Напоминание

"Экотрадиции алтайского народа"


Автор: Каланова Надежда Серафимовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Бешпельтирская СОШ им.Н.Н. Суразаковой"
Населённый пункт: Республика Алтай Чемальский район. с.Бешпельтир
Наименование материала: Программа воспитательной работы
Тема: "Экотрадиции алтайского народа"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бешпельтирская средняя общеобразовательная школа

имени Нины Николаевны Суразаковой»

«Экотрадиции алтайского народа»

Автор: Каланова Н.С. учитель биологии

Пояснительная записка

В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценит

роль экологического воспитания, задачи которого состоят мотивации к

сохранению природного разнообразия, гармонизирующего отношения в

системе «человек – окружающая среда». Этноэкологическое образование

признано международным экологическим движением педагогов важнейшим

направлением педагогических исследований и совершенствования

образовательных систем в целях выживания и развития человечества.

В традиционных культурах различных народов не было экологии в

современном смысле. Тем не менее, в культуре каждого этноса, безусловно,

существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности,

который, так или иначе, связан с регуляцией процессов взаимодействия

человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности

сформировали строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические

идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии

как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы,

экологии культуры, экологии этнических образований.

Экологические знания передаются из поколения в поколения через обряды,

традиции. Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа

поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует

в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции,

ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание

объектов природы - гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию

древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в

нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о

чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах,

привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой

духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего

хозяина.

Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и

поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат морально-

этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический

опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них

мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование

нравственным законам жизни.

Цель программы: воспитание через этнические традиции

экологически грамотной культурной личности.

Задачи:

-познакомить обучающихся с этноэкологическими правилами поведения

коренных народов Сибири в природе;

-сформировать умения выглядеть достойно, чувствовать уверенно в

различных жизненных ситуациях в соответствии нормами поведения;

Методы реализации:

Формы реализации:

ролевые игры, дискуссии, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы,

мини-сочинения.

Содержание

Познание экологических традиций и обычаев в семье. Культ отношения к

родителям, старшим, залог настоящего и будущего счастья входящего в

жизнь человека.

Семейно-родословные отношения, домашний очаг (животные, горы, дерево

–родовых племен)

Значения огня в жизни алтайцев.

Экологическая культура коренного населения Горного –Алтая. Почитание

источников, гор, деревьев. Таежные традиции народов Сибири

Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и

поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержащий морально-

этические назидания, наставления направленные на приобщения к

богатствам национальной, а через них мировой культуры.

Этноэкологические традиции у разных народов России.

Планируемые результаты

Учебно-тематическое планирование.

№ Тема

Кол-

во

часов

Содержание

1

Традиции моей семьи

1

История своей семьи. Родословная до

семи колен. Культ отношения к

родителям, старшим. Залог настоящего

и будущего счастья входящего в жизнь

человека- в его крепкой связи с

матерью и отцом, способности

воспринимать и принимать наставления

и заботы, разделять их тревоги.

2

Домашний очаг.

1

Познание экологических традиций и

обычаев в семье. Значение священных

гор, деревьев у разных( сооков) родов

алтайцев.

3

Отношения к огню у

1

Мать –огонь, хранительница семейного

алтайцев.

очага, покровительница детей, скота,

всего живого на земле. Отношения к

огню, экологическое значения.

4

Почитание источников

1

Этно –экологические обряды связанные

с водой. Воспитательное значение

обрядов.

5

Почитание гор

1

Правила поведения на горных

перевалах, его экологическое значение.

6

Почитание деревьев.

1

Деление деревьев на «светлый» и

«темный лес». Философское отношение

к деревьям у алтайцев.

7

Таежные традиции

алтайцев.

2

Этика отношения к природе людей

Алтая . Табу на охоту ,на некоторых

зверей.

8

Легенды, сказки,

пословицы и поговорки

о природе Горного-

Алтая.

1

Народная мудрость и экологическое

воспитание в произведениях народного

творческтва.

9

Этноэколгические

традиции у разных

народов России.

2

Сравнение этноэкологических

традиций народов живущих в России

Ожидаемые результаты:

-

систематическое и комплексное применение идей и опыта народной

педагогики в содержании и технологии экологического воспитания повысит

интерес учащихся к экологическим проблемам Республики Алтай

- более активное включение обучающихся в работу по сохранению и защите

родной природы

-расширится спектр природоохранной деятельности ребят за счет участия в

акциях, связанных с Днем окружающей среды (5 июня), Всемирным днем

борьбы с опустыниванием (17 июня) и т.д., шефства над конкретными

объектами природы.

Литература

1.Андросов М.А. Социокультурные аспекты этноэкологического воспитания

подрастающего поколения в традициях народной педагогики.

2.Доронин Д.ю. Зайцева и.в. Таежные традиции народов Северного Алтая.

3.Мир заповедной культуры Алтая / под редакцией И.А. Жерносенко. –Горно

–Алтайск-Барнаул, Фонд устойчивого развития Алтая, издательство РПИК

АРКТИКА, 2009г.



В раздел образования