Автор: Севостьянова Галина Эдуардовна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Применение игр с элементами ТРИЗ в работе с детьми младшего школьного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Применение игр с элементами ТРИЗ в работе с детьми
младшего школьного возраста
Всем знакомо слово «смекалка», однако не все умеют успешно ею
пользоваться. Способность быстро схватывать суть задачи и находить для неё
нестандартные решения
это «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или
теория
решения
изобретательских
задач.
История
возникновения
этой
системы уходит корнями в середину прошлого столетия и тесно связана с
и м е н е м
советского
инженера,
учёного
и писателя-фантаста
Генриха
Альтшуллера,
который
начал
изучать
приёмы,
чаще
всего
используемые
изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе
с алгоритмом решения изобретательских задач легли в основу ТРИЗ.
Уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания.
Цель
ТРИЗ-технологий
развитие
гибкого
мышления
и фантазии,
способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
Учёный
пришёл
к выводу,
что
самое
лучшее
решение
достигается
при
помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно
отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным. В процессе решения ТРИЗ-
задач
используется
сразу
несколько
подходов:
метод
мозгового
штурма,
синектика
(сравнение
и нахождение
сходства
в предметах
и явлениях),
морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
метод
фокальных
объектов
(установление
ассоциативных
связей
с различными объектами) и так далее. Эксперты уверяют, что для того, чтобы
заниматься
с ребёнком
по этой
методике,
не нужно
даже
специального
образования.
Достаточно
просто
разделять
основные
принципы
ТРИЗ-
педагогики
и подходить
к задаче
творчески,
сохраняя
любопытство
и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.
Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи.
Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы,
мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы.
Решение
порой
не лежит
на поверхности,
но чем
больше
смекалки
мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.
То же
самое
происходит
с детьми:
поиск
и изобретение
вариантов
решения
задачи
пробуждает
в них
азарт,
а гордость
за самостоятельно
найденный
ответ
служит
лучшей
мотивацией.
Так
как
нет
единственно
верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются
с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.
Особенно
актуальными
становятся
методы
ТРИЗ
на
современном
этапе, в условиях потребления ежедневно разнородной информации. Умение
ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему
мы можем
научиться
сами
и научить
наших
детей.
Как
утверждают
некоторые
современные
исследователи,
именно
эти
навыки
будут
востребованы и нужны для жизни обозримом будущем века нанотехнологий
и робототехники. Для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации
повод для радости, нужны смекалка и воображение.
С утра
идёт
дождь,
и долгожданная
прогулка
откладывается?
Это
печально,
но есть
и свои
плюсы:
можно
остаться
дома,
позвать
друзей
и поиграть в настольные игры. Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь
им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа
на полке!
Ежедневная
игра
в «хорошо-плохо»
может
стать
отличной
тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир.
Кроме
того,
она
знакомит
детей
с понятием
«противоречие»,
учит
выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.
Игра «Хорошо – плохо». Называют по – очереди положительные и
отрицательные качества объекта. Пример: «Книга». ( Хорошо, что из книг
узнаешь
много
интересного.
Плохо
–
они
быстро
рвутся
и
т.д.)
Если
усложнить
правила
игры,
то
можно
научить
внимательно
выслушивать
ответы
друг
друга:
отвечать
можно,
после
того
как
повторите
ответ
предыдущего игрока. (Хорошо, что из книг узнаешь много интересного, но
плохо – они быстро рвутся. Плохо, что книги быстро рвутся, но хорошо, что в
них есть красивые картинки и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов:
«Конфета», «Гусеница», «Цветок», «Птица», «Наказание» и т.д.
Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется
немного
фантазии
и готовность
отбросить
условности.
Например,
в игре
«Маша-
растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень
нужен
именно
в этих
обстоятельствах:
надо
порезать
хлеб,
но нет
ножа;
хочется
пить,
но воды
в чайнике
не осталось;
есть
желание
порисовать,
но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение,
и за самый
оригинальный
ответ
ведущий
выдаёт
участнику
значок
или
наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего значков.
В рамках проведения внеурочных мероприятий использование ТРИЗ-
технологии дает свои неоспоримые положительные результаты. Приведем
пример загадок по схеме «Как, но не», которые составили сами дети:
1. Круглое, но не мяч, красное, но не цветок, вкусное, но не ягода. Что это?
(яблоко).
2. Колючий как кактус, но не расческа, маленький, но не мышь, хищный, но
не лев. Что это? (ежик).
3. Скользкая, но не мыло, блестит, но не монета, плавает, но не лягушка,
любит червей, но не птица. Что это? (рыба).
4. Большое, но не гора, накрывает, но не одеяло, страшное, но не чудовище.
Что это? (цунами).
5. Белый, но не молоко, густой, но не туман. Что это? (дым).
6. Чёрен, но не ворон, рогат, но не бык, шестиног без копыт. Что это?
(таракан).
Mожно,
придумывать
«наоборотные»
загадки:
«Черный,
горячий,
летом поднимается в небо» (Ответ – снег). Разгадывая такую загадку, нужно
сделать в уме, как минимум, два шага: развернуть признаки «задом наперед»,
а
потом
найти
объект,
подходящий
под
все
эти
«перевернутые»
характеристики.
Играть можно по-разному: 1) Можно просто придумывать и «дарить»
друг другу забавные наоборотики (бутылка в лимонаде, часы в стрелках (что-
то в чем-то наоборот); заяц охотится на лису, ребенок учит учителей, суп
готовит
повара
(действия,
точнее
-
функции
-
наоборот);
зеленое
небо,
тяжелый
пух,
жидкий
камень
(свойства
наоборот).
Такие
сочетания
противоречивых
понятий
предложила
использовать
ТРИЗ-педагог
Л.И.
Шрагина.
2)
Можно
придумывать
«перевернутые»
загадки.
«Черный
и
горячий – наоборот» (снег), «черный и горький – наоборот» (сахар); «твердая,
пресная – наоборот» (вода в море); «без колес, без руля, останавливает людей
и грузы – наоборот» (автомобиль). 3) Можно рассказывать «перевернутые»
истории и просить ребенка их расшифровать. «Я стоял в доме» (Я шел по
улице). «Вдруг от меня неожиданно побежал Чебурашка» (Мне навстречу
вышел крокодил Гена). 4) Наконец, можно перейти от «наоборотиков» к
«объяснялкам», т.е. попробовать объяснить, в каком случае «наоборотик»
может осуществиться: когда и где встречается черный снег, или тормозящий
транспорт, или грустный клоун.
Воспитание
всесторонне
развитой
личности
предполагает
умение
отслеживать и оценивать варианты обращения с проблемой, обучение оценке
личностных качеств как ресурсов для решения проблемы и саморазвития,
владение
навыком
определения
уровня
развития
объекта
деятельности,
умение планировать цель через развитие собственной деятельности, кроме
этого
предполагается
обучение
способам
организации
творческого
труда:
умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению
работоспособности, рефлексивным способностям. Особое значение в ТРИЗ-
педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение
сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной,
необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом,
пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.
Опыт, накопленный в результате применения игр с элементами ТРИЗ
может
быть
использован
для
повышения
эффективности
формирования
творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
Литература:
1.
Альтшуллер
Г.С.
Теория
и
практика
решения
изобретательских
задач:
Методические рекомендации / Г.С. Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В. Зусман –
Кишинев. – 2009. – 127с.
2.
Гин А. А.
ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить /Вита-Пресс,
2018 г.
3.
Горев
П.М.,
Утёмов
В.
В.
Практическое
руководство
по
развитию
креативного мышления [Текст] / П.М.Горев – М., 2013. – 112с.