Напоминание

статья для родителей "Почему дети не читают"


Автор: Николаева Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Совхозовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Сиговка Осташковского городского округа Тверской области
Наименование материала: родительское собрание "Почему дети не читают"
Тема: статья для родителей "Почему дети не читают"
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель

литературы

Николаева

Светлана

Викторовна.

МБОУ

«Совхозовская

СОШ»

п.

Сиговка

Осташковского

района

Тверской

области.

Родительское собрание «Почему ребёнок не любит читать».

Цель:

ознакомить

родителей

с

приёмами

и

методами

развития

у

детей

читательского интереса.

Значение книги трудно переоценить. В наш век высоких технологий человек

не

может

обойтись

без

такого

источника

информации,

как

книга.

Но

наблюдается тенденция понижения интереса к чтению у детей уже с 1 класса.

Есть

дети,

у

которых

уже

сейчас

стойкое

нежелание

к

чтению

книг.

Следствием этого является падение скорости чтения, скудный словарный

запас, замедление развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если

дома чтение родителями книг, обсуждение прочитанного, совместные походы

в

магазин

за

новой

книгой

станут

привычными

с

детства,

то

ребёнок

потянется к книге, появится желание её читать.

Но уже в 1 классе возникли проблемы с чтением:

1). Медленное, слоговое чтение с большим количеством ошибок.

2).Не читают больше того, что задано.

3).Ребёнок не понимает прочитанное, не запоминает содержание, не может

пересказать.

Навык чтения состоит из следующих параметров:

1). Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.

2) Скорость чтения.

3).Правильность, автоматизированность чтения.

4).Понимание прочитанного.

Если все параметры чтения развиваются благоприятно, с чтением

проблем

нет.

Если

какой-то

параметр

не

сформировался

возникают

проблемы.

2. Восприятие ребёнком чтения как повинность.

Причина в семейном воспитании. Если обучать дома чтению прерывая

любимые занятия ребёнка (прогулку, игры), то чтение станет нелюбимым

уроком, который хочется как можно быстрее закончить. Естественно, ребёнок

не захочет читать сверх того, что ему задали. Он не поймёт и не запомнит

смысла прочитанного. А если в это время семья смотрит телепередачи, то

ребёнок чувствует себя наказанным чтением. Идеальный вариант, когда в

семье было бы отведено специальное время для чтения книг. Тогда ребёнок

воспринимал

бы

процесс

чтения

как

присоединение

к

интересному

семейному ритуалу.

3. Детям просто не интересно читать.

Сначала дети знакомятся с мультипликационной или киноверсией

произведения.

Уже

есть

нарисованные

образы,

герои.

Прорисована

обстановка, место действия. Динамика сцен, развитие сюжета. Ничего не

надо домысливать и придумывать. Смотри, созерцай, лежи, наслаждайся.

Поэтому у современных детей не развито образное мышление. Им не хватает

воображения.

Их

с

рождения

окружает

слишком

много

развлекающих

стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять и додумывать.

Ребёнок не способен представить себе героя, которого не видел на картинке.

Не представляет место действия. Поэтому новые книги кажутся скучными.

Вывод напрашивается сам - развивать образное мышление.

6. Найдите время для вечернего ритуала чтения. Пусть не каждый день.

Читайте вместе с детьми книги по очереди. По наблюдениям психологов,

дети, которым читают, развиваются более любознательными. Их словарный

запас в 2 -3 раза больше сверстников. Читать ребёнку вслух нужно до 12 лет.

Для ребёнка чтение – это огромная работа. А когда читает взрослый, он

лучше

воспринимает

содержание

и

переживает

чувства

героев.

И

имеет

возможность обменяться мнением со взрослым. А вы направите его чувства в

положительную

сторону,

у

вас

будет

налаживаться

контакт

с

ребёнком.

Активизируйте чтение вопросами: Что тебе больше всего понравилось? Что

чувствует в этот момент герой? Какой конец бы ты хотел увидеть? Как бы ты

поступил на его месте?

Памятка для родителей.

1.Самый главный пример для ребёнка – вы, родители.

2. Читайте с детьми вместе интересные книги сверх школьной программы.

3.Если ребёнок категорически отказывается читать, предложите ему, что его

больше интересует: комиксы, энциклопедии.

4.

Не

гонитесь

за

скоростью

чтения.

Больше

внимания

правильности

и

выразительности чтения.

5. Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения. Это поможет

включиться

в

работу.

Не

перегружайте

ежедневным

чтением

вслух.

Непрерывное чтение вслух должно быть не более 15 минут.

6.Никогда

не

наказывайте

чтением

вместо

игры,

компьютера,

прогулки.

Чтение – это не наказание.

7.Если видите, что предложенная книга трудна для ребёнка, не настаивайте,

отложите до времени.

8. Не спешите отвечать на вопросы ребёнка сразу. Посоветуйте найти ответ в

книге. Подскажите в какой.

9.Создайте дома спокойную, уютную обстановку для чтения.

10. Когда ребёнок читает, находитесь поблизости, чтобы объяснить трудное

слово, вместе посмеяться. Не стойте у над над душой. Это создаёт эффект

принуждения.

11.Если ребёнку сложно читать заданный текст, или он велик по объёму, в 1 и

2 классах читайте текст ребёнку сами вслух первый раз. На второй раз ему

читать будет легче.

12.Проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок.

13.Отмечайте каждый успех ребёнка в чтении, даже самый незначительный.

14.Не сравнивайте успехи ребёнка с другими детьми. Постоянное невыгодное

сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более

успешным детям.

15.

Если

проблемы

в

чтении

стойкие

и

не

поддаются

исправлению,

проконсультируйтесь

со

специалистами:

неврологом,

психологом,

дефектологом.



В раздел образования