Автор: Протасова Галина Ивановна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Брасовского района Глодневская СОШ
Населённый пункт: с.Глоднево, Брянская область
Наименование материала: :Доклад
Тема: "Нетрадиционные уроки немецкого языка"
Раздел: среднее образование
Нетрадиционные уроки немецкого языка
В настоящее время проблема формирования положительной мотивации к
изучению немецкого языка и связи ее с познавательными интересами
учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями,
навыками коммуникации является актуальной. Решить эти задачи помогает
применение нетрадиционных форм проведения занятий, таких, как
видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и
т.п.Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как
правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя
функции обучающего контроля.Такие уроки проходят в необычной,
нетрадиционной обстановке, которая создает атмосферу праздника при
подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер,
возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при
обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с
непременным использованием средств аудио- и зрительной наглядности. На
таких уроках удается достичь самых разных целей методического,
педагогического и психологического характера, которые можно суммировать
следующим образом:
– осуществляется контроль знаний, навыков и умений обучающихся по
определённой теме;
– обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение
обучающихся к уроку;
– предусматривается минимальное участие учителя в уроке.
Видеоурок
Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь
в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей
учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на
уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не
менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям
народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные
материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования
коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как
постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и
развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.Еще одним
достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на
обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на
формирование у школьников личностного отношения к увиденному.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон
психической деятельности обучающихся, и прежде всего, внимания и
памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной
познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик
становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма,
школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так,
непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность
оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных
каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное
восприятие) положительно влияет на прочность запечатления
страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных
видеофильмов на обучающихся способствует интенсификации учебного
процесса и создает благоприятные условия для формирования
коммуникативной компетенции обучающихся. Практика показывает, что
видеоуроки являются эффективной формой обучения.
Ниже приведена схема проведения видеоурока, которую можно
адаптировать к любому видеоматериалу. В качестве примера приводится
вариант работы с видеофильмом «Семейка Блюз под прикрытием»,
дублированный на немецком языке.
Задачи урока:
1) развивающая: развитие психических процессов, связанных с
речемыслительной деятельностью (внимания, памяти);
2) воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью;
3) познавательная: формирование знаний о живой иноязычной культуре.
1. Подготовительная работа.
Учащимся сообщается название фильма и демонстрируется кадр из него с
главным персонажем. Предлагается догадаться о содержании фильма,
определить, к какому жанру он относится. Работа может проводиться в
форме пленума, с использованием речевых клише. Затем вводится новая
лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для
активного владения.
2. Демонстрация видеофильма, который предлагается для просмотра в
форме монтажа.
Монтаж состоит из трех ключевых сцен. Первый просмотр проходит без
звука. После просмотра учащиеся предполагают, о чем говорили герои в
определенной ситуации. Затем класс делится на 3 группы, каждая из которых
выстраивает диалог для своей сцены.
3. Повторный просмотр со звуком, с целью проверки прогнозов.
Затем можно использовать упражнения типа «Выбери правильный ответ»,
«Расположи предложения в логической последовательности» и другие, для
того, чтобы откорректировать свои диалоги.
Пример: каждая группа получает одинаковый набор реплик из фильма.
Задача обучающихся выбрать фразы, подходящие к их сцене и расположить
их в логической последовательности.
4. Просмотр фильма без звука. Каждая группа озвучивает свою сцену.
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными
странами и народами, знакомство с национальной культурой стран
изучаемого языка становится необходимым элементом процесса обучения
иностранному языку. Принцип диалога культур предполагает использование
культуроведческого материала.
Схема проведения урока-экскурсии по теме «Stadtrundfahrt durch Wien».
Задачи урока:
1) познавательная: развитие социокультурной компетенции через
знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка;
2) развивающая: развитие психических функций, связанных с
речемыслительной деятельностью;
3) воспитательная: воспитание толерантности в отношении чужой культуры.
Оснащение: карта Австрии; карта Вены; слайды с достопримечательностями
Вены; класс оформлен в виде экскурсионного автобуса; интерактивная доска,
куда проецируются поочередно изображения, играет роль лобового стекла
автобуса, речевые клише.
«Экскурсию» проводят наиболее подготовленные ученики класса. Для
«экскурсии» выбираются наиболее известные места и
достопримечательности Вены.
При рассказе о каждой достопримечательности на доску проецируются
картинки, фотографии с ее изображением.
Ход урока:
Учащиеся заходят в «автобус», спрашивают о наличии свободных мест. В
качестве билета получают карточку, где указано его место и роль, которую он
будет играть во время «экскурсии» («Профессор», «Студент», «Пенсионерка»,
«Скептик», «Оптимист», «Больной» и т.д.).
Экскурсоводы комментируют «поездку» рассказами о
достопримечательностях.
В процессе экскурсии учащиеся задают вопросы экскурсоводам и реагируют
эмоционально в соответствии с их ролью. Но если у них возникают
затруднения, учитель им помогает. Например, «Больной» может задать
следующие вопросы:
– Wo ist in der Nähe eine Apotheke? Ich fühle mich nicht wohl.
– Wo ist ein Geschäft? Ich möchte Mineralwasser kaufen. Usw.