Напоминание

"Буква Ээ,обозначающий гласный звук[э]"


Автор: Бучаева Вазипат Закарьяевна
Должность: учительница начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с.Нижнее Казанище Буйнакского района
Наименование материала: методическая разработка урока обучения грамоте
Тема: "Буква Ээ,обозначающий гласный звук[э]"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по обучению грамоте

Тема: Буквы Э э , обозначающие гласный звук [э]

Цели:

Дидактическая

: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями

обучающихся.

Образовательные

: - ознакомление с новым гласным звуком и буквами Э э;

- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

- формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

- учить сравнивать строчную и заглавную буквы;

- учить работать с текстом.

Развивающие:

- развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);

- оптимизировать процесс обучения за счёт активного включения обучающихся в учебный процесс;

-способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевысказываний, поиск способов действий,

самоконтроль).

- умение определять этимологию слова, овладение разными видами речевой деятельности.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, привитие навыков культурного общения, чувство патриотизма.

Целевые установки на достижение результатов.

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

Выделения новых звуков из слов, уметь распознать в словах новые звуки, обозначать их буквой, читать слоги, слова,

предложения.

Метопредметные:

-уметь определять и формировать целью урока с помощью учителя;

-уметь планировать и прогнозировать действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё

предположение.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в

школе и следовать им.

-уметь ориентировать в своей системе знаний, отмечать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить

ответы, используя учебник, жизнь, опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы:

словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Включение в учебную

деятельность.

Мотивация

деятельности.

Речевая разминка.

Артикуляционная

гимнастика.

-

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Повернулись, гостям улыбнулись

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

-Какой сейчас урок, ребята?

- Какое нужно настроение, чтобы

урок получился?

-Давайте поделимся хорошим

настроением и улыбкой друг с

другом.

- Чтобы правильно дышать, чётко

произносить звуки говорить

красиво выполним следующие

упражнения:

«Насос».

Упражнение «Именинный пирог»

Проверка рабочего места.

-урок обучения грамоте.

-хорошее, доброжелательное.

Сидя, руки и плечи отпущены, на

вдохе – плечи поднять, на выдохе –

опустить.

Сделав глубокий вдох носом,

постарайтесь задуть короткими

отрывистыми выдохами как можно

больше свечек на воображаемом

именинном пироге.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками; Умение

совместно договариваться о

правилах поведения и общения и

следовать им.

Работа с

чистоговоркой.

Работа с

скороговоркой.

Повторение ранее

изученного.

Актуализация знаний и

фиксация затруднений

деятельности.

«Лошадка»

«Чистка зубов».

На доске:

- Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца- прибежала к нам овца.

.

- Гарь-парь-жарь.

- Шесть мышат в шалаше шуршат

(слайд 1)

- Прежде чем нам узнать что-то

новое, давайте вспомним то, что

мы с вами уже знаем. Сейчас мы

будем работать в группе.

Вспомним правила работы. (слайд

2)

Учитель раздаёт карточки:

Цокает язычок.

Рот закрыт. Круговым движением

языка обвести между губами

и зубами.

Читают шёпотом и медленно; в

обычном темпе.

Читают громко уверенно.

Читаем про себя, в слух, за

учителем в быстром темпе.

Проговаривают правила работы.

ПУУД: анализ объектов с целью

выделения признаков.

Карточка№1

Убери лишнее.

А Я О Н Е Ы Ю.

Карточка№2

Соедини пары.

В П

Г Ф

З Т

Б С

Д К

Карточка №3

Убери лишнее

С П Т Х Б Ц

Карточка №4

Убери лишнее

Н Р В К Д Л

Карточка N5

Убери лишнее

А О Ы Е У

Карточка N6

Убери лишнее

Я Е Ю А И

- Определитесь в группе, кто будет

давать ответ.

При ответе товарища внимательно

слушаем, работаем светофорами.

Работают в парах.

Работают светофорами. Правильно

- поднимают зелёный цвет, не

согласны – красный.

Дают оценку по плану:

КУУД: Выполнять различные роли

в паре, сотрудничать в совместном

решении проблем. Оформлять свои

мысли в устной и письменной речи

с учётом учебных ситуаций.

ПУУД: определять круг своего

незнания; самостоятельное

выделение, формулирование

познавательной цели.

РУУД: Определять правильность

выполненного задания.

Изучение нового.

Даём оценку на ответ товарища.

-С какой буквой мы знакомились

на предыдущих уроках?

-Какую работу выполняет это

буква?

-Какие звуки обозначает это буква?

-Дайте характеристику этой букве

Прочитайте загадку и назовите

отгадку. (Слайд 3)

Живёт без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит

.

– Кто знает отгадку?

– Почему нет картинки-отгадки?

-Что такое эхо?

– Где можно услышать эхо?

1.

Какая задача стояла перед

отвечающим.

2.

Справился или не

справился с задачей.

3.

Понравился ответ или не

понравился

- С буквой Ц

-Она выполняет работу по

твердости

Она обозначает звук [Ц]

Она согласная, глухая, всегда

твердая, непарная

-Эхо

-

Эхо – это звуковая волна. Это

явление в природе, когда человек

кричит, его звук возвращается к

нему и слышен далеко-далеко)

-В лесу, в горах

РУУД: планирование,

прогнозирование, решение

проблем, построение логической

цепи рассуждений, доказательство.

РУУД: целепологание.

ПУУД: самостоятельное

выделение, формулирование

проблемы. Отвечать на вопросы

учителя.

КУУД: участвовать в диалоге на

-

Выделите первый звук в слове эхо.

C какой буквой мы сегодня

познакомимся? Кто может назвать

тему урока? А давайте поставим

цели урока. Чему будем учиться?

ФИЗМИНУТКА.

Я с корзиной в лес пошёл (шаги на

месте, высоко поднимая ноги).

Все поляны обошёл, (Поворот

вокруг себя).

К старой ёлке подошёл (присесть).

И огромный гриб нашёл (встать

руки в стороны).

- Вставьте ушки на макушку,

Слушайте внимательно,

Загадаю я вам загадки

Отгадайте обязательно.

- Мы не знаем, как читается и

обозначается на письме новая

буква.

Узнаем какие звуки обозначает

буква. Узнаем какая она гласная

или согласная. Будем читать слова

с буквой.

Выполняют физминутку.

уроке, понимать точку зрения

другого.

КУУД: читать вслух и про себя

тексты, понимать прочитанное.

Первичное закрепление

Он полётам не обучен,

Зато в беге – самый лучший.

От любой большой проблемы

Убегает страус ... (слайд3)

- В какой позиции мы слышим

новый звук?

(слайд4)

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …

(слайд 5)

На стене в кинотеатре есть

большое полотно

Ходят взрослые и дети

посмотреть сюда кино

.

- В какой позиции слышим звук?

-Давайте выясним, гласный это звук

или согласный?

-

Давайте хором произнесём этот

-эму

- в начале слова, под ударением.

-эскимо

- в начале слова, без ударения.

-экран

-В начале слова без ударения

- звук [э] гласный, может быть

ударным и безударным

.

-гласный.

-Произносится голосом, воздух

КУУД: высказывать свою точку

зрения, оформлять свои мысли в

устной форме с учетом своих

жизненных ситуаций.

звук.

- Почему вы решили, что этот звук

гласный?

-

Это

буква

Э

-(Слайд 6) Для чего нам нужны 2

буквы.? Докажите.

Работа в парах.

Поработайте в парах и составьте

схему слов. Пары первого ряда схему

слова экран,а второго ряда слова

эскимо ,третий ряд слово эму. (Одна

пара работает у доски.)

– Проверьте

- Буква Э сравнительно молодая.

Она появилась в русской азбуке в

1735 году. Даже великий учёный

ломоносов Михаил Васильевич

считал, что без неё можно

обойтись. Но в русском языке

появилось много иностранных

слов, тут буква и пригодилась.

(экзамен, экономика,

электричество, эстетика и другие)

проходит свободно – звук

гласный.

- с заглавной буквой пишутся

имена, фамилии, названия

населённых пунктов,

географические названия.

Закрашивают схемы

-Высказывают мнения.

ПУУД: наблюдать и делать

выводы.

КУУД: читать вслух и про себя

тексты, понимать прочитанное.

-А на что похожа буква?

(слайд 7.8.9)

- Буква Э на С девица,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка?

-Взял я лук и крикнул – «ЭХ?»

Удивлю сейчас я всех.

- Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Агукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом

И называлось …

Читаем слоги.

Работаем со слогами. (Слайд 10)

Читаем слоги

эн эв

эл эш

эс эх

эт эг

эб мэ

эк сэ

-

Как звучат согласные звуки: твердо

или мягко? Сделайте вывод

- эхом.

Читают слоги

ПУУД: рефлексия. ЛУУД:

смыслообразование. КУУД:

умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Работа над развитием

речи.

-

Давайте прочитаем правило в

Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали

вывод?

Работа по учебнику.

-

Откройте 56 страницу.

Прочитайте столбик со словами.

( Аэробус , аэроплан). Объясните

значение слов.

-Часто ли в жизни мы используем

эти слова?

-. Я попросила ученика нашего класса

найти значение этих слов в разных

источниках и поделиться своими

знаниями.

Сообщение ученика о значении слова

аэробус и аэроплан.

-Люди с давних пор мечтали

подняться в воздух, летать. Уже в

сказках появились летательные

аппараты.

-твердо

-

Гласная буква э обозначает

твердость предшествующего

согласного звука

-Да

Хорошо читающий ученик

начинает читать текст, а другой

проговаривает за ним тоже слово

-нет

Читают сообщения

КУУД: читать вслух и про себя

тексты, понимать прочитанное.

Рефлексия

-Какие?

- С развитием техники появились

первые летательные аппараты.

Рассмотрите рисунок на с. 56.

Назовите их

- Общаясь с вами, я поняла ,что

многих из вас манит небо,

космические дали и интересует

история создания первых

летательных аппаратов.

-Ребята вы уже умеете читать?

А чтобы учится читать ёщё лучше,

поработаем над техникой чтения,

выберем вид чтения «Эхо».

Откроем с.59 Азбуки найдём текст

«Поиграем в эхо». Будьте

внимательны!

ФИЗМИНУТКА.

(Слайд 15-26)

Поиграем игру в игру « Кто это?

Что это?»

К нам в гости пришли слова –

иностранцы. Узнаем с вами новые

слова.

- этажерка;

-Ковёр-самолёт, сапоги-

скороходы, ступа.

-Воздушный шар, аэроплан,

вертолёт, самолёт

Хорошо читающий ученик

начинает читать текст, а другой

проговаривает за ним тоже слово

С помощью учителя объясняет

Способность

к

самооценке

на

основе

критерия

успешности

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и

(Личностные УУД).

- Эскимо – эскимосы;

- Экскаватор – экскалатор;

- Алоэ (столетник, южное растение

с толстыми мясистыми листьями,

разводимое у нас как

лекарственное или декоративное

растение).

-экскурсия;

-эстафета;

- каноэ (гребная спортивная лодка

заостренным носом и

высокоподнятой кормой).

- статуэтка (маленькая статуя,

служащая комнатным

украшением).

-Энштейн;

- эполеты (погоны в царской

армии, знак отличия).

- этмоптерус (

Представители рода

этмоптерусов

относятся к колючим

глубоководным мелким акулам)

- Что нового сегодня узнали?

- Что было интересно?

- Что не получилось?

На столах у вас лежат: три

значение слов.

- Высказывают своё мнение.

новогодние игрушки. Давайте

украсим нашу елку этими

игрушками. Если вам было

интересно и всё получилось на

уроке – выбери красную игрушку,

если у тебя были затруднения, но

ты с ними справился – выбери

зеленую игрушку, если тебе было

скучно и у тебя все не получалось

– синюю игрушку. Поднимите

какого цвета игрушку вы

выбираете.

-Спасибо за урок!



В раздел образования