Автор: Хмырова Елена Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по историческому краеведению
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена приказом
педагогическим советом № от
Протокол № от
Рабочая программа
исторического краеведения
для 7–х классов
Пояснительная записка
1.1.Цели
и
задачи,
решаемые
при
реализации
рабочей
программы
с
учетом
особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения
учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских
понятий и навыков. Краеведческая работа воспитывает у учащихся уважение к славным
традициям
своего народа, бережное
отношение к памятникам истории.
Цель: дать
ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни города и объективную
оценку экономического, социального и культурного развития города, воспитать чувства
патриотизма и национальной гордости за тамбовцев.
Курс призван способствовать решению ряда следующих задач:
- сохранению исторической преемственности поколений, развитию культуры Тамбовского
края,
воспитанию
бережного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
жителей нашего города;
- формированию духовно-нравственных качеств личности;
-
воспитанию
патриотов
города
и
России;
граждан
правового
демократического
государства, уважающих права и свободы личности;
- разностороннему развитию учащихся; формированию их творческих способностей;
- созданию условий для самореализации личности.
1.2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального
закона
Российской
Федерации
от
29.12.
2012.
N
273-ФЗ
"Об
образовании в Российской Федерации"
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6»
октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
З а к о н а
Т а м б о в с к о й
о б л а с т и
о т
4
и ю н я
2 0 0 7
г.
N
2 1 2 - З
"О
региональном
компоненте
го сударственного
о б р а з о в ат е л ь н о го
с т а н д а р т а
н ач а л ь н о г о
о б щ е г о ,
о с н о в н о г о
о б щ е г о
и
с р е д н е г о
(полного) общего образования Тамбовской области"
приказ Министерства образования и науки РФ
от 05.03.2004 года №1089
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственного
стандарта
общего
образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об
утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
№
241
от
20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные
учебные
планы
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации
№
1312
от
09.03.2004
«Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих
программы
общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от
30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные
учебные
планы
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации
№
1312
от
09.03.2004
«Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих
программы
общего образования».
Учебного плана МАОУ СОШ №11 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом
№ от )
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования
и
программы
курса
«Историческое
краеведение
в
7-х-9-х
классах»
регионального
компонента
для
общеобразовательных
школ
Тамбовской
области
под
редакцией З. А. Шиндяпиной.
1.4.Обоснование
выбора
примерной
или
авторской
программы
для
разработки
рабочей программы.
Настоящая программа содействует сохранению единого образовательного
стандарта,
не
сковывая
при
этом
творческой
инициативы
учителя,
и
предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса
с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
1.5.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и
их обоснование.
Изменения связаны с календарно-тематическим планированием.
1.6.Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся
(выпускников)
в
соответствии
с
федеральными государственными образовательными стандартами.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения
учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских
понятий
и
навыков.
В
процессе
реализации
данных
направлений
с
одной
стороны,
происходит углубление и расширение содержания базовой программы по истории России,
с другой стороны, происходит осознание особенностей развития родного края.
Учебный предмет «Историческое краеведение» дает учащимся широкие возможности
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным
опытом человечества.
1.7.Информация
о
количестве
учебных
часов,
на
которое
рассчитана
рабочая
программа
(в
соответствии
с
учебным
планом,
годовым
календарным
учебным
графиком).
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 11 г. Тамбова на 2013 – 2014
учебный год и годовым календарным учебным графиком Рабочая программа по
историческому краеведению в 7 классе рассчитана на 17 часов в год (17 недель, 1 час в
неделю).
1.8.Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков;
комбинированный урок; урок – беседа; повторительно-обобщающий урок; урок – игра;
урок – практикум; урок развития речи; урок – зачёт, кино-урок, урок- экскурсия.
1.9.Технологии обучения.
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования
в соответствии с требованиями стандартов.
2.
Технологии,
построенные
на
основе
объяснительно-иллюстративного
способа
обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их
репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и
навыков.
3. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
4.
Технологии
дифференцированного
обучения
для
освоения
учебного
материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного
интереса на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета истории, подготовленного к
учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных,
неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных
средств,
средств
ТСО,
мультимедиа-комплексов,
компьютера
в
соответствии
с
требованиями
САНПиН,
активное
внедрение
оздоровительных
моментов
на
уроке:
физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
массаж
активных
точек;
соответствие
условий
в
классе
для
проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за
посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
7. Технология обучения в сотрудничестве.
8. Технология проведения дискуссий.
9. Тренинговые технологии.
1.10.Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии
общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-
смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно
передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках
исторического краеведения учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и
диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных,
осознанно выбираться знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и
др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно
уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины
возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Примерная
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
1.11.Виды и формы контроля.
- текущая аттестация;
- тестовые работы;
- индивидуальные задания;
1.12.Планируемый
уровень
подготовки
выпускников
на
конец
учебного
года
(ступени)
в
соответствии
с
требованиями,
установленным
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
образовательной
программой
образовательного учреждения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации
в Тамбовской области;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-
экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития Тамбовского края с древнейших времен до конца
XVIII века.:
- сущность и причины региональных конфликтов в XVII – XVIII вв.:
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития Тамбовского региона;
- о роли науки, культуры и религии в Тамбовского края.
1.13.Информация об используемом учебнике.
Историческое краеведение: история Тамбовского края. 7-9 кл., Тамбов: ООО
«Издательство Юлис», 2007.
Содержание рабочей программы
Введение. Важность изучения родного края. Географические названия как отражение
истории края.
Из истории тамбовского краеведения. С.А. Березнеговский - родоначальник
тамбовского краеведения. И.И. Дубасов, А.Н. Норцов. Деятельность Тамбовской
губернской ученой архивной комиссии. П.Н. Черменский.
Рездел I. ТАМБОВСКИЙ КРАЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА.
Население Тамбовского края в древности. Появление людей на территории
Центральной и Восточной Европы. Первобытные охотники. Жилища, орудия труда,
занятия людей эпохи палеолита, неолита. Памятники неолита на территории Тамбовщины.
Переход к производящему хозяйству.
Археологические культуры бронзового века на территории тамбовского края. Образ
жизни, занятия. Курганы.
Ранний железный век. Городецкая культура - предшественница древней мордвы.
Поселения, хозяйственная деятельность. Следы пребывания скифских и сарматских
племен на территории современной Тамбовщины.
Цнинская мордва (VI - XIII вв.) Расселение, особенности хозяйства, верования;
взаимоотношения с соседями.
Тамбовский край в XI - XIII вв. Тамбовский край как зона контакта между русскими и
половцами. Появление русских поселений по берегам рек Лесной и Польной Воронеж,
Матыра, в верховьях Цны. Расширение Рязанского княжества. Никольское городище.
Батыево нашествие и его последствия для мордовского и русского населения Тамбовского
края.
Тамбовский край как русско-ордынское пограничье в XIV-XV вв. Ослабление и
распад Золотой Орды, его влияние на постепенное освоение территории Тамбовского края.
Переход части татарских и мордовских феодалов на службу великому князю московскому.
Категория «служилых татар».
Государственная колонизация южнорусских земель в XVI в. Основание Шацка.
Образование Верхоценской волости, ее население. Русские поселения на реке Воронеж.
Организация сторожевой службы на южных окраинах Русского государства.
Тамбовский край на страже южных рубежей русского государства в XVII в. Набеги
крымских и астраханских татар, ногаев. Основание крепостей Козлов (1635 г.) и Тамбов
(1636 г.). Укрепление Козлова и Тамбова. Сооружение «татарского вала». Белгородская и
Тамбовская черта. Рост населения края, его социальный состав. Хозяйственная жизнь
населения. Развитие торговли.
Христианство на территории Тамбовского края. Распространение христианства в крае
до основания Тамбова. Появление первых монастырей и их роль в освоении края. Начало
христианизации мордвы. Основание Тамбовской епархии в 1682 г. Епископ Питирим.
Появление Спасо-Преображенского собора в Тамбове.
Народные движения XVII в. На территории Тамбовского края. Восстание в Козлове в
1648 г. ( причины, участники, результат). Действия «разинцев» на Тамбовщине.
Тамбовский край в первой половине XVIII в. Создание Азовской ( позднее
Воронежской) губернии. Численность и состав населения Тамбовского края. Азовские
походы и строительство флота в Воронеже, влияние этих событий на Тамбовский край.
Липецкие железоделательные заводы. Рост населения края. Расширение дворянского
землевладения. Сельскохозяйственные занятия жителей края. Булавинское восстание на
Дону и его отзвуки на территории Тамбовского края.
Тамбовский край во второй половине XVIII в. Образование Тамбовского
наместничества ( 1779 г.) и губернии ( 1796 г.), границы и административное деление
Тамбовской губернии. Герб Тамбова. Облик Тамбова и уездных городов края в XVIII в.
Проблемы городского благоустройства. Экономическое развитие края: раздача земель
дворянам, развитие винокурения, появление суконных мануфактур, развитие промыслов,
ярмарки, Моршанск как центр торговли. Проявление «пугачевского бунта» на
Тамбовщине.
Деятельность Г.Р. Державина на посту правителя Тамбовского наместничества.
Попытки наведения порядка в управлении и развитии экономики. Развитие образования и
культуры ( народные училища, театр, типография). Издательская деятельность И.Г.
Рахманинова.
Тамбовская епархия в XVIII вв. Политика секуляризации и трудности церковной жизни.
Тамбовская духовная семинария. Распространение сектанства (духоборчество,
молоканство). Деятельность епископа Феофила.
Народный быт XVII - XVIII вв. Традиционные крестьянские промыслы. Крестьянское
жилище. Народный костюм. Пища. Праздники, обряды и обычаи.
Учебно - тематический план.
Предмет «Историческое краеведение».
Класс 7
Учитель Хмырова Елена Юрьевна
№/п
Раздел программы
Кол-во часов
Примечания
1
Введение. Наша малая Родина.
1
Раздел 1. Тамбовский край с древнейших времен до
конца XVIII в.
16
2
Из истории тамбовского краеведения.
1
3
Как жили наши предки в далеком прошлом.
1
4
Наш край в период бронзового века.
1
5
Жизнь наших предков в раннем железном веке.
1
6
Цнинская мордва.
1
7
Тамбовский край в XI -XIII веках
1
8
Рязанское пограничье в XIV - начале XVI века.
1
9
Заселение Тамбовского края русскими во второй
половине XVI - начале XVII века.
1
10
Тамбовский край на страже южных рубежей
Русского государства.
1
11
Освоение Тамбовского края в XVII веке.
1
12
Православная церковь на территории Тамбовского
края в XII - XVII веках.
1
13
«Бунташный век» на Тамбовщине.
1
14
Тамбовский край в первой половине XVIII века.
1
15
Тамбовский край во второй половине XVIII века.
1
16
Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.
1
17
Тамбовская епархия в XVIII веке. Народный быт
XVII - XVIII веков.
1
Требования к уровню подготовки учащихся.
При освоении курса «Исторического краеведения» учащиеся должны научиться
следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных
событий и процессов в истории Тамбовского края.
Знания фактов:
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий.
Работа с источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду. Проводить поиск необходимой
информации в одном или нескольких источниках.
Описание (реконструкция):
Рассказать (устно или письменно) об исторических событиях, сыгравших значительную
роль в истории Тамбова, об их участниках. Описывать условия и образ жизни, занятия
населения Тамбовщины в разные исторические эпохи. На основе текстового материала,
иллюстраций, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
Соотносить краеведческий материал с общероссийскими историческими явлениями и
процессами. Называть характерные, существенные черты исторических явлений и
процессов, оставивших заметный след в истории Тамбова и края. Объяснять смысл,
значение важнейших исторических понятий, связанных с историей Тамбовского края.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей
в истории Тамбовщины. Излагать суждения о причинно - следственных связях
исторических событий, связанных с историей края.
Версии, оценки:
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и давать оценку наиболее
значительным событиям и личностям в истории Тамбова и края.
Исходя из приведенного общего перечня, определяются следующие требования к
подготовке учащихся:
- указывать хронологические рамки славянской колонизации Тамбовского края, даты
монголо-татарского нашествия
- показывать на общеисторической карте Древней Руси местоположение территории
Тамбовского края; район расселения мордвы; территорию Дикого поля
- описывать образ жизни, занятия древнего населения Тамбовского края
- объяснять значение понятий: Дикое поле, колонизация
- излагать суждения о причинах славянской колонизации территории Тамбовского края
- называть даты основания крепостей Тамбов и Козлов; городского восстания в Козлове;
осады Тамбова участниками восстания под предводительством С. Разина; образования
Тамбовской провинции
- называть место, обстоятельства, участников и видных деятелей городского восстания в
Козлове, основателей крепостей Тамбов и Козлов
- показывать на исторической карте Белгородскую укрепленную линию, крепости Тамбов
и Козлов
- описывать занятия и образ жизни первых поселенцев Тамбовской и Козловской
крепостей
- составлять описание крепости Тамбов в начале XVII века, Татарского вала, Спасо-
Преображенского собора
- называть характерные черты экономического и социального развития Тамбова и края в
XVII - начале XVIII века
- объяснять понятия: засечная черта, стрельцы, волость, провинция, посад, слобода, острог
- излагать суждения о причинах основания крепостей Тамбов и Козлов, социальных
движений XVII - начала XVIII века на Тамбовщине
- давать оценку деятельности святителя Питирима на Тамбовщине; влияния
преобразовательной деятельности Петра I на развитие тамбовского края
- называть даты восстаний под руководством К. Булавина и Е. Пугачева; образования
Тамбовской губернии; деятельности Г.Р. Державина в Тамбове
- называть место, обстоятельства, участников и видных деятелей восстаний под
руководством К. Булавина и Е. Пугачева
- показывать на исторической карте районы социальных движений XVIII века, территорию
Тамбовской губернии, уездные центры
- описывать образ жизни различных слоев населения Тамбовщины в XVIII веке, герб
Тамбовской губернии
- составлять описание памятников церковной архитектуры г. Тамбова XVIII века
- называть характерные черты культурной жизни Тамбова в XVIII веке
- объяснять значение понятий: губерния, уезд, наместничество
- давать оценку деятельности Г.Р. Державина на Тамбовщине.
Литература и средства обучения
1. Авдошенко Е.В. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. Тамбов: Тамбов. КН. Изд-во. 1862.
2. Артемов И.С., Гоноровский П.А. Край родной. Воронеж. 1978.
3. Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов. Вып.1. -1980. Вып.2 -
1982. Вып.З. -1984.
4. Гоноровский П.А. и др. История Тамбовской области. Тамбов - Воронеж . 1971.
5. Горелов А.А., Щукин Ю.К. и др. Фотоальбом. Тамбов старый, Тамбов новый. 2002.
6. Грот Я.К. Жизнь Г.Р. Державина. С.-П. 1990.
7. Домогатская А.Е. Культура моего народа. Тамбов. 1996
8. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов. Тамбов. ТГПИ. 1993.
9. История Тамбовской области. Под. Ред. П.А. Гоноровского. Воронеж. 1971.
10. Киперман А.Я., Протасов /1.Г. Уроки истории с использованием краеведческого
материала. Тамбов. 1982.
11. Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов. 1993.
12. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов. 1992.
13. Кученкова В.А. святыни Тамбовской епархии. М. 1994.
14. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение. 1987.
15. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII - XVIII веках. Учебное пособие.
Тамбов. 1990.
16. Морозов Е.А. Г.Р. Державин - правитель Тамбовского наместничества. Тамбов. 1999.
17. Морозов Е.А. Почетные граждане города Тамбова. Тамбов. 1996.
18. Муравьев Н.В. Улицы и площади города Тамбова. Тамбов. 1993.
19. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области.
Тамбов 1992.
20. Очерки из истории Тамбовского края под ред. Л.Г. Протасова. Воронеж. 1986.
21. Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов. 1993.
22.Очерки по истории Тамбовского края. Воронеж. 1978.
23. Рассказы по истории Тамбовского края. Учебные материалы для учащихся 5 - 11 кл.
Тамбов. 1992.
24. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж. 1986.
25. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов. 1961.
26. Чуистова/1.И. Древнейшее население Тамбовщины. 1982.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена приказом
педагогическим советом № от
Протокол № от
Рабочая программа
исторического краеведения
для 8-х классов
Пояснительная записка
1.1.Цели
и
задачи,
решаемые
при
реализации
рабочей
программы
с
учетом
особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения
учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских
понятий и навыков. Краеведческая работа воспитывает у учащихся уважение к славным
традициям
своего народа, бережное
отношение к памятникам истории.
Цель: дать
ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни города и объективную
оценку экономического, социального и культурного развития города, воспитать чувства
патриотизма и национальной гордости за тамбовцев.
Курс призван способствовать решению ряда следующих задач:
- сохранению исторической преемственности поколений, развитию культуры Тамбовского
края,
воспитанию
бережного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
жителей нашего города;
- формированию духовно-нравственных качеств личности;
-
воспитанию
патриотов
города
и
России;
граждан
правового
демократического
государства, уважающих права и свободы личности;
- разностороннему развитию учащихся; формированию их творческих способностей;
- созданию условий для самореализации личности.
1.2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального
закона
Российской
Федерации
от
29.12.
2012.
N
273-ФЗ
"Об
образовании в Российской Федерации"
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6»
октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
З а к о н а
Т а м б о в с к о й
о б л а с т и
о т
4
и ю н я
2 0 0 7
г.
N
2 1 2 - З
"О
региональном
компоненте
го сударственного
о б р а з о в ат е л ь н о го
с т а н д а р т а
н ач а л ь н о г о
о б щ е г о ,
о с н о в н о г о
о б щ е г о
и
с р е д н е г о
(полного) общего образования Тамбовской области"
приказ Министерства образования и науки РФ
от 05.03.2004 года №1089
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственного
стандарта
общего
образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об
утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
№
241
от
20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные
учебные
планы
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации
№
1312
от
09.03.2004
«Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих
программы
общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от
30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные
учебные
планы
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации
№
1312
от
09.03.2004
«Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих
программы
общего образования».
Учебного плана МАОУ СОШ №11 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом
№ от )
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования
и
программы
курса
«Историческое
краеведение
в
7-х-9-х
классах»
регионального
компонента
для
общеобразовательных
школ
Тамбовской
области
под
редакцией З. А. Шиндяпиной.
1.4.Обоснование
выбора
примерной
или
авторской
программы
для
разработки
рабочей программы.
Настоящая программа содействует сохранению единого образовательного
стандарта,
не
сковывая
при
этом
творческой
инициативы
учителя,
и
предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса
с учетом психо – физиологических особенностей учащихся.
1.5.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и
их обоснование.
Изменения связаны с календарно-тематическим планированием.
1.6.Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся
(выпускников)
в
соответствии
с
федеральными государственными образовательными стандартами.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения
учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских
понятий
и
навыков.
В
процессе
реализации
данных
направлений
с
одной
стороны,
происходит углубление и расширение содержания базовой программы по истории России,
с другой стороны, происходит осознание особенностей развития родного края.
Учебный предмет «Историческое краеведение» дает учащимся широкие возможности
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным
опытом человечества.
1.7.Информация
о
количестве
учебных
часов,
на
которое
рассчитана
рабочая
программа
(в
соответствии
с
учебным
планом,
годовым
календарным
учебным
графиком).
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 11 г. Тамбова на 2013 – 2014
учебный год и годовым календарным учебным графиком Рабочая программа по
историческому краеведению в 8 классе рассчитана на 17 часов в год (17 недель, 1 час в
неделю).
1.8.Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков;
комбинированный урок; урок – беседа; повторительно-обобщающий урок; урок – игра;
урок – практикум; урок развития речи; урок – зачёт, кино-урок, урок- экскурсия.
1.9.Технологии обучения.
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования
в соответствии с требованиями стандартов.
2.
Технологии,
построенные
на
основе
объяснительно-иллюстративного
способа
обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их
репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и
навыков.
3. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
4.
Технологии
дифференцированного
обучения
для
освоения
учебного
материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного
интереса на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета истории, подготовленного к
учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных,
неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных
средств,
средств
ТСО,
мультимедиа-комплексов,
компьютера
в
соответствии
с
требованиями
САНПиН,
активное
внедрение
оздоровительных
моментов
на
уроке:
физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
массаж
активных
точек;
соответствие
условий
в
классе
для
проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за
посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
7. Технология обучения в сотрудничестве.
8. Технология проведения дискуссий.
9. Тренинговые технологии.
1.10.Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии
общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-
смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно
передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках
исторического краеведения учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и
диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных,
осознанно выбираться знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и
др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно
уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины
возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Примерная
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
1.11.Виды и формы контроля.
- текущая аттестация;
- тестовые работы;
- индивидуальные задания;
1.12.Планируемый
уровень
подготовки
выпускников
на
конец
учебного
года
(ступени)
в
соответствии
с
требованиями,
установленным
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
образовательной
программой
образовательного учреждения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации
в Тамбовской области;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-
экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития Тамбовской области в 19 в.:
- сущность и причины региональных конфликтов в 19в.:
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития Тамбовского региона;
- о роли науки, культуры и религии в Тамбовской области.
1.13.Информация об используемом учебнике.
Историческое краеведение: история Тамбовского края. 7-9 кл., Тамбов: ООО
«Издательство Юлис», 2007.
Содержание рабочей программы
Раздел I. Т
АМБОВСКАЯ
ГУБЕРНИЯ
В
1796 -1917 гг. (17 ч.)
1.Территория и население Тамбовской губернии в начале XIX в. Завершение заселения
степных пространств Тамбовского края. Ассимиляция мордвы и татар.
2.Социально-экономическое развитие Тамбовского края в первой половине XIX в.
Природная среда и хозяйственная деятельность населения; появление первых признаков
аграрного перенаселения к середине XIX в. Хозяйственные занятия и жизненный уклад
сельского населения. Распространение коневодства. Промышленность. Развитие торговли,
рост значения ярмарок.
3.Крепостное право на Тамбовщине. Крупнейшие помещики Тамбовского края.
Крестьянские повинности и ( условия жизни крепостных. Вопрос об уровне жизни
дореформенной крепостной деревни. Государственные крестьяне.
4.Города Тамбовской губернии в первой половине XIX в. Сохранение связи занятий
городских жителей с сельским хозяйством. Изменения во внешнем облике городов.
Постройки конца XIX-начала XX вв. в Тамбове. Образ жизни чиновничества, дворян,
офицерства, мещан. Тамбовское купечество (И.А.Суворов и др.). Холерный бунт 1830 г.
5.Тамбовские губернаторы первой половины XIX в. (П.А. Нилов, А.М. Безобразов,
Н.М. Гамалея, А.А. Корнилов). Отечественная война 1812 года и Тамбовский край.
Подъем патриотизма. Сбор денежных средств, провианта, фуража для нужд армии.
Создание Тамбовского ополчения. Тамбовцы - герои войны 1812 года (А.В. Воейков, С. В.
Дятков, П. И. Мерлин, П.Ф. Патулов, Я.А. Потемкин, ИТ. Сазонов, M.Л. Трескин). Тамбов
- центр размещения беженцев и военнопленных. Тамбовские декабристы. М.С. Лунин.
Тамбовская губерния в годы Крымской войны (создание ополчения; распространение
среди крестьян слухов о возможной отмене крепостного права).
6.Культура Тамбовского края в первой половине XIX в. Развитие просвещения
(создание дворянского училищного корпуса; Тамбовской мужской гимназии,
Александринского института благородных девиц; появление уездных и приходских
училищ). Становление медицины (возникновение губернской больницы, деятельность
Э.Х. Икавитца). Тамбовские писатели и поэты (Е.А. Боратынский, С.П. Жихарев, П.И.
Вейнберг); связь М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева с Тамбовским краем). Композитор
А.Н. Верстовский. Дворянские усадьбы как центры культурной жизни провинции (Мара,
Знаменское и др.).
7.Отмена крепостного права. Признаки кризиса крепостных порядков в тамбовской
деревне. Позиция тамбовского дворянства во время подготовки реформы: Реакция
тамбовских крестьян на Манифест об отмене крепостного права. Восстание в с. Кандеевка
и участие в нем жителей соседних деревень Тамбовской губернии. Условия освобождения
крестьян в Тамбовской губернии; их влияние на последующее развитие крестьянского
хозяйства.
8.Общественная жизнь Тамбовского края во второй половине XIX-начале XX вв.
Тамбовские губернаторы второй половины XIX-начала XX вв. (К.К. Данзас, Н.М. Гартинг,
А.А. Фредерике, В.Ф. фон-дер Лауниц, Н.П. Муратов); плоды их деятельности на пользу
краю. Создание и деятельность земского и городского самоуправления. Видные
общественные деятели Тамбовщины второй половины XIX-начала XX вв., меценаты и
благотворители (Э.Д. и А.Н. Нарышкины, Б.Н. Чичерин, В.И. Вернадский, руководители
земств и городов)
9. Тамбовское крестьянство в конце XIX - начале XX вв. Увеличение
сельскохозяйственного производства Рост товарности крестьянского хозяйства.
Улучшения в быту. Проблема крестьянского малоземелья Усиленная распашка земель и
истощение тамбовских черноземов. Поиск крестьянами возможностей улучшения своего
материального положения: аренда земли; переселение на свободные земли (Дон, Кубань
Сибирь, Дальний Восток); временный уход на заработки; кустарные промыслы.
Столыпинская реформа в тамбовской деревне.
10. «Оскудение» тамбовского дворянства во второй половине XIX-начале XX вв.
Сокращение дворянского землевладения, переход земель в руки других сословий.
Взаимоотношения крестьян и помещиков после отмены крепостного права. Образцовые
имения (Знаменское, Сабуро-Покровское, Новотомниково и др.). Новые занятия как
источник дохода дворян.
11. Развитие промышленности, торговли и транспорта после отмены крепостного
права.
Рост числа фабрик и заводов. Ориентация тамбовской промышленности на переработку
сельскохозяйственной продукции; слабое развитие тяжелой промышленности. Основные
отрасли промышленного производства: винокуренная, мукомольная, суконная, табачная
промышленность. Крупнейшие тамбовские фабриканты братья Асеевы. Появление
железных - дорог и их влияние на развитие края. Положение тамбовских рабочих. Роль
ремесленного производства. Условия труда и быта ремесленников. Ярмарки.
Возникновение постоянных базаров и развитие магазинной торговли в городах. Трудности
в торговле в годы Первой мировой войны 1914- 1918 гг.
12. Фабриканты, рабочие, ремесленники. Крупнейшие тамбовские фабриканты братья
Асеевы. Положение тамбовских рабочих. Роль ремесленного производства. Условия труда
и быта ремесленников.
13. Обновление облика городов. Памятники архитектуры конца ХIХ-начала XX вв. в
Тамбове и других городах (Дворянское собрание, дворец Асеевых, здание Музыкального
училища и др.). Образцы купеческих построек. Появление доходных домов.
Благотворительная деятельность и городское строительство (церкви, учебные заведения,
приюты). Жилища мелких торговцев, ремесленников и т.п. Благоустройство Тамбова и
уездных городов: строительство водопроводов, появление электрического освещения,
мощение улиц, развитие мест отдыха горожан.
14. Тамбовские революционеры. Деятельность народников в Тамбовском крае.
Основоположник русского марксизма Г В. Плеханов и его связь с Тамбовщиной.
Пребывание В. Чернова в Тамбове и зарождение эсеровских организаций. М.
Спиридонова. А. Антонов. Возникновение социал-демократических кружков
ограниченность их влияния на Тамбовщине. В. Подбельский.
15. Революция 1905-1907 гг. в Тамбовской губернии. Первые отклики на события
«кровавого воскресенья» в Петербурге. Рабочие забастовки, их экономический характер.
Волнения учащейся молодежи Массовое крестьянское движение, его характер и
результаты. Всеобщая октябрьская политическая стачка в Тамбове и других городах
губернии. Проявления политического террора (М. Катин и И. Кузнецов, М. Спиридонова).
Восстание 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове.
16. Религиозная жизнь Тамбовского края в XIX - начале XX вв. Конфессиональный
состав населения Тамбовщины. Православное духовенство как отдельное сословие.
Тамбовские храмы и монастыри Социальная, просветительская и благотворительная
деятельность церкви. Серафим Саровский Распространение сектанства.
17. Культурная жизнь Тамбовского края во второй половине XIX - начале XX вв.
Изменения в нравах и обычаях сельского населения после отмены крепостного права.
Развитие образования. Гимназии и реальные училища; начальные школы. Библиотеки и
«народные чтения». Тамбовские ученые (И.В. Мичурин, В.И. Вернадский, А.Н. Лодыгин,
А.М. Терлигорев и др.). Писатели и поэты Тамбовского края (А.И. Левитов, А.И. Эртель,
С.Н. Терпигорев, Д.А. Жемчужников). Расцвет музыкальной жизни (связи П.И.
Чайковского и С.В. Рахманинова с Тамбовщиной; создание Музыкального училища;
концертная деятельность; В. А. Агапкин). Изобразительное искусство (Ф.А. Васильев,
А.М. Герасимов). Появление кинематографа.
Учебно – тематический план.
Предмет Историческое краеведение
Класс 8
Учитель Хмырова Елена Юрьевна
№/п
Раздел программы
Кол-во часов
Примечания
Часть II.Тамбовская губерния в 1796 – 1917 годах
17
1
Окончательное заселение Тамбовского края в конце
XVIII – первой половине XIX века.
1
2
Хозяйственная жизнь края в первой половине XIX в.
1
3
Расцвет крепостного права
1
4
Города Тамбовской губернии в первой половине XIX в.
1
5
На службе губернии и России (1800-1850-е годы).
1
6
Тамбовский вклад в русскую культуру первой
половины XIX века
1
7
Отмена крепостного права
1
8
Правители губернии и общественные деятели во
второй половине XIX – начале XX века
1
9
Труд и быт свободных крестьян
1
10
«Оскудение» тамбовского дворянства
1
11
Развитие промышленности, торговли и транспорта в
пореформенный период
1
12
Фабриканты, рабочие, ремесленники.
1
13
Изменения в облике городов второй половины XIX –
начала XX века
1
14
Тамбовские революционеры.
1
15
Революция 1905-1907 гг. в Тамбовской губернии.
1
16
Тамбовская епархия в XIX – начале XX века
1
17
Культурная жизнь в 1860 – 1910-е годы
1
Требования к уровню подготовки
При освоении курса «Исторического краеведения» учащиеся должны научиться
следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных
событий и процессов в истории Тамбовского края.
Знания фактов:
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий.
Работа с источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду. Проводить поиск необходимой
информации в одном или нескольких источниках.
Описание (реконструкция):
Рассказать (устно или письменно) об исторических событиях, сыгравших значительную
роль в истории Тамбова, об их участниках. Описывать условия и образ жизни, занятия
населения Тамбовщины в разные исторические эпохи. На основе текстового материала,
иллюстраций, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
Соотносить краеведческий материал с общероссийскими историческими явлениями и
процессами. Называть характерные, существенные черты исторических явлений и
процессов, оставивших заметный след в истории Тамбова и края. Объяснять смысл,
значение важнейших исторических понятий, связанных с историей Тамбовского края.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей
в истории Тамбовщины. Излагать суждения о причинно - следственных связях
исторических событий, связанных с историей края.
Версии, оценки:
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и давать оценку наиболее
значительным событиям и личностям в истории Тамбова и края.
Исходя из приведенного общего перечня, определяются следующие требования к
подготовке учащихся:
- называть даты Отечественной войны с Наполеоном, восстания декабристов.
- называть героев Отечественной войны 1812 года, участников декабристского движения
из числа наших земляков, видных деятелей культуры Тамбова и края первой половины
XIX века.
- показывать на карте Тамбовщины основные центры ярмарочной торговли первой
половины XIX века.
- описывать условия и образ жизни различных слоев общества.
- составлять описание памятников архитектуры первой половины XIX века,
сохранившихся в г. Тамбове.
- называть характерные черты социально-экономического и культурного развития Тамбова
и края в первой половине XIX века.
- объяснять понятия: ярмарка, ополчение.
- называть дату отмены крепостного права.
- называть место и обстоятельства крестьянского восстания в 1861 г., крупнейших
общественных деятелей, меценатов, деятелей военного искусства и культуры второй
половины XIX века - начала XX века, жизнь которых была тесно связана с Тамбовщиной.
- показывать на исторической карте район крестьянского восстания в 1861 г.; центры
промышленности и торговли; первые железные дороги Тамбовской губернии.
- описывать изменения в условиях и образе жизни различных слоев населения.
- называть характерные, существенные черты социально- экономического и культурного
развития Тамбова и края в пореформенное время.
- объяснять значение понятий: земство, меценат, народники, почетные граждане,
синематограф.
- проводить оценку деятельности земств и органов городского самоуправления
Тамбовской губернии; крупнейших тамбовских меценатов и благотворителей.
Литература и средства обучения
1. Артемов И.С., Гоноровский П.А. Край родной. Воронеж. 1978
2. Бланк П.В. Состояние врачебной части Тамбовской губернии. ТГВ. 1870. №46
3. Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов. Вып.3 - 1984.
4. Гордеев Н., Пешков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. Тамбов. 1999.
5. Давыдов Д. Военные записки. Воронеж. 1987.
6. Декабристы рассказывают. М. 1975.
7. Дорожкина В. Литературная жизнь. Прошлое и настоящее: Фрагменты истории
Тамбовской областной писательской организации. Тамбов. 2000.
8. Емельянов Н.Н. Дом - музей С.В. Рахманинова в Ивановке. Тамбов, 1985
9. Емельянов Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского
края за 100 лет. Воронеж. 1977.
10. Известия Ученой Архивной Комиссии (ИТУАК). вып.56-57.
11. Из истории Тамбовского края. Учебно-методический материал, (сост. Р.Ю. Просветов.
Тамбов.: Тамбовский областной институт повышения квалификации работников
образования. 2002.
12. Илешин Б.И. Музыкальные тропинки отчего края. М.: Правда. 1979
13. История Тамбовского края: избранные страницы, Под редакцией И.В. Двухжиловой и
А.А. Слезина, Тамбов ТГТУ, 2004
14. Ишимова А. История России в рассказах для детей. М. 1996.
15. Казьмина Е.О. Музыкальный театр на Тамбовской сцене: историко- краеведческий
очерк. Тамбов. 1998.
16. Кирсанов И.Н. Либерализм в Тамбовском губернском земстве перед первой русской
революцией. Общественно-политическая жизнь Российской провинции, XX век, выпуск
II, Тамбов, ТГТУ, 1996
17. Ковальченко И.Д. Хоз-во барщинных крестьян в Рязанской и Тамбовской губерниях.
Историч. записки. 1956. т. 56. с.133.
18. Корнеев В. Тайна старинного парка. Тамбов: Редакционно-издательский отдел. 1994.
Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края. (Библиографический справочник).
Тамбов. 1995.
19. Краеведение в системе работы учителя школы. (Сост. А.Е. Домогатская. Тамбов:
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования. 2002
20. Кукин-Балтийский Л., Морозов Е. Адмиралы Тамбовского края. Тамбов. 1999.
21. Кученкова В.А. Асеевы, Серия - Русские усадьбы. Тамбов, 1999
22. Кученкова В.А. Лейхтенбергские. Серия. Русские усадьбы. Тамбов Компьютерный
центр. 2000.
23. Кученкова В.А. Строгоновы. Серия. Русские усадьбы. Тамбов. Компьютерный центр.
2000.
24. Левочский А. Краткий исторический очерк церковно - школьного дела в Тамб.
епархии. Сб. календарь 1903. с. 342-343.
25. Левшина Ю.А. Родное - далекое. Тамбов: изд-во ТГУ. 1999.
26. Максимова К.Ф. Крестьянская реформа 1861 г. в Тамбовской губернии. И. 1894.
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение 1987.
27. Мещеряков Ю.В. Мария Спиридонова. Страницы биографии. Тамбов: изд-во ООО
«Центр - пресс», 2001. с. 177.
28. Михайлов В. Тамбовская областная картинная галерея. Тамбов. 1986.
29. Морозов Е.А. Наш Тамбов. Исторические памятники и мемориальные доски в
областном центре. Тамбов. 2001
30. Морозов Е.А. Наш Тамбов. Тамбов. 2001.
31. Муравьев Н.В. Улицы и площади Тамбова. Тамбов, 1994
32. Народные ремесла и промыслы Тамбовского края (справочно-информационный
материал) Сост.: В.А. Головкова. Тамбов: Тамб. обл. дет. б- ка. 2001.
33. Орлова В.Д. Первое тамбовское духовное училище. Второе тамбовское
(Серафимовское) духовное училище. Кредо. 1994. №1.
34. Орлова В.Д. Учебный материал по истории русской культуры и быта (IX - начало XX
вв.) Тамбов. 1994
35. Памятная книжка Тамбовской губернии на 1866.
36. Первая гимназия. Новая тамб. газ. 1995, 8 сентября. С. 12.
37. Попов И.В. Краткий очерк народного образования в Тамбовской губернии (1861 -
1902). Сб. календарь 1903. с. 182-186.
38. Почетные граждане города Тамбова. Тамбов. 1997.
39. Протасов Л.Г. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986
40. Романов Н. Сборник статист, сведений по Тамбовской губернии. Т.12.1894.
41. Сельцер О.Г., Кротова Т.А., Мещеряков Ю.В. Я дни извел, стучась к людским
сердцам... Тамбов: ООО «Профи - Т». 2000.
42. Сомов Г.А. По обе стороны Цны. М., «Советская Россия», 1984
43. Сухорукое Н. России верные сыны. Тамб. жизнь. 1992, 16 июля.
44. С четырех сторон Россия... Тамбовский край на карте страны. (Сост.: Г. Сельцер. В.
Дорожкина. И. Овсянников. Тамбов. 1983.
45. Тамбовский вернисаж (литературно-краеведческие игры для читателей учащихся 3-9
классов). Сост.: В.А. Головкова. Тамбов: Тамбовская обл. дет. б-ка. 2002.
46. Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX - начато
XX веков). Сб. науч. ст. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998
47. Тамбовский областной краеведческий музей. Буклет.(Сост.: Ухлиннова. Тамбов. 1989.
48. Тамбовский ордена «Знак Почета» областной драматический театр им. А.В.
Луначарского. 1786- 1986. Тамбов. 1986.
49. Туманова А.С. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX - XX веков.
Тамбов. 1999. с. 164.
50. Филатова В.Д. Останутся в памяти России. Ист.-краевед. записки. Мичуринск. 1998.
51. Филатова В.Д. Останутся в памяти России. Ист. - краевед, записки. Вып. 2. М. 2001.
52. Холодный Г.М. Историческая записка о Тамбовской гимназии. Тамбов. 1886.
53. Хрестоматия по истории Тамбовского края. (Сост.: В.В. Канищев, Т.Н. Авдеева.
Тамбов. ТГПИ. 1993.
54. Хрестоматия по истории Тамбовского края «И пыль веков от хартии отряхнув...»
Тамбов 1993
55. Чаславский В. Хлебная торговля в центральной России. С.-П. 1873. ч1.
56. Щукин Ю.К., Щербинин П.П. Занимательное краеведение. Тамбов, 2004