Автор: Карамашев Олег Анатольевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Удачный Мирнинский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Рабочая учебная программа
Тема: Рабочая программа "Технология" 5 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия) г.Удачный
Рассмотрено
на заседании МОТЕХ
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № _____от __________ 2019г.
Руководитель _____________
Мамышева М.В.
«Согласовано»
Заместитель директора
МАОУ «СОШ № 24»
_____________________
Иннокентьева Н.С.
« » сентября 2019 года
«Согласовано»
Заместитель директора
МАОУ «СОШ № 24»
_____________________
Гарькавая Е.Ю.
« » сентября 2019 года
«Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ №24»
____________________
Иванова-Александрова К.М.
« » сентября 2019 года
.
Рабочая программа
(в соответствии с ФГОС)
на 2019-2020 учебный год
Технология 5 «а, б, в» классы
70 часов в год
2 часа в неделю
Учитель:
первой квалификационной категории
Карамашев Олег Анатольевич
г.Удачный – 2019г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса разработана в соответствии с:
•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
•
Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 о внесении изменений в стандарты основного общего образования;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Рабочая программа создана на основе:
•
Основной Образовательной программы МАОУ«СОШ№24» на 2019-2020 учебный год;
•
Примерной учебной программы основного общего образования по технологии для учащихся 5-8 классов. Авторы
Н.В. Синица под редакцией В.Д. Симоненко.
Издательство: М., «Вентана-Граф» 2013 г.; «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) 5 класс методическое пособие, А.Т. Тищенко М., «Вентана-Граф» 2015 год.
Рабочей программе соответствует учебник
«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС)
по программе В.Д.Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.
Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Издательство М., «Вентана-Граф» 2016 год.
Технология 5 класс - 70 часов (2 часа в неделю)
Цели и задачи курса.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи:
• Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и
машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
• Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности;
• Приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности.
• Воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;
• Формировать эстетический вкус;
• Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
• Совершенствовать формы профориентации учащихся;
• Развивать логическое мышление и творческие способности;
• Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках.
Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
•
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы
данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
•
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Содержание курса и тематическое планирование учебного курса.
Раздел 1. «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
Всего часов: 32
•
Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области
применения. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
•
Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.
•
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости).
Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки графической документации.
•
Чтение и выполнение технических рисунков. Определение последовательности изготовления изделий.
•
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.
•
Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов
•
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Правила безопасности труда при
работе ручными столярными инструментами
•
Организация рабочего места столяра. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего
места.
•
Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление;
столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
•
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями. Защитная и декоративная отделка изделия.
Раздел 2 «Технология обработки металла. Элементы машиноведения».
Всего часов: 28
•
Черные и цветные металлы. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
•
Распознавание видов металлов и искусственных материалов.
•
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, при-меняемые при
работе с металлами и искусственными материалами.
•
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
•
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их
назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения
работ.
•
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
•
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
•
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Защитная и декоративная отделка изделия.
•
Понятие о машинах и механизмах.
•
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила
безопасности труда при работе на сверлильном станке.
•
Организация рабочего места для сверлильных работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке. Уборка рабочего
места.
•
Выпиливание лобзиком.
•
Организация рабочего места.
•
Технология выжигания по дереву.
•
Правила безопасности.
Раздел 3. Творческие проекты.
Всего часов: 10ч.
•
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
•
Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
•
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
•
Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия.
•
Основные виды проектной документации.
•
Составление учебной инструкционной карты.
•
Изготовление изделия, выполнение технологических операции по ручной обработке материалов. Правила безопасной работы.
•
Способы проведения презентации проектов.
•
Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
урока
Тема урока
Кол-
во
часов
Дата проведения уроков
Виды
деятельности
учащихся
Корректировка
План
Факт
5а
5б
5в
5а
5б
5в
Раздел.1 Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
1-2
Вводный инструктаж по ТБ
и ППБ. Творческий проект.
Этапы выполнения ТП.
2
02.09.
06.09.
05.09.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
3-4
Древесина. Пиломатериалы
и древесные материалы.
2
09.09.
13.09.
12.09.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
5-6
Графическое изображение
деталей и изделий.
2
16.09.
20.09.
19.09.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
7-8
Рабочее место и
инструменты для ручной
обработки древесины.
2
23.09.
27.09.
26.09.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
9-10
Последовательность
изготовления деталей из
древесины.
2
30.09.
04.10.
03.10.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
11-12
Разметка заготовок из
древесины.
2
07.10.
11.10.
10.10.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
13-14
Пиление заготовок из
древесины.
2
14.10.
18.10.
17.10.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
15-16
Строгание заготовок из
древесины.
2
21.10.
25.10.
24.10.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
17-18
Сверление отверстий в
деталях из древесины.
2
28.10.
08.11.
07.11.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
19-20
Соединение деталей из
древесины с помощью
гвоздей.
2
11.11.
15.11.
14.11.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
21-22
Соединение деталей из
древесины шурупами и
саморезами.
2
18.11.
22.11.
21.11.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
23-24
Соединение деталей из
древесины клеем.
2
25.11.
29.11.
28.11.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
25-26
Зачистка поверхностей
деталей из древесины.
2
02.12.
06.12.
05.12.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
27-28
Отделка изделий из
древесины.
2
09.12.
13.12.
12.12.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
29-30
Выпиливание лобзиком.
2
16.12.
20.12.
19.12.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
31-32
Выжигание по дереву.
2
23.12.
27.12.
26.12.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
33-34
Творческий проект
«Стульчик для отдыха на
природе».
2
13.01.
17.01.
16.01.
Выпиливать
изделия из
древесины.
Соблюдать правила
ТБ.
35-36
Творческий проект
«Стульчик для отдыха на
природе».
2
20.01.
24.01.
23.01.
Выпиливать
изделия из
древесины.
Соблюдать правила
ТБ.
Раздел.2 Технология обработки металла. Элементы машиноведения.
37-38
Понятие о машине и
механизме.
2
27.01.
31.01.
30.01.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
39-40
Тонколистовой металл и
проволока. Искусственные
материалы.
2
03.02.
07.02.
06.02.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
41-42
Рабочее место для ручной
обработки металлов.
2
10.02.
14.02.
13.02.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
43-44
Графическое изображение
изделий из металлов и
искусственных материалов.
2
17.02.
21.02.
20.02.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
45-46
Технология изготовления
изделий из металлов и
искусственных материалов.
2
24.02.
28.02.
27.02.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
47-48
Правка заготовок из
тонколистового металла и
проволоки.
2
02.03.
06.03.
05.03.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
49-50
Разметка заготовок из
тонколистового металла,
проволоки, пластмассы.
2
09.03.
13.03.
12.03.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
51-52
Резание заготовок из
тонколистового металла,
проволоки и искусственных
материалов.
2
16.03.
20.03.
19.03.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
53-54
Зачистка заготовок из
тонколистового металла,
проволоки, пластмассы.
2
06.04.
03.04.
02.04.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
55-56
Гибка заготовок из
тонколистового металла и
проволоки.
2
13.04.
10.04.
09.04.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
57-58
Получение отверстий в
заготовках из металлов и
искусственных материалов.
2
20.04.
17.04.
16.04.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
59-60
Устройство настольного
сверлильного станка.
2
27.04.
24.04.
23.04.
Программное
обучение, рассказ,
беседа
61-62
Сборка изделий из
тонколистового металла,
проволоки, искусственных
материалов.
2
04.05.
08.05.
30.04.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
63-64
Отделка изделий из
тонколистового металла,
проволоки, пластмассы.
2
11.05.
15.05.
07.05.
Выполнять работы
ручным
инструментом.
Соблюдать правила
ТБ.
Раздел.3 Творческие проекты.
65-66
Творческий проект
«Подставка для рисования».
2
18.05.
22.05.
14.05.
Выпиливать
изделия из
древесины.
Соблюдать правила
ТБ.
67-68
Творческий проект
«Подставка для рисования».
2
25.05.
29.05.
21.05.
Выпиливать
изделия из
древесины.
Соблюдать правила
ТБ.
69-70
Творческий проект
«Подставка для рисования».
2
28.05.
Выпиливать
изделия из
древесины.
Соблюдать правила
ТБ.
Итого за год 70 – уроков.