Автор: Анисова Нина Ивановна
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6» г.Симферополя
Населённый пункт: Г.СИМФЕРОПОЛЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "РАБОТА С ПОРТФОЛИО - ПУТЬ К УСПЕХУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: полное образование
РАБОТА С ПОРТФОЛИО - ПУТЬ К УСПЕХУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Анисова Н.И.
Республика Крым, г.Симферополь
Начало
XXI
века
обозначено
сложным
поиском
нового
миропонимания,
способного
не
только
дать
адекватную
оценку
неоднозначным
процессам,
но
и
заглянуть
в
будущее.
Современное
общество
развивается
ускоренными
темпами.
Меняются нравственные ценности, меняются и социальные нормы.
Решая
различные
учебно-воспитательные
задачи,
педагоги
школы
используют
современные образовательные технологии, позволяющие достичь успеха. А задача
современной
школы
-
это
подготовка,
успешного
и
конкурентноспособного
выпускника,
ассертивной
личности,
умеющей
определять
свои
жизненные
приоритеты и пути их достижения.
Поэтому в своей работе с подростками 5-9 классов мы используем портфолио как
средство развития активности и творчества учащихся.
Какие же цели преследует учитель и классный руководитель, работая с данными
документами? Прежде всего, это: отслеживание, учет, оценивание индивидуальных
достижений учащегося; активизация их деятельности, повышение образовательной
активности
школьников;
индивидуализация
образования
и
социализация
обучающегося.
Портфолио позволяет решать основные задачи, которые стоят перед современной
школой, а именно:
- формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
- организация
воспитательного
процесса
с
учетом
личных
стремлений
и
достижений учащихся;
- развитие навыков рефлексивной оценочной деятельности обучающихся.
Поскольку
ученическое
портфолио
-
это
способ
фиксирования,
накопления
и
оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный
период
его
обучения,
на
наш
взгляд,
целесообразно
включать
в
него
резюме
учащегося,
результаты
обучения,
участие
в
конкурсах,
праздниках,
творческие
работы.
Конечно,
если
мы
говорим
о
формировании
ассертивной
личности,
то
портфолио учащегося должно отражать, прежде всего, индивидуальность данного
учащегося, его участие в жизни класса, школы, в различных конкурсах, олимпиадах,
конференциях.
Но портфолио как технология направлена не только на фиксирование, накопление и
оценивание индивидуальных результатов ученика, но и на процесс самоанализа в
первую очередь. По нашему мнению, отсутствие навыков самооценивания является
серьезным
препятствием
при
формировании
у
ребенка
способности
к
самообразованию,
саморазвитию,
без
чего
невозможна
успешная
социализация
в
быстроменяющемся современном мире. Тем более, что мы говорим о формировании
ассертивной
личности.
Поэтому
рефлексия
учебной
деятельности
должна
присутствовать в портфолио. Ученик анализирует свои достижения по окончанию
семестра, что позволяет успешно выстраивать планы на следующий семестр, а с
учетом достигнутого успешно преодолевать те трудности, с которыми пришлось
столкнуться.
Необходимо в портфолио учащегося включать также планирование итоговых
результатов в начале года посеместрово. Причем, ученик планирует сам, учитывая
пожелания родителей и учителей, что позволяет ему настроить себя на достижение
результата. Но, хотелось бы больше уделить внимания работе с портфолио класса. На
наш взгляд, работа по данной технологии в среднем звене - это путь к успешной
реализации учебно-воспитательных задач.
Портфолио класса - это информация для классного руководителя, администрации,
где фиксируются успехи и обозначены проблемы данного класса. В разделе «Учебные
достижения»
мы
отслеживаем
уровень
учебных
достижений,
участие
ребят
в
олимпиадах, конкурсах. Здесь же помещена предметная дифференциация, которая
важна
для
учителей-предметников.
Хорошо,
когда
практикуются
в
начале
года
педконсилиумы по классам, где озвучиваются успехи и проблемы каждого ученика.
Это дает возможность осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в
обучении, а также выстраивать работу с одаренными детьми.
Очень важна информация и о типах интеллекта ученика. Она помогает успешно
осуществлять
учебный
процесс,
предусматривая
для
каждого
типа
интеллекта
различные виды учебной деятельности: ролевые игры, уроки-исследования нового
материала,
рисунок,
эксперименты
и
т.д.
Без
этого
мы
не
можем
говорить
о
качественном
образовательном
процессе,
который
предполагает
индивидуальный
дифференцированный подход.
Остановимся еще на одной диагностике - это коммуникативные умения. Анализ
данной
диагностики
дает
информацию
учителям-предметникам
и
классному
руководителю
для
работы
с
педагогами
в
конкретном
классе
и
обеспечивает
продуктивную
работу
учителя
на
уроке,
индивидуальный
подход
к
учащемуся,
использование
разнообразного
дидактического
материала
-
все
то,
что
позволит
учащемуся
раскрыться,
поверить
в
себя,
без
чего
невозможна
работа
по
формированию ассертивной личности. Известно, что успех учебно-воспитательного
процесса зависит, прежде всего, от четко спланированной работы, нацеленной на
решение конкретных воспитательных задач в отдельно взятом классе. Помогает в
данном
случае
диагностика:
целесообразно
проводить
тест
на
самооценку,
самоактуализацию, мотивацию обучения, оценку волевых качеств, изучение упорства
и настойчивости, способностей учащихся, умения учиться. Все это дает возможность
увидеть проблемы детей, качественно осуществлять образовательную деятельность.
Не только дать знания, но помочь ими овладеть. Как раз здесь нам очень хорошо
помогает диагностика умения учиться.
Воспитывая ассертивную личность, мы не забываем о том, что учащиеся должны
уметь не только достигать поставленных целей, самореализовываться, но и расти при
этом настоящими гражданами Российской Федерации, следовательно, мы обязаны
ориентироваться на те ценности, которые должны быть у наших выпускников -
настоящих патриотов, личностей морально-устойчивых.
Диагностика «Ценностные ориентации» показывает, какие ценности выбирают для
себя
приоритетными
учащиеся
данного
класса.
С
учетом
этого
выстраивается
тематика
классных
часов.
Можно
сказать,
что
наши
дети
очень
хорошо
могут
рассказать, как надо или не надо поступать, но часто их поступки бывают ситуативны.
Поэтому,
учитывая
особенности
данного
возраста,
наша
задача
-
преодолеть
ценностный Ego-центризм, воздействовать на механизм самосознания воспитанника,
о котором очень хорошо говорит академик И.Бех. Анализируя его статью и данные
портфолио класса, мы постарались при подготовке классных часов организовывать
творческие
группы,
куда
входили
учащиеся,
которые
подтягивали
своих
одноклассников до определенного уровня морально-духовных ценностей. Раскрылись
дети, которые испытывали трудности в общении. Примером такого мероприятия
можно назвать дискуссию 7-х классов «Подросток в современном мире: проблемы и
пути их решения». Учащиеся назвали проблемы подростков в целом и те, которые
испытывают они сами. Их выступления были продуманы, аргументированы. Работала
аналитическая
группа.
Такая
форма
проведения
позволяет
развивать
мышление,
умение
анализировать
услышанное,
рефлексию,
которая
помогает
развиваться
учащимся и учит оценивать и анализировать свои поступки и поступки других. Здесь
мы
говорим
о
сознательном
восприятии
общественных
норм
и
требований.
Необходимо отметить, что академик И.Бех в своей вышеупомянутой статье также
акцентирует внимание на необходимости рефлексии в работе педагога для успешной
социализации личности учащегося.
В процессе планирования воспитательной работы по формированию ассертивной
личности разработана программа «Само», которая включает тематику классных часов
с 5 по 11 классы, направленную на самопознание, самовоспитание, самоорганизацию
личности
учащегося.
Целью
таких
классных
часов
является
помощь
ребенку
в
осознании его поведения, исходя из его миропонимания, организации условий для
самопознания, самосовершенствования, самообразования, принятия самостоятельных
решений, непосредственно касающихся его жизни. Реализация цели достигается в
процессе
выполнения
следующих
задач:
формирование
личностных
качеств,
способствующих успешной адаптации к социальной среде; формирование умений
самоорганизации, индивидуальной деятельности, умения выстраивать отношения с
окружающими людьми; воспитание культуры психической саморегуляции; выработка
способностей
к
самоопределению,
саморазвитию,
самовоспитанию;
знакомство
с
методами
самопознания
и
анализ
самообразования;
формирование
привычек,
определяющих активность и результативность самовоспитания личности; осознание
своего
места
в
мире
и
зависимость
собственной
судьбы
от
решения
общечеловеческих проблем.
Педагогам известно, что в 7 классе начинаются проблемы трудного возраста.
Подростки стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением
агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир своих друзей и интересов.
Поэтому
в
течение
года
проводились
тренинговые
занятия
по
формированию
ценностных ориентации, развитию коммуникативных навыков, такие как: «Снятие
эмоциональной напряженности. Создание положительного эмоционального фона»,
«Моя жизненная роль», «Как пережить обиду?», «Как научиться жить без драки?»,
«Поведение в конфликте», «Секреты общения», «Упорство и воля в достижении
цели»,
«Нравственные
приоритеты
моей
семьи»,
«Как
помочь
приобрести
уверенность в себе?», «Агрессия: ее причины и последствия».
Тематика классных часов также направлена на реализацию воспитательных задач,
которые решались в конкретном классе, опираясь на данные диагностики портфолио.
Это
такие
классные
часы
как:
«Два
полюса
общения»,
«Лично сть»,
«Самовоспитание», «Проблемы подростка 21 века и пути их решения», «Добро и
зло», «Найди себя», «Мир взаимоотношений глазами подростка» и многие другие.
Такая работа дает положительные результаты. Анализируя анкету по ценностным
ориента-
циям,
я
увидела,
что
в
6
классе
для
детей
важными
были
чувство
товарищества,
справедливость,
доброта,
упорство.
В
7
классе
самыми
важными
являются преданность в дружбе, что характерно для этого возраста, дружелюбие,
доброта и любовь. Как видим, необходимо опираться на работу с портфолио класса
для успешного планирования воспитательной работы.
Портфолио класса позволяет также планировать тематику родительских собраний и
рекомендаций для родителей. Анализируя анкету «Стиль семейного воспитания»,
можно было назвать проблемы, которые волновали учащихся класса, и донести это до
родителей. Дети ощущают дефицит общения с родителями, хотят обсуждать с ними
прочитанное, проводить вместе выходные.
Таким образом, портфолио класса и портфолио учащегося - это помощь классному
руководителю в организации учебного процесса и в планировании результативной
воспитательной работы в современной школе.
Литература
1.
Бех И.Д. Виховний процес у силовому пол1 психоактиватор1в / И.Д. Бех // Свгг
виховання -№2 - 2008.
2.
Бех И.Д. «Метод педагопчного умовляння у вихованш особистост1» / И.Д. Бех
ПСтт виховання - №3 -2007.
3.
Фоппель К. Как приучить детей сотрудничать / К.Фоппель. - М.: Генезис, 1998.
4.
Каппони В., Новак Т. Как делать по-своему или ассертивность - в жизнь /
В.Каппони, Т.Новак. - СПб. Литер, 1995