Автор: Ивашко Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Супоневская школа-интернат"
Населённый пункт: Брянская область с.Супонево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нет, он не Пушкин, он другой..."
Раздел: среднее образование
ГБОУ «Супоневская школа-интернат»
Открытый урок литературы в 5-9 классах, посвященный
205 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
«Нет, он не Пушкин, он другой…»
Подготовили и провели: Ивашко М.А.
Брянск 2019
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству
М. Ю. Лермонтова, "Нет, он не Пушкин, он другой…"
Цели:
Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с
его творчеством.
Расширить кругозор учащихся.
Воспитывать чувства любви к поэзии М. Ю. Лермонтова.
Задачи:
Образовательные:
- систематизация знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
-формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве
М.Ю. Лермонтова;
-обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
-развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через
интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование
формы – литературная гостиная
-развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование дружеских отношений между учащимися;
-формирование навыков публичного выступления.
Форма проведения: литературная гостиная
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические
слайды, выставка книг, портрет писателя.
ХОД УРОКА
Ведущий 1 Ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы зажигаем свечи -
символ памяти, света. Пока будет жив русский человек, будет жива память о
великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Звучит музыка
Ведущий 2 Меняют русла и теченье реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки-
Ровесник новых и былых годов.
Ведущий 1 Любой мудрец – он циник поневоле.
А если мудрость в юные года
Дана тебе как тягостная доля,
То жизнь твоя – дорога в никуда.
Он это знал. Всегда!
И был, как ветер, –
Свободный. Гордый. Часто просто злой.
Как демон, что летал по белу свету,
Не принятый ни небом, ни землёй.
Ведущий 2 И, понимая всё, что движет миром,
Творил легко, изящно, на века...
Среди людей не находя кумиров,
Искал их там, где солнце, облака...
Всегда желая вырваться из круга,
Как храбрый воин, вечно рвался в бой.
И только глупый странный выстрел друга
Помог ему и подарил покой.
Ведущий 1 Эти строки посвящены замечательному русскому поэту М. Ю.
Лермонтову.
Ираклий Андроников сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ
этого человека – грустного, строгого, скромного, смелого, благородного,
язвительного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с
проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано
погибшего. Бессмертного и всегда молодого».
Ведущий 2 У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, владел
холодным оружием, был отличным наездником, неповторимым поэтом и
прозаиком. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, когда
формировался этот могучий талант и пройдем по всем этапам его биографии.
Ведущий 1 Первый этап – «Рождение»
15 октября 1814 года… почти всю ночь в московском доме у Красных ворот
горел свет, и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома – семья
генерал – майора Федора Толя, сдававшего несколько комнат отставному
капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили,
что он стал отцом: жена родила сына.
Ведущий 2 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили
новорождённого Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета
Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том,
чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.
Ведущий 1 Здоровье Марии Михайловны, матери поэта, вызывало опасения.
Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817г. она скончалась.
Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на
всю свою жизнь:
Ведущий 2 Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочес... и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчание...
Ведущий 1 После смерти своей дочери Елизавета Алексеевна взяла
воспитание внука на себя, а его отец отправился в свое небогатое имение
Кропотово. И еще очень долго ее будет мучить вопрос, забрал ли
Юрий Петрович сына к себе, если бы не завещание, которым она его связала
«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за
капитаном Ю. П. Лермонтовым, – говорилось в завещании, – остался в
малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич
Лермонтов.
Ведущий 2 Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку
моему М. Ю. Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое
имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего
его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели
отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в
род мой Столыпиных».
Ведущий 1 Встречи с отцом были не частыми, но для маленького Миши,
очень радостными и долгожданными.
Ведущий 2
Мы переходим ко второму этапу «Жизнь в Тарханах»
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, страстно любила внука, который в
детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она
прилагала все усилия, чтобы ее внук был счастлив. По совету врачей
Елизавета Алексеевна трижды возила болезненного мальчика на кавказские
минеральные воды.
Ведущий 1
В одной из поездок Мишель десяти лет встретил девочку лет
девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое
чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и
неразгаданное.
Ученик
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
Ведущий 2
Бабушка дала своему внуку хорошее образование, беззаботное
детство. Она не жалела ни сил, ни денег на его воспитание. Однажды она
подарила ему коробку цветного воска, и он несколько дней не играл ни в
какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Наконец, он открыл дверь
в свою комнату и объявил «Смотрите все! Сражение при Арабеллах;
Александр Македонский разбивает персидское войско!» Все восторженно
смотрели на тщательно созданных из воска солдатиков.
Ведущий 1
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, – памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Ведущий 2
Переходим к следующему этапу - третьему «Учеба»
С 14–ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском
университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в
одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и
общественные вопросы, его попросили уйти из университета.
Ведущий 1
Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов
поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой:
строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и
литературных интересов в училище противоречили складу души поэта.
Ведущий 2
В том же 1831 году, он встречает свою любовь Они
познакомились в компании аристократической молодежи, которая собиралась
ехать в Симонов монастырь. Уселись на длинные «линейки», запряженные
шестеркой лошадей и покатились вверх по Арбату веселым караваном.
Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой
Лопухиной...
Ведущий 1
С наступлением лета Лопухины поехали погостить в
подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета
Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях
средневекового парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. А летом
того года они расстались.
Ведущий 2
Лермонтов уезжал в Петербург. Словно
предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им
всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала
предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала
ждать его возвращения.
Ведущий 1
Чувством любви было переполнено и сердце поэта. В эти трудные
дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и
в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.
Ученик
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.
Ведущий 2
И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька выходит замуж.
Тяжело перенес Лермонтов это известие.В 1834 г. Лермонтов окончил школу
гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб
гвардии Гусарского полка.
Ведущий 1
Именно в эти годы Лермонтов сделал попытку приобрести
известность в писательском мире. Осенью 1835 г, он представил, драму
«Маскарад» цензуре, но та сочла пьесу безнравственной. Лермонтов пытался
переделать, но все было напрасно.
Ведущий 2
Пришла пора поговорить о следующем этапе – четвёртом
«Творчество»
До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Но в январе
1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкин с Дантесом, которую великий
русский поэт не пережил. Потрясенный гибелью любимого поэта,
М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта».
(Отрывок из фильма)
Ведущий 1
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова.
Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его
наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда
– Лермонтов.
Ведущий 2
Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания
стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на
Кавказ. К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим
появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к
голосу своего певца.
Ведущий 1
Имя Лермонтова было у всех на устах. Внешне он
был доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив.
Романтический герой поэзии Лермонтова одинок, как «пленный рыцарь в
своей темнице», но это могучий дух, гордый и непреклонный. Чем дальше,
тем яснее осознавал Лермонтов, что его юношеский романтизм давал
слишком простые, ясные ответы на мучающие человека вопросы.
«Белеет парус одинокий»
Ученик
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Ведущий 2
Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила
Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не
может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова
– искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.
Стихотворение «Родина»
Ученик
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ведущий 1
1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный
дорогой привычке, он
приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости
собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть
ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым
взглядом, потом точно задумался и медленно начал:
Стихотворение «Тучи»
Ученик
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Ведущий 2
Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а друзья,
очарованные этим, едва ли не самым поэтическим его произведением и
редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить.
Ведущий 1
Мы подошли к последнему этапу жизни выдающегося человека,
и он начинается с последней ссылки на Кавказ в 1840 году.
В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ,
где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым, За три года до этого
он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина.
Ведущий 2
Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов
вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали
его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и
их убийц.
Ведущий 1
Ссора между ним и Мартыновым произошла в доме Эмилии
Шан Гирей, Лермонтов пошутил над Мартыновым, назвав его горцем с
кинжалом.
Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль
(отрывок из фильма)
Ведущий 2
15 июля, около семи часов вечера, в 4х километрах от Пятигорска,
у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой
неожиданно началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром.
Ведущий 1
Лермонтов был очень хороший стрелок и он, непременно попал
бы, выйдя из этой дуэли победителем ,но…. Он выстрелил вверх,
предоставляя выбор своему другу , к сожаленью, с расстояния в 15 шагов,
злая пуля Мартынова попала в грудь великого поэта, оборвав его жизнь…
Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками
молний. Поэту было 27 лет…
Ведущий 2
Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу тебе с того света.
Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня
дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам
виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а
он выстрелит и не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».
Ведущий 1
Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только
предчувствовал свою смерть, но и прямо видел её заранее. То видение,
которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного
во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.
Стихотворение «Сон»
Ученик
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает, чем была погружена.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Ведущий 2
Через всю жизнь мы проносим в душе образ гениального поэта,
так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и
вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны
ему за это.
Ученик
МИХАИЛ КИРИЛЛОВ «У памятника Лермонтову»
Ты стоишь, не знающий покоя,
Молодой, уставший от дорог,
Думаешь над новою строкою –
Так, как ты лишь думать мог.
Ты ещё, наверно, не заметил:
Отшумели тысячи дождей,
Миновало более столетья
Бесконечной юности твоей.
Золотятся, как и прежде, нивы,
Пахнет воздух хлебом и жнивьём.
Голос твой свободно и счастливо
Входит гостем в каждое жильё.
Жить и жить в граните и металле
Вечно юной пламенной душе!
Слышишь, как деревья зашептали:
«С днём рожденья, дорогой Мишель…».
Ведущий 1 И в конце нашего урока мы снова зажигаем свечи-символ жизни,
света, тепла.
Стой! Замри и оглянись в прошлое!
Огонь свечей — символ неумирающей человеческой памяти, памяти о
великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
(видеофильм)