной деятельности , в коррекционно-педагогической и психологической

работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её

результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии

личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи

по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.



В раздел образования