Авторы: Клепикова Валентина Анатольевна, Бадинская Ольга Викторовна
Должность: учитель биологии, учитель математики
Учебное заведение: МОУ КСОШ
Населённый пункт: село Красноселькуп, Тюменской области ,ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок по математике и биологии "Целые числа" 6 класс
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок по математике и биологии в 6 классе.
Тема урока: «Целые числа».
Предмет: математика и биология.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Целые числа»
Задачи:
образовательные: закрепить и усовершенствовать навыки действий с целыми числам в
познавательно – занимательной форме; познакомить с лечебными свойствами северных
ягод;
развивающие:
развивать
логическое
мышление,
память,
способствовать
умению
анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы;
воспитательные:
воспитывать
добросовестное
и
ответственное
отношение
к
учебе,
интерес к математике и биологии, формировать положительное отношение к родной
природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: интегрированный урок по математике и биологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, групповая.
Методы обучения:
наглядный, словесно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Технологии:
ИКТ, здоровьесберегающая, технология развивающего обучения
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран,
карточки
для
групповой
работы,
презентация, статья из интернет журнала «Ягоды севера».
ХОД УРОКА.
1. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока.
2. Ознакомление с темой урока, постановка его цели.
3. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос.
1) Какие числа называются целыми?
2) Какие числа называются противоположными?
3) Чему равна сумма противоположных чисел?
4) Число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным?
5)
Произведением
двух
отрицательных
чисел
является
число …
(отрицательное
или
положительное)?
6)
Частным
двух
чисел
с
разными
знаками
является
число …
(отрицательное
или
положительное)?
7)
Суммой
двух
отрицательных
чисел
является
число …
(отрицательное
или
положительное)?
8) Какое число больше: положительное или отрицательное?
9) Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое?
4. Работа в группах.
1.Организация работы в группах (правила поведения в группе):
1) активно участвуй в совместной работе;
2) внимательно выслушай собеседника;
3) не перебивай собеседника, пока он не закончит свой рассказ;
4) выскажите свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив;
5) не смейся над чужими ошибками и недостатками в работе, но тактично укажи на них;
6) поблагодари партнёров за совместную работу.
Пусть
девизом
вашей
работы
будет
следующее
высказывание:
«Мне
необходимо
разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо действовать сообща!»
Каждая группа получает по три карточки.
Задание 1.
Необходимо
выполнить
действия
и
записать
ответ,
каждому
числу
соответствует
определенная
буква.
Затем
расположить
числа
в
порядке
возрастания
и
прочесть
полученное слово.
1 группа.
№
Пример
Ответ
Буква
1.
- 12 + 7
-5
с
2.
0 - 7
-7
у
3.
- 3 + (-7)
-10
р
4.
- 48 : (-12)
4
к
5.
- 18 + 18
0
и
6.
-5 - 12
-17
б
7.
36 : (-12)
-3
н
8.
9 – ( -5)
14
а
-17; -10; -7; -5; -3; 0; 4; 14 (брусника).
2 группа.
№
Пример
Ответ
Буква
1.
- 14 + 9
-5
в
2.
0 -11
-11
и
3.
- 9 + (-8)
-17
ш
4.
- 56 : (-14)
4
и
5.
- 12 + 12
0
н
6.
9 - 17
-8
п
7.
84 : (-12)
-7
о
8.
8 – ( -7)
15
к
-17; -11; -8; -7; -5; 0; 4; 15 (шиповник).
3 группа.
№
Пример
Ответ
Буква
1.
- 19 + 7
-12
л
2.
0 - 15
-15
о
3.
- 4 + (-7)
-11
у
4.
- 64 : (-16)
4
к
5.
- 23 +23
0
и
6.
-7 - 18
-25
г
7.
72 : (-18)
-4
б
8.
6 – ( -9)
15
а
-25; -15; -12; -11; -4; 0; 4; 15 (голубика).
На нашем уроке присутствует учитель биологии. Она расскажет вам о полезных
свойствах некоторых северных ягод.
Учитель
биологии:
многие
испытывают
воздействие
зимних
и
весенних
авитаминозов – состояний, вызванных отсутствием или недостатком витаминов. А между
тем в наших лесах растет много разных ягод, употребляя которые можно восполнить
недостаток витаминов в организме. Северные ягоды - хорошие витаминоносители. В них
содержатся витамины A, С, К, P, РР, В1, В2, B5, B6 и др. Благодаря своему натуральному
происхождению эти витамины являются очень полезными и ценными для организма.
Задание 2.Работа со статьей из интернет журнала «Ягоды севера».
Поиск и обработка информации в группах.
Изучите статью о свойствах северных ягод, приготовьтесь рассказать другим группам.
А) Рассказ детей о свойствах брусники (1 группа).
Брусника – это вечнозеленый кустарник высотой до 25 см. Листья овальные, длиной до З
см, со слегка завернутыми краями. Цветки белые или розовые. Плод — блестящая,
шаровидная, ярко-красная ягода. Медицинское значение имеют листья и ягоды брусники.
Листья собирают весной и осенью. Сушат на воздухе. Хранят три года. Водный настой
ягод брусники — хорошее жаропонижающее средство.
Б) Рассказ детей о свойствах шиповника (2 группа).
Шиповник
является
прекрасным
лекарственным
средством
–
прежде
всего
за
счет
содержания
в
нем
большого
количества
аскорбиновой
кислоты.
Обычно
используют
свежие
или
высушенные
ягоды
шиповника,
последние
часто
применяют
для
приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Шиповник помогает снять
воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, нормализует процессы обмена,
деятельность
сердечно-сосудистой
системы,
печени
и
желудочно-кишечного
тракта,
положительно влияет на нервную систему.
Б) Рассказ детей о свойствах голубики (3 группа).
Голубика -
листопадный кустарник, высотой до 120 см. Впервые голубика зацветает
только на 11-18 году. Она повышает иммунитет. Играет важную роль для профилактики
рака,
заболеваний
сердечно-сосудистой
системы.
Голубика
служит
подспорьем
при
лечении анемии у детей.
Физкультминутка (для глаз).
1. Закрыть глаза как можно плотнее, сосчитать до пяти.
2. Поморгать с максимальной скоростью, считая до 10. На последний счет зажмурить
глаза, сделать паузу 2-3 секунды, затем открыть глаза.
Задание 3.
Решите уравнения и сопоставьте их ответы с соответствующими буквами.
1 группа.
1)
X : 2 = - 60 (и)
2)
- 30:X= 30 (е)
3)
X +12 = - 4 (а)
4)
20 – X = - 3 (р)
5)
X – 15 = - 7 (к)
6)
– 8 * X = 72 (ч)
7)
17 + X = - 5 (н)
-9
-1
23
-22
-120
8
-16
ч
е
р
н
и
к
а
2 группа.
1) X: 3 = - 50 (ш)
2) - 40:X = 40 (о)
3) X +18 = - 7 (а)
4) 10 – X = - 9 (р)
5) X – 18 = - 6 (к)
6) –7 * X = 56 (м)
7) 19 + X = - 3 (о)
-8
-1
19
-22
-150
12
-25
м
о
р
о
ш
к
а
3 группа.
1) X:4 = - 80 (ш)
2) – 70:X = 70 (о)
3) X +19 = - 8 (а)
4) 17 – X = - 6 (р)
5) X – 15 = - 3 (к)
6) –8 * X = 48 (м)
-6
-1
23
-320
12
-27
к
л
ю
к
в
а
Задание 4. Работа со статьей «Ягоды севера».
Учитель биологии: продолжим знакомство с замечательными ягодами севера.
Поиск и обработка информации в группах.
А) Рассказ детей о свойствах черники (1 группа).
Черника - многолетний низкорослый кустарник. В медицине используются как ягоды, так
и
листья
черники.
Они
применяются
при
переутомлении.
Чернику
употребляют
при
поносах, дизентерии, ангине, подагре. Исследования показали, что черника повышает
остроту зрения, снимает усталость от работы при искусственном освещении.
А) Рассказ детей о свойствах морошки. (2 группа).
Морошка. Способствует улучшению аппетита и усвояемости пищи, считается полезной
при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, печени и желчевыводящих путей,
снижает бродильные и гнилостные процессы в кишечнике.
А) Рассказ детей о свойствах клюквы. (3группа).
Клюква.
Удивительная способность клюквы состоит в том, что она может долгое время
сохраняться в свежем виде. Клюкву употребляют при гипертонии, малярии, артрите,
ревматизме и простуде. Диета, основным компонентом которой является клюква, приводит
к улучшению памяти.
5. Домашнее задание.
Узнать
какие
ещё
ягоды
растут
в
нашем
крае.
Закодируйте
названия
ягод
своими
примерами, запишите лечебные свойства этих ягод.
6. Рефлексия. Итог урока.
Учитель математики
Что мы повторили на уроке?
Что больше всего понравилось?
Учитель биологии:
Регулярное употребление северных ягод по целебным свойствам нисколько не
уступают дорогим лекарственным препаратам, поездкам на море и другим целительным
средствам.
Они
и
излечивают,
и
предупреждают
многочисленные
заболевания,
и
способствуют полноценному развитию организма. Кроме того, жизнь диких животных и
птиц во многом зависит от урожая лесных ягод, и если их будет мало, то неизбежна гибель
лесных обитателей от бескормицы. Поэтому нужно беречь и охранять лесные ягодные
плантации.
Приложение
Задание 1.
1 группа
№
Пример
Буква
1.
- 12 + 7
с
2.
0 - 7
у
3.
- 3 + (-7)
р
4.
- 48 : (-12)
к
5.
- 18 + 18
и
6.
-5 - 12
б
7.
36 : (-12)
н
8.
9 – ( -5)
а
2 группа
№
Пример
Буква
1.
- 14 + 9
в
2.
0 -11
и
3.
- 9 + (-8)
ш
4.
- 56 : (-14)
и
5.
- 12 + 12
н
6.
9 - 17
п
7.
84 : (-12)
о
8.
8 – ( -7)
к
3 группа
№
Пример
Буква
1.
- 19 + 7
л
2.
0 - 15
о
3.
- 4 + (-7)
у
4.
- 64 : (-16)
к
5.
- 23 +23
и
6.
-7 - 18
г
7.
72 : (-18)
б
8.
6 – ( -9)
а
Задание 3.
1 группа
1)
X : 2 = - 60 (и)
2)
- 30: X= 30 (е)
3)
X +12 = - 4 (а)
4)
20 – X = - 3 (р)
5)
X – 15 = - 7 (к)
6)
– 8 * X = 72 (ч)
7)
17 + X = - 5 (н)
-9
-1
23
-22
-120
8
-16
2 группа
1) X: 3 = - 50 (ш)
2) - 40: X = 40 (о)
3) X +18 = - 7 (а)
4) 10 – X = - 9 (р)
5) X – 18 = - 6 (к)
6) –7 * X = 56 (м)
7) 19 + X = - 3 (о)
-8
-1
19
-22
-150
12
-25
3 группа
1) X: 4 = - 80 (к)
2) - 70: X = 70 (л)
3) X +19 = - 8 (а)
4) 17 – X = - 6 (ю)
5) X – 15 = - 3 (в)
6) –8 * X = 48 (к)
-6
-1
23
-320
12
-27