Автор: Гучанова Валентина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26 имени Героя РФ Палатиди А.И. муниципального образования г.Новороссийск
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа кружка "Юный эколог" для 5-6 классов
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 имени Героя Российской Федерации
Палатиди А.И.
муниципального образования г.Новороссийск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ СОШ № 26
_________Н.Н.Сас
Приказ № ______ от
«___» _________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
Направленность Общеинтелектуальная
Наименование «Юный эколог»
Класс 5-6
Количество часов 68 (1 час в неделю)
Срок реализации 2 года
Учитель Гучанова Валентина Михайловна
Рабочая программа составлена на основе: Закона об образовании Российской
Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Федерального закона об охране окружающей
среды (от 2002г.), основной образовательной программы школы, плана
внеурочной деятельности школы.
2019
– 2020 учебный год
Рабочая
программа
составлена
на
основе:
Закона
об
образовании
Российской
Федерации,
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, Федерального закона об охране
окружающей среды (от 2002г.), основной образовательной программы школы,
плана внеурочной деятельности школы.
1.
Планируемые результаты освоения программы курса
«Юный эколог» в 5-7 классах:
Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических
и
экономических
особенностей
своего
края,
умение
проводить
описания
природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать
причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение
навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдения, умение
поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение
лекторской, пропагандистской и инструкторской работой по охране природы,
овладение туристскими навыками.
В результате освоения курса «Юный эколог» учащиеся должны знать:
какую пользу приносят представители животного мира;
основные
группы
растительных
и
животных
организмов и
и х
приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между
ними (примеры);
значение
растений
и
животных
в
жизни
человека,
условия их
выращивания и правила ухода;
некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по
формированию экологической проблемы;н
нравственные и правовые принципы природопользования;
причины необходимости посильного участия в охране природы родного
края
Учащиеся должны уметь:
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения
и своего здоровья;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
улучшать
состояние
окружающей
среды
(жилище,
двор, улицу,
ближайшее природное окружение);
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или
схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Личностными
результатами изучения
предмета
«Юный
эколог »
являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать
потребность
и
готовность
к
самообразованию
в
рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность
и
поступки
других
людей
с
точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса « Юный эколог» является
(УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять
(индивидуально
или
в
группе)
план
решения
проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и критерии для указанных логических операций.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
2.
Содержание программы
Программа рассчитана на 3 года обучения (5-7 класс) и включает в себя 102
часа, 1 час в неделю.
Первый год занятий
(5 класс)
1.Вводное занятие (3)
Знакомство с планом работы кружка. Организационные вопросы по методике
работы в лаборатории и природе. Достижения биологических наук. Экология
– наука о закономерностях существования живого мира на Земле.
Экскурсии
«Знакомство с видовым разнообразием пришкольного участка и парка
отдыха ст.Натухаевской»
2.Растения в нашей жизни (15)
Растения
в
нашей
жизни.
Питание
растений.
Дыхание
растений.
Лекарственные
растения.
Реликтовые
растения.
Ископаемые
растения.
Растения пустынь. Растения тропических лесов. Растения степей. Растения-
хищники.
Растения
занесённые
в
Красную
книгу.
Уход
за
комнатными
растениями.
Практические работы
«Образование органических веществ на свету»
«Выявление роли чечевичек в дыхании растений»
«Описание лекарственных растений по гербарным материалам»
« Уход за комнатными растениями»
Экскурсии
Экскурсия в ботанический сад
3. Разнообразие животных (11)
Животные, какие они? Отличие животных от растений. Динозавры, их среда
обитания
и
образ
жизни.
Одноклеточные
животные.
Животный
мир
Краснодарского края. Классификация животных. Хищники и травоядные.
Животные занесённые в Красную книгу Краснодарского края.
Практические работы
«Наблюдение за поведением домашних животных»
«Изучение одноклеточных животных под микроскопом»
Экскурсии
Экскурсия в парк живой природы «До-до»
« Изучение животного мира ст.Натухаевской»
4. Природа – наш дом (5 часов)
Красная
книга.
Правила
поведения
в
природе.
Бережное
отношение
к
окружающему миру. Работа над индивидуальными и групповыми проектами.
Защита проектов.
Второй год занятий (6 класс)
.
1.
Введение (2)
Знакомство с планом работы кружка. Организационные вопросы по методике
работы в лаборатории и природе. Составление дневника наблюдений.
Практические работы
Изучение биологического разнообразия видов на пришкольном участке и в
парке отдыха ст.Натухаевской
2. Охрана природы. Предмет и задачи экологии (5)
Предмет
и
задачи
экологии.
Экология
–
наука
о
закономерностях
существования живого мира на Земле.Закон об охране окружающей среды.
Охрана редких видов Краснодарского края и мест их обитания. Исчезнувшие
виды живых организмов. Причины вымирания видов в природе
Практические работы
Сбор материалов по охране природы Краснодарского края.
3.Экологические факторы (5)
Экологические
факторы.
Биотические
факторы.
Абиотические
факторы.
Антропогенные факторы.
Экскурсия на предприятия, связанные с технологическим производством.
4. Вода – источник жизни (5)
Вода
–
источник
жизни.
Значение
воды
в
жизни
человека.
Изучение
состояния водных ресурсов ст.Наухаевская.
Практические работы
Определения качества воды
Очистка русла реки Котлома ст.Натухаевская
Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные
станции, мусороперерабатывающий комбинат и т.д.
5. Почва – важная составляющая часть биосферы (6)
Почва, её состав и плодородие. Антропогенное воздействие человека на
литосферу.
Растения-индикаторы,
показатели
качества
почвы.
Способы
повышения плодородия почвы.
Практические работы
Изучение состава почвы на приусадебных участках
Растения-индикаторы, показатели качества почвы.
6. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы (6)
Что
такое
атмосфера?
Загрязнение
атмосферы.
Влияние
экологического
состояния атмосферы на живые организмы. Меры борьбы с загрязнением
атмосферы.
7. Заключение (5)
Работа над индивидуальным проектом. Защита индивидуального проекта.
Выступление агитбригады «Эколята» перед учащимися начальной школы
«Планету чистую потомкам оставь!»