Автор: Маврова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1394 дошкольные группы корпус№2101 группа " Пчёлка"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Геометрические фигуры в создании костюма"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по формирование коммуникативных, познавательных и
творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Тема: «Геометрические фигуры в создании костюма»
Цель:
Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством
проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями
его внешнего вида;
Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
Способствовать развитию речи;
Воспитывать интерес и уважение к русской литератур.
Словарная работа: символ, кокошник, оберег, ветхость.
Материалы: куклы и изображения кукол в русских народных костюмах;
изображения нарядной и обычной одежды; изображения символов, которыми
украшали одежду; все необходимые материалы для выполнения работы по
аппликации сарафана из геометрических фигур.
Предшествующая работа:
Знакомство детей с русским национальным костюмом;
Дидактическая игра «Собери костюм».
Роспись сарафана;
Инсценировка сказки « Маша и медведь»;
Выставки иллюстраций старинной одежды ;
Чтение художественной литературы и т.д
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение
Константин Маковский «Русская красавица»
Есть женщины в русских селеньях
Спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит!
А зрячий о них говорит:
Пройдёт – словно солнцем осветит,
Посмотрит – рублём одарит.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Вос. Как раньше в народе называли красавиц?
Дети: Лебедушка, березонька, пава, ягодка
Вос. А какими именами их называют в сказках?
Дети: Василиса Прекрасная; Марья – краса, длинная коса; Марья –
искусница; Василиса Премудрая.
Вос. А еще мальчиков и юношей называли «добрый молодец», а девушек –
«красна девица».
- Давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.
Игра «Колечко-колечко».
Кому колечко упадёт, тот своё имя назовёт. Колечко-колечко, выйди на
крылечко. (Кладёт колечко в ладошки ребёнку).
Ребёнок встаёт и произносит своё имя: «Машенька», «Серёжа».
Вос. Вот и познакомились. Какие эти имена?
Дети. Красивые, добрые, ласковые.
Вос. К нам пришли эти имена из старины. Каждое имя имеет своё значение.
Например, Ирина – мир, Александр – защитник, Владимир – владелец мира.
Вос: А теперь отгадайте загадки.
1.
Дуйся, не дуйся, через голову суйся,
Попляши день – деньской и пойдешь на покой. (Рубаха.)
2.
Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу – соскочу, привечу. (Шапка.)
3.
Сплетен липовый кузовок,
Ночью отперт, а днем заперт. (Лапти)
Вос. Молодцы! Раньше была традиция: в дни праздников устраивали ярмарки
и люди надевали самую красивую одежду.
(Воспитатель показывает куклу в русском сарафане.)
Вос. Вот, посмотрите, Машенька в русском национальном костюме.
Вос. Давайте рассмотрим нарядный русский костюм и обычную одежду. Из
чего состоит нарядный костюм?
Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника.
Вос. В каких местах украшалась одежда?
Дети: На рукаве, подоле, воротнике.
Вос. А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась
узорами, вышивкой. Какие символы вышивали мастерицы?
Дети: Ромбы, круги, кресты, деревья, птиц.
Вос. В старые времена на подоле рубахи пришивали узорную полосу, на
которой вышивали символы. Узоры эти были разноцветные.
А вот и некоторые обозначения.
(Воспитатель показывает обозначения-рисунки)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вос. Ребята, а вы знаете каждый знак, обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
Вос. Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
Физкультминутка
треугольник - прошагай
квадрат - приседай
ну а если круг - выполняй скорей прыжок
(играют)
Вос. Ну, вот и отдохнули, можно садиться на места.
Вос. Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам
шили одежду специально выученные люди, как они назывались?
Дети. Портные.
Вос. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству,
перешивали и донашивали до полной ветхости.
Вос.: - Для чего вышивали символы?
Дети: Они оберегали человека.
Вос: Поэтому их еще называют оберегами.
Вос. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом
специалистов. Раньше и портные назывались по разному в зависимости от
того, что они шили.
Вос. Сейчас портных называют - красим словом модельер, или модельер
конструктор. Как вы думаете почему?
Дети. Потому что они конструируют одежду из разных деталей, тканей.
Украшают разными символами узорами.
Вос. Я предлагаю вам сегодня побыть модельерами конструкторами, и
сконструировать русские народные сарафаны из геометрических фигур,
украсить их, а вот чем будете украшать отгадайте?
Воспитатель загадывает загадки.
1.Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины. ( Квадрат)
2.Он квадрата брат родной,
Каждый угол в нем прямой.
Две стороны одинаковой длины,
И еще две стороны
Чуть короче, но равны. ( Прямоугольник)
3.Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин. ( Треугольник)
4. Круглый , как солнце – но греет.
Круглый как мячик, но не отбивается. ( Круг)
5. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи, как родные сестренки (Квадрат).
6. Нет углов у меня,
И похож на солнце я (Круг).
7.Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины (Треугольник).
8.Если взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал.
Получился бы….(Овал).
(Дети составляют сарафан из геометрических фигур и украшают его.)
Вос. Молодцы! Вы славно потрудились. Понравилось вам быть модельерами
конструкторами?
Дети. Ответы.
Вос. Посмотрите, какие разные у вас получились сарафаны. Какие нарядные.
Вос. Вот и заканчивается наше занятие.
Что вам больше всего понравилось?
Что было самым сложным?
Дети: Ответы детей.
( Работы вывешивают на стенд)