Автор: Полякова Марина Ованесовна
Должность: Методист (по социальной работе) отдела воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ) ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ.
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ)
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ.
Составитель:
методист (по социальной работе)
отдела воспитательной работы
М.Полякова
Краснодар
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Информационный бюллетень № 1
Методы воспитания и методы педагогического воздействия
3
Информационный бюллетень № 2
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
5
Информационный бюллетень № 3
Особенности подросткового возраста
6
Информационный бюллетень № 4
Агрессивный подросток. Как вести себя с агрессивным подростком
8
Информационный бюллетень № 5
Если Ваш ребенок конфликтный. Как вести себя с конфликтным
ребенком?
10
Информационный бюллетень № 6
Как распознать, что ребенок лжет? Причины лживого поведения
11
Информационный бюллетень № 7
Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»
12
Информационный бюллетень № 8
Памятка о воспитании подростков
14
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 1
методиста по социальной работе
Методы воспитания и методы педагогического воздействия
Метод
воспитания –
это
модель
организации
взаимно
обусловленной
деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у
него
ценностного
отношения
к
миру
и
самому
себе.
Это
педагогическая
проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих
формирующим влиянием на личность.
Ф а к т о р
с о ц и а л ь н о й
с р е д ы в
л и ч н о с т н ом
ф о р м и р о в а н и и
трансформируется
в
воспитательной
практике
в
метод
организации
воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия
детей со средой.
Фактор
собственной
активности
человека,
решительным
образом
влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и
получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор
возвратно-оценочного
влияния
взрослых на
ре бе нка
проецируется
на
воспитательную
действительность,
трансформируясь
в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Указанные методы воспитания носят факторный характер, обладают силой
объективного влияния на подрастающую личность.
Методы
воспитания
реализуются
одновременно
в
каждом
отдельном
периоде жизни детей.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на
сознание,
чувства,
поведение
воспитанников
для
решения
педагогических
задач
в
совместной
деятельности,
общении
воспитанников
с
педагогом-
воспитателем.
Выбор
и
осуществление
методов
осуществляется
в
соответствии
с
педагогическими
целями
(оперативными,
тактическими,
стратегическими),
которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды,
возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем
воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать
от
средств
воспитания,
с
которыми
они
связаны.
Средствами
воспитания
являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые
используются
для
решения
педагогических
задач.
Метод
воспитания
реализуется
через
деятельность
педагога-воспитателя,
средство
же
(книга,
кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая
классификация методов воспитания:
– методы
убеждений,
с
помощью
которых
формируются
взгляды,
представления,
понятия
воспитуемых,
происходит
оперативный
обмен
информацией
(внушение,
повествование,
диалог,
доказательство,
призывы,
убеждение);
– методы
упражнений
— это
такого
рода
воздействия,
которые
обеспечивают реальные практические действия ребенка, воплощающие его
внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его
видимым
для
другого.
С
помощью
методов
упражнений
организуется
деятельность
воспитуемых
и
стимулируются
позитивные
ее
мотивы
(различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в
виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание
ситуаций успеха);
– методы
оценки
и
самооценки,
с
помощью
которых
производится
оценка
поступков,
стимулирование
деятельности,
оказывается
помощь
воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания,
наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Методы
воспитательного
воздействия
разрабатывает
такая
научная
дисциплина, как педагогическая технология.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 2
методиста по социальной работе
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в
учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно
справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим занятия — устраивайте минутки активного отдыха с
лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих
предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным,
так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально.
Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса, напротив
доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть
предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в
случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло
— во время занятия попросите его вымыть доску, собрать тетради и т. д.
6.
Вводите
проблемное
обучение,
повышайте
мотивацию
учеников,
используйте
в
процессе
обучения
элементы
игры,
соревнования.
Больше
давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной
деятельности.
Рекомендуется
частая
смена
заданий
с
небольшим
числом
вопросов.
7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если
ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в
виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход
работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями
ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к
ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность
проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы
компенсировать
нарушенные
функции
за
счёт
здоровых.
Пусть
он
станет
классным экспертом по некоторым областям знаний.
10.
Совместно
с
психологами
помогайте
ребёнку
адаптироваться
в
условиях
ДОУ
и
коллективе
—
воспитывайте
навыки
работы,
обучайте
необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 3
методиста по социальной работе
Особенности подросткового возраста
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы
«Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2.
Подростки
более
всего
заняты
выяснением
и
построением
своих
отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный
вопрос
человеческого
существования:
«Зачем
я
живу?
В
чем
мое
предназначение?».
4.
Подростки
настолько
поглощены
своим
половым
созревание,
что
вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего
на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6.
Подростки
чувствуют
недостаток
уважения
к
ним
со
стороны
взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права
(как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9.
Подростки
перенимают
вкусы,
взгляды,
манеры
своей
компании;
стесняются быть «не как все».
10.
Подростки
ищут
свой
жизненный
стиль,
оригинальничают,
подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься
самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной
жизни.
Как помочь подростку?
Если Вы стали замечать, что ребенок стал излишне раздражительным,
замкнутым
и
даже
слегка
агрессивным.
Если
он
избегает
под
любым
предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени
проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились
проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались
подростковые
проблемы.
Как
же
помочь
подростку
справиться
со
своим
состоянием?
Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что
его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами
и ошибками
Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
Создать
комфортные
условия
и
поддерживать
его
положительные
начинания и поступки
Попытаться превратить свои требования в его желания
Культивировать значимость образования
Стараться вкладывать в его сознание приоритеты
Научиться
задавать
вопросы
так,
чтобы
у
подростка
не
возникло
желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо
вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня
было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы
она ни была.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его
достоинства
Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если
Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как
обвинения
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить
надо персонально, а критиковать – безлично.
Живите во имя своего ребенка
Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его
неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в
Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему
лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.
Каждый
возрастной
период
важен
для
человека.
Но
психологи
единодушны
в
том,
что
подростковый
возраст
является
особым
для
становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие
психические
новообразования
приобретет,
во
многом
будет
зависеть
дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться
на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они
должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать
возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать
возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров.
Для
подростков
характерны
такие
проявления,
как
агрессивность,
конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность
от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя
вести, правильно строить общение с подростком.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 4
методиста по социальной работе
Агрессивный подросток.
Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-
разному,
но,
к
сожалению,
такая
проблема
имеет
место
быть.
Нередко,
защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно,
прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть
достаточно
много.
Часто
она
возникает
из-за
чрезмерных
требований
взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может
быть
следствием
невыполненных
желаний
ребенка.
Поэтому
необходимо
требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах.
А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в
мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или
ущемленным
самолюбием.
И
необходимо
заметить,
что
чаще
всего
у
агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.
Виды агрессивности.
Агрессивный
ребёнок
противостоит
родителям,
свои
авторитеты
он
ищет на стороне, что свойственно подростковому возрасту. Он хочет, чтобы от
него
отстали.
И
родители,
уставшие
от
сопротивления,
в
конце
концов
отстают. Это приводит к тому, что такой ребёнок, не усваивая опыта взрослых,
хуже социализируется. Его агрессивность приобретает различные формы в
зависимости
от
его
особенностей.
В
дальнейшем
эти
формы
становятся
чертами характера.
Аргессивное
поведение
может
приобретать
следующие
формы:
физическая,
словесная,
косвенная
агрессия; раздражение,
обидчивость,
подозрительность, негативизм.
Если с физической и словесной агрессией всё понятно, то другие её
формы имеют довольно скрытый характер.
Косвенная агрессия проявляется в актах вандализма, наблюдения за
издевательствами, порчей имущества и одежды.
Раздражение и вечное недовольство тоже способно отравить жизнь
окружающим и по природе своей агрессивно.
Когда
человек
обижается
на
кого-то,
он
невольно
заставляет
того
переживать чувство вины, часто неадекватной истинной провинности.
Чрезмерная
подозрительность
проявляется
нападками
и
критикой
в
адрес
другого
человека,
а
негативизм
саморазрушителен,
агрессия
в
этом
случае направляется на самого себя.
Всякая
форма
агрессивного
поведения
направлена
на
упрямое
отстаивание подростком своей самости.
Так
как
базисными
потребностями
ребёнка
является
свобода
и
самоопределение.
Воспитатель,
лишающий
ребёнка
свободы
действий,
убивает естественные силы его развития.
Как вести себя с агрессивным подростком?
Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на
повышенных тонах.
Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему
возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не
допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал,
что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его
приласкать и пожалеть.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 5
методиста по социальной работе
Если Ваш ребенок конфликтный
Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка.
Возможно, у в семье ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от
посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей
персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не
хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных
причин
и
обстоятельств.
Он
живет
с
постоянным
чувством
обиды
и
накопившейся
злости.
И
его
конфликтность
–
это
один
из
способов
привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является
наблюдателем
конфликтов.
Конфликтное
поведение
ребенка
–
это
повод
задуматься и над поведением родителей.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
·
Контролируйте
приступы
гнева
у
ребенка.
Пытайтесь
сдерживать
его
желание вступить в конфликт.
· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете
пример ребенку.
· Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не
оправдывайте поведение ребенка, если на это нет повода.
· Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути
бесконфликтного выхода из нее.
· Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
· Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 6
методиста по социальной работе
Как распознать, что ребенок лжет?
Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:
· Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
. Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
· Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его
слова.
· Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова
вылетели из его рта.
· Неточность, путаность речи.
· Многословие, отсутствие четких формулировок.
· Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
· Многократное повторение одной и той же мысли.
· Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.
Причины лживого поведения
Лжет:
· для того чтобы избежать наказания;
· потому что у ребенка такая вредная привычка;
· потому что родился лгуном;
· потому что хочет получить какую-то выгоду;
· потому что считает других глупее себя;
· хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
· потому что боится, что о нем плохо подумают;
· потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
· потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
· от бессилия изменить что-то в своей жизни.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 7
методиста по социальной работе
Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»
Воспитателям, педагогам нужно знать, что детская ложь не проявляется
неожиданно
и
сама
по
себе.
Ребенок
учится
лгать
так
же,
как
всему
остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не
только
слова,
сколько
модели
поведения,
демонстрируемые
взрослыми.
Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как
появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи
разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.
1.
Будьте
единодушны
в
требованиях
к
ребенку.
Самые
опытные
манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители
соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что
сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые
требования к ребенку должны быть у семьи и школы.
2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в
отношении
наказаний.
Чтобы
выполнить
этот
пункт,
нужно
быть
внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать
только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.
3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах.
Ребенок
копирует
Вас,
и
в
подавляющем
большинстве
случаев
причины
негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или
значимого для ребенка взрослого человека.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с
самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10%
случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций
лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.
В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и
запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а
следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в
памятке «Причины лживого поведения».
5.
Следует
проговаривать
с
ребенком
эту
ситуацию,
не
акцентируя
внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему
«плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит,
какая жизненная стратегия у него закрепится.
6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в
жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в
доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».
7.
Если
ребенок
признался
во
лжи,
ни
в
коем
случае
нельзя
его
наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не
услышать правды.
8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе
столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» -
деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко
лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал
правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты
будешь всегда честным».
9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь
проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.
10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без
спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и
пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие –
съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку.
Задача
взрослых
–
не
позволить
ребенку
получить
психологическое
и
физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести,
которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят
ему поступать так в следующий раз
11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок
говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на
рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть
соответствующим.
Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»
Информационный бюллетень № 8
методиста по социальной работе
Памятка о воспитании подростков
1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и
социальная позиция – это результат «трудного возраста».
2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его
достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
4.
Стремитесь
понять
подростка,
заглянуть
в
его
мысли
и
чувства,
ставьте себя
на его место.
5.
Создайте
условия
для
успеха
ребенка-подростка,
дайте
ему
возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый
ребенок уникален и неповторим.
7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии
сверстников).
8.
Будьте
самокритичными,
принципиальными,
старайтесь
настолько
укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными
неприятностями и переживаниями.
Станьте ему «добрым другом и советником».