Автор: Разенкова Людмила Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОК "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Специальная индивидуальная программа развития учащегося 9 класса по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Обучение учащихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа № ..."
г. ХХХХХХХХХХ
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждаю
на заседании шПМПК
родители ______________
Директор ОГКОУ
Протокол № ____
от _____________г.
________________________
школы №....
__________ ХХХХХХХХ
20….г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
ХХХХХХХХХХХ
учащегося 9 В класса
2019 / 2020 учебный год
1. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: ХХХХХХХХХХХХ
Возраст ребенка: 16 лет (
22.05.2003
г. р.)
Место жительства:
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Год обучения в школе – 9й год
Класс: 9 В
Воспитывается
полной
семье,
состоящей
из
4
человек.
Мама
–ХХХХХХХ,
папа
–
ХХХХХХХХ, старший брат. Бытовые условия хорошие. Семья проживает в благоустроенном
доме. Отношение к ребенку в семье теплое, заботливое. Но родителе не в полной мере
понимают возможности своего ребенка. Семья двуязычная, основной язык – татарский. В
учебное время проживает в интернате.
В
школу-интернат
№
18
VIII
вида
зачислен
1
сентября
2011
года.
Основание
–
Протокол №
4563 от 04. 03. 2010 года Республиканской психолого-медико-педагогической
консультации города Казани. Рекомендовано: обучение по программе для глубоко-умственно-
отсталых детей учреждений 8 вида, 1 класс. Повторное прохождение ГПМПк в ОГБОУ ОЦДК
«Развитие» 15. 04. 2013 г. Протокол № 3/16 заключение: F 71. Болезнь Дауна.
2. Психолого-педагогическая характеристика
Двигательная сфера:
Без нарушений.
Состояние устной и письменной речи :
- Фразовая речь не сформирована.
- Понимает обращенную речь.
- Связная речь не сформирована.
Владеет письмом по обводке. Навык письма по образцу на стадии формирования.
Психологические особенности:
- Значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти.
- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
- Низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости.
- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
- Несформирована познавательная сфера и учебная мотивация.
-
На
замечания
реагирует
не
всегда
.
Часто
нарушает
дисциплину
,
может
уйти
из
класса
во
время
урока
.
Особенности межличностного взаимодействия.
-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от
выполнения
задания
и
повышению
двигательной
активности.
Существенное
снижение
устойчивой работоспособности.
Сформированность математических знаний и умений.
- знание числовой последовательности от 1 до 9 сформировано частично, цифры узнает,
работает только по обводке или по образцу, выполняет арифметические действия на
калькуляторе.
- сравнение числовых и предметных множеств выполняет с помощью учителя;
- выделяет признаки величины и формы, основные цвета, геометрические фигуры – круг,
квадрат, треугольник.
Сформированность навыков письма и чтения.
2
Чтение. Изученные буквы повторяет, слоги сливает после предварительной работы.
Навык глобального чтения формируется слабо.
Письмо. Пишет только по обводке, письмо изученных букв по образцу на стадии
формирования.
Во фронтальной работе класса участия принимает. Навыки самообслуживания развиты
удовлетворительно: сам переодевается, достает и убирает учебные принадлежности. Способен
выполнить короткую инструкцию на бытовом уровне.
Программный материал усваивает на удовлетворительном уровне.
3. Индивидуальный учебный план
на 2019-2020 уч. год.
Предметные
области
Класс
Учебный предмет
Количество часов в
неделю
Всего в год
7в
I.
Обязательная часть
1.Язык и речевая
практика
1.1.Речь и
альтернативная
коммуникация
2
68
2.Математика
2.1.Математические
представления
2
68
3.Окружающий
мир
3.1. Окружающий
природный мир
2
68
3.2. Человек
-
-
3.3. Домоводство
5
170
3.4. Окружающий
социальный мир
3
102
4.Искусство
4.1. Музыка и
движение
2
68
4.2.Изобразительная
деятельность
-
-
5.Физическая
культура
5.1.Адаптивная
физкультура
2
68
6. Технология
Профильный
труд
5
170
7.Коррекционно-развивающие занятия
2
68
Итого обязательная часть
25
850
II.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
1.Сенсорное развитие.
2
68
2.Предметно – практические действия.
2
68
3.Двигательное развитие.
2
68
4.Альтернативная коммуникация
2
68
Итого коррекционные курсы
8
272
Итого
33
1122
3
4. Содержание образования
4.1. Программа базовых учебных действий
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
1.
Подготовка ребенка к обучению, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с учителем.
2.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание);
•
умение выполнять инструкции педагога;
•
использование
по
назначению
учебных
материалов;
•
умение
выполнять
действия
по
образцу
и
подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определённого времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить
от одного задания (операций, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Содержание
1 полугодие
2 полуголие
1. Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация
(с использованием вербальных средств)
Задача - формирование навыков связной
речи.
Развитие речи
Импрессивная речь
Задача - формирование умения понимать
обращенную речь.
Экспрессивная речь
Задача - формирование умения строить
предложения, связные высказывания.
Чтение и письмо
Формирования навыка осознанного чтения
целыми словами.
4
Упражнение в узнавании и написании слогов, слов
и простых предложений.
2. Математические представления
Цель: формирование элементарных
математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Задачи: выделение формы куб, шар, брусок.
Выделение геометрических фигур: квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок.
Узнавание и написание цифр от 0 до 9, число
10.
Запись арифметического примера от 1 до 10.
Выполнение арифметических действий на
калькуляторе и счётах. Формирование умения
решать элементарные арифметические задачи с
опорой на наглядность.
3. Окружающий природный мир
Цель – формирование представлений о живой и
неживой природе, о взаимодействии человека с
природой.
Задачи: учить соотносить месяцы с
временами года. Различать лиственные и
хвойные деревья, кустарники. Узнавать и
называть диких и домашних животных, их
детенышей, животных холодного (теплого)
климатического пояса, знакомство с рыбами,
насекомыми. Узнавать (называть) овощи и
фрукты.
4. Человек.
Цель: формирование представлений о себе как
«Я» и своем ближайшем окружении.
Задачи: учить различать части тела и лица,
полезные и вредные привычки, правила личной
гигиены, предметы одежды, детали предметов
одежды. Виды обуви. Столовые приборы.
Правила приема пищи. Учить составлять
рассказ о своей семье.
5. Домоводство.
Цель – повышение самостоятельности в
выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности.
Задачи: формирование умений различать виды
одежды и уход за ней.
Чайная и столовая посуда. Посуда для приго-
товления пищи. Фрукты и овощи.Молочные и
мясные продукты. Мучные, кондитерские
изделия, крупы. Уборка поверхности стола.
Уборка помещения.
6. Окружающий социальный мир.
5
Цель обучения – формирование
представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения.
Задачи: знать домашний адрес, правила
безопасного поведения во дворе.
Мясные продукты, готовые к употреблению,
требующие обработки. Предметы мебели.
Свойства дерева, бумаги, стекла. Предметы из
дерева (бумаги, стекла).
Правила поведения в общественных местах.
Государство (город), в котором мы живем.
Общественный транспорт, правила пользования
транспортом.
7. Музыка и пение.
З а д ач а : помочь
ребенку
научиться
воспринимать
звуки
окружающего
мира,
развить
эмоциональную
отзывчивость
на
музыкальный ритм, мелодику звучания разных
жанровых произведений.
8. Адаптивная физкультура.
Целью:
повышение
двигательной
активности
и
обучение
использованию
полученных
навыков
в
повседневной
жизни.
Задачи:
формирование
и
совершенствование
основных двигательных навыков; укрепление и
сохранение здоровья, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
9. Профильный труд.
Целью
трудового
обучения
является
подготовка
детей
к
доступной
трудовой
деятельности.
Основные задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
-
ф о р м и р о в а н и е
н а в ы ко в
р а б о т ы
с
э л е м е н т а р н ы м и
и н с т р у м е н т а м и
и
оборудованием;
-
соблюдение
необходимые
правил
техники
безопасности;
10. Коррекционно-развивающие занятия.
Цель–коррекция познавательной,
эмоционально-волевой сферы, повышение
самостоятельности и расширение возможности
общения, развитие лучшего понимания себя и
других, снятие психического напряжения.
З а д а ч и : -
развитие
внимания,
памяти,
мышления, пространственных представлений;
-
оснащение
коммуникативными
навыками
и
обучение
способам
выражения
эмоций
(положительные эмоции, тревога, агрессия);
11. Коррекционные курсы
6
- Альтернативная коммуникация
Цель- определение доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение
выбранным средством коммуникации и
использование его.
- Сенсорное развитие
Цель – обогащение чувственного опыта в
процессе целенаправленного систематического
воздействия на сохранные анализаторы.
- Двигательное развитие
Цель – обогащение сенсомоторного опыта,
поддержание и развитие способности к
движению и функциональному использованию
двигательных.
- Предметно-практические действия
Цель – формирование целенаправленных
произвольных действий с различными
предметами и материалами.
4. 3. Программа нравственного развития.
Содержание
Наблюдение
Способность замечать и запоминать
происходящее, радоваться новому дню,
неделе, месяцу замечая какие события,
встречи, изменения происходят в
жизни;
осознавать на доступном уровне
значимость этих событий для каждого
по отдельности и для всех людей.
7
Доброжелательное отношение к
окружающим;
умение устанавливать контакт,
общаться и взаимодействовать с детьми
и взрослыми с использованием
общепринятых форм общения, как
вербальных, так и невербальных;
доверительное отношение и желание
взаимодействовать с взрослым (во
время гигиенических процедур,
одевания, приема пищи и др.).
Умение выражать свои желания, делая
выбор;
умение принимать на себя посильную
ответственность и понимать результаты
своих действий;
умение предвидеть последствия своих
действий, понимать насколько его
действия соотносятся с нормами и
правилами жизни людей; контроль
своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной
деятельности в общении, в игре, учебе,
работе, досуге.
Ориентация в религиозных ценностях с
учетом желания и вероисповедания
обучающегося и его семьи.
8
4. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
Содержание
Наблюдения
Осознанное отношение к
собственному здоровью на основе
соблюдения правил гигиены,
здоровьесбережения, режима дня.
Интерес и бережное отношение к
природе; соблюдение правил
поведения в природе.
Негативное
отношение
к
факторам,
нарушающим
здоровье:
сниженная
двигательная
активность,
курение,
алкоголь,
наркотики,
инфекционные
заболевания,
нарушение
правил
гигиены, правильного питания и др.
Готовность безбоязненно обращаться
к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями
состояния здоровья.
Безопасное поведение в окружающей
среде;
умение вести себя в экстремальных
(чрезвычайных) ситуациях
.
4. 5. Программа внеурочной деятельности.
Название мероприятия
Планируемая деятельность
ребенка в мероприятии
Участие ребенка в
мероприятии
1. 1 Сентября «День
знаний»
Посещение мероприятия
9
2.Неделя «Азбука
безопасности" , ПДД
3.
Посещение областного
театра кукол.
4.
Уроки добра и
толерантности «Капелькой
добра согреем души»
Участие
Посещение мероприятия
Посещение мероприятия
Проекте «К нам сказка
пришла»
Участие
Новогоднее мероприятие
Посещение мероприятия
Интегрированная
программа «Возьмёмся за
руки, друзья!»
Посещение мероприятия
Посещение Кукольного
театра, драматического
театра, Театра Юного
зрителя в рамках школьной
программы «Каникулы».
Участие
Праздничная программа,
посвященная Дню
защитника Отечества
Посещение мероприятия
Мероприятие «Пасха радость
нам несёт»
Посещение мероприятия
День Земли. «Земля – наш
общий дом»
Посещение мероприятия
4. 6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности: придание правильной позы
ребенку
(с
целью
профилактики
порочных
состояний),
смена
положений
тела
в
течение
учебного дня.
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося. У ребенка
наблюдаются проблемы поведения вследствие нарушений эмоционально-волевой сферы:
бывает агрессивен по отношению к детям, убегает с занятий.
.,
время
8.15 – 8.50
9.10-9.50
10.00-10.40
10.50-11.30
11.50-12.30
8.55-9.10
10.40-10.50
11.30-11.50
12.30-12.50
12.50-13.30
13.40-14.20
14.30-15.10
10
пн
Уроки по
расписанию
Совместная
деятельность с
учителем и
детьми
1-й завтрак
Контроль
Обед
Контроль
Динамическая
Пауза
Организации
двигательно-
активной
деятельности
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
вт
Уроки по
расписанию
Совместная
деятельность с
учителем и
детьми
1-й завтрак
2-й завтрак
Контроль
Обед
Контроль
Динамическая
пауза
Организации
двигательно-
активной
деятельности
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
с
р
Уроки по
расписанию
Совместная
деятельность с
учителем и
детьми
1-й завтрак
2-й завтрак
Контроль
Обед
Контроль
Динамическая
пауза
Организации
двигательно-
активной
деятельности
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
чт
Уроки по
расписанию
Совместная
деятельность с
учителем и
детьми
1-й завтрак
2-й завтрак
Контроль
Обед
Контроль
Динамическая
пауза
Организации
двигательно-
активной
деятельности
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
пт
Уроки по
расписанию
Совместная
деятельность с
учителем и
детьми
1-й завтрак
2-й завтрак
Контроль
Обед
Контроль
Динамическая
пауза
Организации
двигательно-
активной
деятельности
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
Коррекционные
курсы
Индивидуальные и
групповые занятия
4. 7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учителя – Разенкова Л. А., Смолина Л. М., Мельзенинова Г. И., Афанасьев Ю. А.,
Гузаева М. Е., Бадамшина Р. А.., Харченко К. К., педагог-психолог – Макарова О. А.
4. 8. Программа сотрудничества школы с семьёй.
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение осведомленности
родителей об особенностях
развития и специфических
образовательных потребностях
ребенка
- индивидуальные консультации
родителей со специалистами ;
- индивидуальные консультации
родителей по темам:
«Организация свободного
времени дома» «Соблюдение
режима дня», «Реализация
СИПР в домашних условиях »,
«Формирование социально -
бытовых навыков».
11
Обеспечение участия семьи в
разработке и реализации
СИПР, единства требований к
обучающемуся в семье и в
образовательной организации
- участие родителей в разработке
СИПР
- консультирование родителей по
вопросам обучения ребенка в
домашних условиях, выбор
единых подходов и приемов
работы.
Организация регулярного
обмена информацией о
ребенке, о ходе реализации
СИПР и результатах ее
освоения
- ведение дневника наблюдений;
- информирование электронными
средствами;
- личные встречи, беседы.
О р г а н и з а ц и ю
у ч а с т и я
родителей
во
внеурочных
мероприятиях
- привлечение родителей к
планированию, разработке и
реализации мероприятий:
«1 сентября - День Знаний»
«Школьная ярмарка»
«Новогодний праздник»
4. 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету
наборы материала; геометрические фигуры и тела, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; калькулятор; рабочие
тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал.
«Окружающий
природный
мир» включает: наглядный изобразительный материал
(фотографии,
рисунки
для
демонстрации);
различные
календари;
изображения
сезонных
изменений
в
природе;
изображения
объектов
природы
для
раскрашивания,
вырезания,
наклеивания.
«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи
ребенка; бытовых ситуаций.
«Домоводство» изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели,
продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; детские наборы посуды, муляжи
фруктов.
«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в
школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения, рабочие тетради с различными
объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и
другой материал.
«Музыка» изображения
(картинки,
фото)
музыкальных
инструментов,
оркестров.
Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на
различных инструментах, оркестровых коллективов;).
12
«Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий
изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы и т.д.; рабочие альбомы
(тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования.
«Адаптивная физкультура» включает: элементарный спортивный инвентарь.
Настенный планшет в кабинете, программное обеспечение ……………………………..
4. 10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Критерии осуществления деятельности
Условные
обозначения
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, действие не
выполняет, отсутствует, обучающийся не понимает его смысла)
РП
Смысл действия понимает, выполняет действие со значительной
физической помощью учителя (взрослого) только по прямому
указанию учителя
ПУ
Выполняет действие с частичной физической помощью
преимущественно по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно
ЧПУ
Выполняет действие по образцу, способен самостоятельно
выполнять его в определённых ситуациях, нередко допускает
ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
О
Выполняет самостоятельно действие по инструкции (вербальной
или невербальной), но иногда допускает ошибки.
И
Самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
С
Для подведения итогов промежуточного мониторинга обучающих и при составлении
педагогических характеристик обучающихся преподаватели используют следующие уровни
достижений:
- минимальный, для учащихся, если они выполняют менее 35 % заданий (РП);
- удовлетворительный, если учащийся выполняет от 35 до 50 % заданий (ПУ);
- хороший, если учащийся выполняет от 50 до 65 % заданий (ЧПУ, О);
- достаточно хороший, если выполняется свыше 65 % заданий (И, С).
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
Учитель:
_________________
/ /
13
Учитель-логопед
_________________
/ /
Педагог-психолог
_________________
/ /
Родители:
_________________
/ /
14