Автор: Елизаров Владимир Сергеевич
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ с. Белогорное Вольского района"
Населённый пункт: с. Белогорное Вольского района Саратовской области
Наименование материала: кружок по физике
Тема: Развитие интереса к физике, к решению физических задач.
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА по ФИЗИКЕ 10 – 11 классов
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
Составил: Елизаров Владимир Сергеевич,
учитель физики - математики
2019 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить качественную
подготовку по физике в настоящее время особенно актуальна , т.к. курс физики в 10-11
классах рассчитан на 2 учебных часа в неделю, а отдельные обучающиеся нацелены на
выбор экзамена по физике, продолжение обучения в технических ВУЗах.
Программа курса кружка составлена на основании рабочих программ по физике 10-11
классов, изд. М: Дрофа 2017 г., в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования ( ФГОС
СОО ) и нацелена на дальнейшее совершенствование практических умений и навыков при
решении задач по физике.
Программа используется как самостоятельный курс, на котором рассматриваются решения
задач по темам: механика(кинематика и динамика), молекулярная физика, электродинамика,
постоянный электрический ток, электромагнетизм, оптика, квантовая, атомная и ядерная
физика.
Программа кружка по физике соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников
школы. По своему содержанию согласована с учебными программами основного курса и
ориентирована на решение задач повышенной сложности подобным заданиям ЕГЭ.
Виды деятельности-обучающая и консультативная. Обучающиеся должны не только
рассматривать с учителем алгоритмы и методы решения задач, но и самостоятельно решать
подобные задачи, получать консультацию учителя, разбирать ошибки.
На занятиях применяются индивидуальные и коллективные формы работы:
Постановка цели, разбор пути решения, обсуждение хода решения задачи, подготовка к
предметным олимпиадам и т.п.. Предполагается разбор заданий, полученных для
самостоятельного выполнения.
Это способствует осознанию самостоятельности изучения предмета, решению практических
задач по физике.
В итоге обучающиеся могут выйти на высокий уровень решения задач по определенному
плану, овладеть основными приемами решения, моделирования физических явлений,
самоконтроля и самооценки.
ЦЕЛЬ КУРСА:
1) Развитие интереса к физике, к решению физических задач.
2) Совершенствование полученных в основном курсе знаний, умений и навыков.
3) Способствовать формированию навыков решения задач по физике школьного курса
разнообразными способами.
4) Способствовать качественной подготовке обучающихся к выпускным испытаниям и их
дальнейшем обучении в ВУЗах.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1) Развитие познавательного интереса обучающихся к физике, к решению задач.
2) Совершенствование полученных в основном курсе знаний, умений и навыков.
3) Формирование представлений о приемах и метода решения школьных физических задач.
4) Способствовать формированию навыка составления и применения алгоритмов при
решении задач по физике.
В процессе реализации данной программы рекомендуется использовать следующие методы
обучения: проблемный, частично-поисковой деятельности, исследовательский, метод анализа
и синтеза.
Курс рассчитан на 34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю с сентября 2019 по май 2020 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.МЕХАНИКА (8 час.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики
основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: тяжести, вес тела, упругости, трения,
гравитационного притяжения и т.д.
Условия равновесия тел. Приложение законов Ньютона. Законы сохранения в механике.
Обучающийся научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения,
свободное
падение
тел,
равномерное
движение
по
окружности,
инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями
и
газами,
атмосферное
давление,
плавание
тел,
равновесие
твердых
тел,
имеющих
закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины:
путь,
перемещение,
скорость,
ускорение,
период
обращения,
масса
тела,
плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения,
амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы
измерения,
находить
формулы,
связывающие
данную
физическую
величину
с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение
равнодействующей
силы),
I,
II
и
III
законы
Ньютона,
закон
сохранения
импульса,
закон
Гука,
закон
Паскаля,
закон
Архимеда;
при
этом
различать
словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного
тяготения,
принцип
суперпозиции
сил,
I,
II
и
III
законы
Ньютона,
закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила,
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент
трения,
амплитуда,
период
и
частота
колебаний,
длина
волны
и
скорость
ее
распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты
и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
механических
явлениях
и
физических
законах;
примеры
использования
возобновляемых
источников
энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных
законов
(закон
сохранения
механической
энергии,
закон
сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и
при помощи методов оценки.
2.МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (6 час.)
Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. 1 закон
термодинамики и его применение для различных процессов изменения системы. Изменения
агрегатных состояний веществ. Уравнение теплового баланса.
2 закон термодинамики. Расчет КПД теплового двигателя.
Обучающийся научится:
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей
и твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие
физические
величины
(количество
теплоты,
температура,
удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя):
на
основе
анализа
условия
задачи
записывать
краткое
условие,
выделять
физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки
3.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (8 час.)
Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Принцип
суперпозиции электрических полей. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Закон Ома для участка и полной цепи. Расчет электрических цепей. Работа и мощность
электрического тока.
Магнитное поле. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция.
Обучающийся научится:
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля -Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон
преломления
света;
при
этом
различать
словесную
формулировку
закона
и
его
математическое выражение.
-
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля
-Ленца,
закон
прямолинейного
распространения
света,
закон
отражения
света,
закон
преломления
света)
и
формулы,
связывающие
физические
величины
(сила
тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость
электромагнитных
волн,
длина
волны
и
частота
света,
формулы
расчета
электрического
сопротивления
при
последовательном
и
параллельном
соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты
и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных
законов
(закон
сохранения
электрического
заряда)
и
ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств
выдвинутых
гипотез
и
теоретических
выводов
на
основе
эмпирически
установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на
основе
имеющихся
знаний
об
электромагнитных
явлениях
с
использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
4.КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (4 час.)
Кинематика и динамика механических колебаний. Превращение энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращение энергии в
колебательном контуре. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны.
Выпускник научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие
зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на
проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на
заряженную частицу, электромагнитные волны.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
5.ОПТИКА (4 час.)
Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Построение изображений в
зеркале и в линзах. Формула тонкой линзы.
Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка.
Выпускник научится
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства
или
условия
протекания
этих
явлений:
естественная
и
искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
-описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра
-
приводить
примеры
проявления
в
природе
и
практического
использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
-
понимать
экологические
проблемы,
возникающие
при
использовании
атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
6.КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (4 час.)
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Применение постулатов Бора для расчета
линейчатых спектров излучения и поглощения энергии
атомов.
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда,
массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства
или
условия
протекания
этих
явлений:
естественная
и
искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
-
понимать
экологические
проблемы,
возникающие
при
использовании
атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Тематическое планирование
к программе кружка по физике 10 – 11 классов
№
п/
п
Тема занятия.
Кол-во
часов
Элементы
содержания.
Основные виды
учебной
деятельности.
1
Кинематика
поступательного и
вращательного
движения.
1
Путь.Траектория. Скоро-
сть.Ускорение.
Уметь применять
законы движения
при решении задач.
2
Решение задач по теме
«Графики
кинематических
параметров».
1
Зависимость
кинематических величин
от времени.
Уметь решать графи-
ческие задачи по
кинематике.
3
Законы Ньютона.Силы
в механике.
1
Законы Ньютона.
Уметь решать задачи
на применение
законов Ньютона.
4
Решение задач по теме
«Силы в механике».
1
Силы в механике.
Умение решать зада-
чи на применение
раз личных сил.
5
Движение связанных
тел.
1
Тела на блоке на
наклонной плоскости и
т.д.
Уметь использовать
законы кинематики и
динамики.
6
Движение тела,
брошенного под углом
к горизонту.
1
Ускорение св. падения.
Расчет кинематических
величин.
Уметь решать задачи
на использование
кинематических
величин.
7
Законы сохранения в
механике.
1
Законы сохранения
импульса и энергии.
Уметь применять
законы сохранения
при решении задач.
8
Решение задач на
законы сохранения.
1
ЗСИ. ЗСПЭ.
Уметь применять
законы сохранения
на практике.
9
Основное уравнение
МКТ. Уравнение
состояния ид. Газа.
Изопроцессы.
1
Осн.ур.МКТ. Уравнение
Менделеева-Клапейрона
Изопоцессы.
Уметь решать задачи
на расчет микро- и
макро- параметров.
10
Решение графических
задач на изопрцессы.
1
Изопроцессы.
Уметь использовать
газовые законы при
решении
графических задач.
11
1 закон термодинамики
и его применение к
различным процессам.
1
1 з-он термодинамики.
Уметь применять 1
закон термодинами-
ки для решения
задач
12
Агрегатные состояния
вещества. Переходы.
насыщенный пар.
1
Агрегатные состояния.
Фазовые переходы.
Уметь решать задачи
на расчет количества
теплоты.
13
Уравнение теплового
баланса.
1
Закон сохранения
энергии для тепловых
Уметь решать задачи
на расчёт величин
процессов.
при теплообмене.
14
Расчет КПД тепловых
двигателей.
1
КПД теплового
двигателя.
Уметь решать задачи
на расчет КПД
теплового двигателя.
15
Характеристики
электрического поля.
Конденсаторы. Энергия
эл. поля.
1
Напряжённость.
Потенциал
Электроёмкость.Энергия
эл. поля.
Уметь решать задачи
на расчёт характерис
тик электрического
поля.
16
Движение
электрических зарядов
в электрическом поле.
1
Конденсатор.
Движение эл. зарядов в
поле.
Уметь решать задачи
по теме «Движение
электрических
зарядов в эл. поле».
17
Закон Ома для участка
цепи. Расчёт
электрических цепей.
1
Закон Ома для участка
цепи. Последовательное
и параллельное
соединения.
Уметь применять
законы последовате-
льного и параллель-
ного соединений для
расчёта электричес-
ких цепей.
18
Закон Ома для полной
цепи. Работа и
мощность тока.
1
ЭДС. Закон Ома для
полной цепи. Работа
и мощность тока.
Уметь решать задачи
на закон Ома для
полной цепи, работу
и мощность тока.
19
Магнитное поле.
Принцип суперпозиции
магнитных полей.
1
Магнитное поле.
Свойства.
Решение задач по
теме «Магнитное
поле».
20
Сила Ампера.
1
Сила Ампера.
Уметь решать задачи
на применение силы
Ампера.
21
Сила Лоренца.
1
Сила Лоренца.
Уметь решать задачи
на применение силы
Лоренца.
22
Электромагнитная
индукция.
1
Электромагнитная
индукция.
Уметь применять за-
кон электромагнитн-
ой индукции при
решении задач.
23
Кинематика и динамика
механических
колебаний,
превращения энергии.
Резонанс.
1
Механические
колебания.
Уметь решать задачи
на расчет величин
при механических
колебаниях.
24
Гармонические
электромагнитные
колебания.
Колебательный контур.
1
Превращения энергии в
колебательном контуре.
Уметь решать задачи
по теме «Электрома-
гнитные колебания в
контуре».
25
Переменный
электрический ток.
1
Переменный ток.
Уметь решать задачи
на расчет величин
переменного тока.
26
Механические и
электромагнитные
волны.
1
Волны.
Уметь решать задачи
на расчет величин
при волновых
процессах.
27
Законы отражения и
1
Законы отражения и
Уметь применять за-
преломления света.
преломления.
коны отражения и
преломления при
решении задач.
28
Линзы.
1
Линзы.
Уметь решать задачи
на построение изоб-
ражений в линзах и
на применение фор-
мулы тонкой линзы.
29
Интерференция и
дифракция света.
1
Интерференция и
дифракция света.
Уметь решать задачи
по теме
«Интерференция и
дифракция света».
30
Дифракционная
решетка.
1
Формула дифракционной
решетки.
Уметь решать задачи
на применение фор-
мулы дифракцион-
ной решетки.
31
Фотоэффект. Фотон.
1
Уравнение Эйнштейна.
Уметь решать задачи
на применение урав-
нения Эйнштейна.
32
Постулаты Бора.
1
Постулаты Бора.
Решение задач на
применение
постулатов Бора.
33
Закон радиоактивного
распада.
1
Закон радиоактивного
распада.
Решение задач по
теме «Закон радио-
активного распада».
34
Закон сохранения
заряда и массового
числа.
1
Закон сохранения заряда
и массового числа.
Применение законов
сохранения заряда и
массового числа в
задачах о ядерных
превращениях.
Итого
34часа
Календарно-тематическое планирование
Класс 10 – 11
Учитель: Елизаров Владимир Сергеевич
Количество часов:
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Плановых контрольных уроков_____ч., зачетов______ч., тестов_______ч.
Административных контрольных уроков______ч.
Планирование составлено на основе программы среднего общего образования «Физика 10-
11», изд. М: Дрофа, 2017 г., в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата
Корректировка
План
Факт
МЕХАНИКА
1
Кинематика
поступательного и
вращательного
движения.
1
2
Решение задач по
теме «Графики
кинематических
параметров».
1
3
Законы
Ньютона.Силы в
механике.
1
4
Решение задач по
теме «Силы в
механике».
1
5
Движение
связанных тел.
1
6
Движение тела,
брошенного под
углом к горизонту.
1
7
Законы сохранения
в механике.
1
8
Решение задач на
законы сохранения.
1
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА,
ТЕРМОДИНАМИКА
9
Основное
уравнение МКТ.
Уравнение
состояния ид. газа.
Изопроцессы.
1
10
Решение
графических задач
на изопроцессы.
1
11
1 закон
термодинамики и
его применение к
различным
процессам.
1
12
Агрегатные
состояния
вещества.
Переходы.
Насыщенный пар.
1
13
Уравнение
теплового баланса.
1
14
Расчет КПД
тепловых
двигателей.
1
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
15
Характеристики
электрического
поля.
Конденсаторы.
Энергия эл. поля.
1
16
Движение
электрических
зарядов в
электрическом
поле.
1
17
Закон Ома для
участка цепи.
Расчёт
электрических
цепей.
1
18
Закон Ома для
полной цепи.
Работа и мощность
тока.
1
19
Магнитное поле.
Принцип
суперпозиции
магнитных полей.
1
20
Сила Ампера.
1
21
Сила Лоренца.
1
22
Электромагнитная
1
индукция.
КОЛЕБАНИЯ и ВОЛНЫ
23
Кинематика и
динамика
механических
колебаний,
превращения
энергии. Резонанс.
1
24
Гармонические
электромагнитные
колебания.
Колебательный
контур.
1
25
Переменный
электрический ток.
1
26
Механические и
электромагнитные
волны.
1
ОПТИКА
27
Законы отражения
и преломления
света.
1
28
Линзы.
1
29
Интерференция и
дифракция света.
1
30
Дифракционная
решетка.
1
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
31
Фотоэффект.
Фотон.
1
32
Постулаты Бора.
1
33
Закон
радиоактивного
распада.
1
34
Превращение
атомных ядер.
1
ИТОГО
34часа