Напоминание

Программа по химии основное общее образование с учетом требований ФГОС


Автор: Горшкова Ольга Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Алатырский технологический колледж
Населённый пункт: Чувашская Республика г.Алатырь
Наименование материала: Учебная программа по химии
Тема: Программа по химии основное общее образование с учетом требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химии

10-12 КЛАСС

Алатырь 2019 г.

1

Разработана на основе

требований ФГОС

основного общего образования

по дисциплине химия

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

от "30" августа 2019 г.

№ 71

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом ОУ

Протокол от " 29" августа 2019 г. № 1

Председатель Экспертного совета __________ /В.Н. Пичугин/

СОГЛАСОВАНО

Еремеева Л.И. учитель химии высшей категории

Алатырский технологический колледж

" 28"августа 2019 г.

РАССМОТРЕНО

и

ОДОБРЕНО

на заседании методического объединения

учителей учебно- консультационного пункта

Протокол от " 28 " августа 2019 г. № 1

Председатель : __________/Л.П.Рузавина/

Разработчик:

Горшкова О.Н. учитель химии

" 27 " августа 2018 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка 4 стр

2.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины 4 стр.

3.

Содержание учебного предмета 11 стр.

4.

Учебно- тематическое планирование 14стр

5.

Поурочное тематический план 15стр

3

Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (ФГОС ООО) на основе примерной авторской

программы О.С. Габриеляна.

Количество часов: 1,5 часа в неделю; 53 часа

Учебник: Химия 9 класс: учебник/ О.С. Габриелян -М.: Дрофа, 2017.-319с.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»

Выпускник научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,

эксперимент;

описывать

свойства

твердых,

жидких,

газообразных

веществ,

выделяя их существенные признаки;

раскрывать

смысл

основных

химических

понятий

«атом»,

«молекула»,

«химический

элемент»,

«простое

вещество»,

«сложное

вещество»,

«валентность»,

«химическая

реакция»,

используя

знаковую

систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства

состава, атомно-молекулярной теории;

различать химические и физические явления;

называть химические элементы;

определять состав веществ по их формулам;

определять валентность атома элемента в соединениях;

определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической

реакции при выполнении химического опыта;

составлять формулы бинарных соединений;

составлять уравнения химических реакций;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

4

вычислять

относительную

молекулярную

и

молярную

массы

веществ;

вычислять

массовую

долю

химического

элемента

по

формуле

соединения;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству,

объему, массе реагентов или продуктов реакции;

характеризовать

физические

и

химические

свойства

простых

веществ: кислорода и водорода;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать

опытным

путем

газообразные

вещества:

кислород,

водород;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный

объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять

растворы

с

определенной

массовой

долей

растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать

физические

и

химические

свойства

основных

классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять

принадлежность

веществ

к

определенному

классу

соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных

классов неорганических веществ;

распознавать

опытным

путем

растворы

кислот

и

щелочей

по

изменению окраски индикатора;

5

характеризовать

взаимосвязь

между

классами

неорганических

соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять

физический

смысл

атомного

(порядкового)

номера

химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе

Д.И.

Менделеева;

объяснять

закономерности

изменения

строения

атомов,

свойств

элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на

основе

их

положения

в

периодической

системе

Д.И. Менделеева

и

особенностей строения их атомов;

составлять

схемы

строения

атомов

первых

20

элементов

периодической системы Д.И. Менделеева;

р а с к р ы в а т ь

с м ы с л

п о н я т и й :

« х и м и ч е с к а я

с в я з ь » ,

«электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа

кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными

видами химических связей;

раскрывать

смысл

понятий

«ион»,

«катион»,

« а н и о н » ,

«электролиты»,

«неэлектролиты»,

«электролитическая

диссоциация»,

«окислитель»,

«степень

окисления»

«восстановитель»,

«окисление»,

«восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять

уравнения

электролитической

диссоциации

кислот,

щелочей, солей;

6

объяснять

сущность

процесса

электролитической

диссоциации

и

реакций ионного обмена;

составлять

полные

и

сокращенные

ионные

уравнения

реакции

обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить

реакции,

подтверждающие

качественный

состав

различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать

взаимосвязь

между

составом,

строением

и

свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических

свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ

и аммиак;

характеризовать

взаимосвязь

между

составом,

строением

и

свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,

метанол,

этанол,

глицерин,

уксусная

кислота,

аминоуксусная

кислота,

стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на

организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять

возможность

протекания

реакций

некоторых

представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,

основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

7

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах

веществ на основе их состава и строения

их

способности

вступать

в

химические

реакции,

о

характере

и

продуктах различных химических реакций;

характеризовать

вещества

по

составу,

строению

и

свойствам,

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

данными

характеристиками вещества;

составлять

молекулярные

и

полные

ионные

уравнения

по

сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или

восстановительные

свойства

с

учетом

степеней

окисления

элементов,

входящих в его состав;

с о с т а в л я т ь

у р а в н е н и я

р е а к ц и й ,

с о о т в е т с т в у ю щ и х

последовательности

превращений

неорганических

веществ

различных

классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах

воздействия

различных

факторов

на

изменение

скорости

химической

реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного

поведения в окружающей среде;

использовать

приобретенные

ключевые

компетенции

при

выполнении

проектов

и

учебно-исследовательских

задач

по

изучению

свойств, способов получения и распознавания веществ;

объективно

оценивать

информацию

о

веществах

и

химических

процессах;

критиче ски

отно ситься

к

псевдонаучной

и н ф о рм а ц и и ,

недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать

значение

теоретических

знаний

по

химии

для

практической деятельности человека;

8

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных

задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в

инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

3.Содержание учебного предмета.

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических

реакций .( 10 ч.)

Характеристика

элемента

по

его

положению

в

Периодической

системе

химических

элементов

Д.

И.

Менделеева.

Свойства

оксидов,

кислот,

оснований

и

солей

в

свете

теории

электролитической

диссоциации

и

окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность.

Генетический

ряд

переходного

элемента.

Периодический

закон

и

Периодическая

система

химических

элементов

Д.

И.

Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав

ядра,

мантии

и

земной

коры.

Химические

элементы

в

клетках

живых

организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических

реакциях.

Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его

свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических

элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата

меди (II).

Глава 1. Металлы (15ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.

Менделеева.

Металлическая

кристаллическая

решетка

и

металлическая

химическая

связь.

Общие

физические

свойства

металлов.

Сплавы,

их

свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а

также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие

способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы

в

природе.

Общие

способы

их

получения.

Строение

атомов.

Щелочные

металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов

— оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их

свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая

характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.

Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения

щелочноземельных

металлов

оксиды,

гидроксиды

и

соли

(хлориды,

карбонаты,

нитраты,

сульфаты,

фосфаты),

их

свойства

и

применение

в

народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические

свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их

амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и

его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства

простого

вещества.

Генетические

ряды

Fe+2

и

Fe+3

.

Важнейшие

соли

железа.

Значение

железа

и

его

соединений

для

природы

и

народного

9

хозяйства.

Демонстрации.

Образцы

щелочных

и

щелочноземельных

металлов.

Образцы

сплавов.

Взаимодействие

натрия,

лития

и

кальция

с

водой.

Взаимодействие

натрия

и

магния

с

кислородом.

Взаимодействие

металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные

опыты.

Взаимодействие

растворов

кислот

и

солей

с

металлами. Ознакомление с рудами железа. Окрашивание пламени солями

щелочных металлов. Взаимодействие кальция с водой.Получение гидроксида

кальция и исследование его свойств. Получение гидроксида алюминия и

исследование

его

свойств.

Взаимодействие

железа

с

соляной

кислотой.

Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойс

Практическая работа №1 « Получение соединений металлов и изучение их

свойств».

№2 « Качественные реакции на ионы металлов».

Глава 2. Неметаллы (15 ч)

Общая

характеристика

неметаллов:

положение

в

Периодической

системе

химических

элементов

Д.

И.

Менделеева,

особенности

строения

атомов,

электроотрицательность

(ЭО)

как

мера

«неметалличности»,

ряд

ЭО.

Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия.

Физические

свойства

неметаллов.

Относительность

понятий

«металл»

и

«неметалл».

Водород.

Положение

водорода

в

Периодической

системе

химических

элементов

Д.

И.

Менделеева.

Строение

атома

и

молекулы.

Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение

молекулы.

Водородная

химическая

связь.

Физические

свойства

воды.

Аномалии

свойств

воды.

Гидрофильные

и

гидрофобные

вещества.

Химические

свойства

воды.

Круговорот

воды

в

природе.

Водоочистка.

Аэрация

воды.

Бытовые

фильтры.

Минеральные

воды.

Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика

галогенов.

Строение

атомов.

Простые

вещества

и

основные

соединения

галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде.

Применение

галогенов

и

их

соединений

в

народном

хозяйстве.

Сера.

Строение

атома,

аллотропия,

свойства

и

применение

ромбической

серы.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная

кислота

и

ее

соли,

их

применение

в

народном

хозяйстве.

Производство

серной

кислоты.

Азот.

Строение

атома

и

молекулы,

свойства

простого

вещества.

Аммиак,

строение,

свойства,

получение

и

применение.

Соли

аммония,

их

свойства

и

применение.

Оксиды

азота

(II)

и

(IV).

Азотная

кислота,

ее

свойства

и

применение.

Нитраты

и

нитриты,

проблема

их

содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор.

Строение

атома,

аллотропия,

свойства

белого

и

красного

фосфора,

их

применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная

кислота,

фосфаты.

Фосфорные

удобрения.

Углерод.

Строение

атома,

аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV),

их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в

природе

и

жизни

человека.

Кремний.

Строение

атома,

кристаллический

10

кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные

разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой

природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы

галогенов

простых

веществ.

Взаимодействие

галогенов

с

натрием,

с

алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие

серы

с

металлами,

водородом

и

кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение

углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида

углем.

Образцы

природных

соединений

хлора,

серы,

фосфора,

углерода,

кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов,

карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. Получение и распознавание водорода. Исследование

поверхностного

натяжения

воды.Растворение

перманганата

калия

или

медного купороса в воде. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. Ознакомление с составом

минеральной воды. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение

и распознавание кислорода. Горение серы на воздухе и в кислороде.Свойства

разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание

солей аммония. Свойства разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие

концентрированной азотной кислоты с медью. Горение фосфора на воздухе и

в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в кислород. Получение

угольной

кислоты

и

изучение

ее

свойств.

Переход

карбонатов

в

гидрокарбонаты. Разложение гидрокарбоната натрия. Получение кремневой

кислоты и изучение ее свойств.

Практическая

работа

№3 «Получение

соляной

кислоты

и

изучение

ее

свойств».

№4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

№5 «получение аммиака и изучение его свойств».

№6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание

карбонатов.

№7 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов

и изучение их свойств»

Глава 3 Органические вещества. (8ч)

Предмет

изучения

органической

химии.

Особенности

органических

веществ.

Основные

положения

теории

химического

строения

А.М.

Бутлерова.

Понятие

гомологического

ряда.

Свойства

алканов,

алкенов,

спиртов, карбоновых кислот, жиров, белков, углеводов, полимеров.

Практическая работа №8 «Идентификация органических веществ».

Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.(5ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.

Менделеева.

Физический

смысл

порядкового

номера

элемента,

номеров

периода

и

группы.

Закономерности

изменения

свойств

элементов

и

их

11

соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов

элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы

кристаллических

решеток.

Взаимосвязь

строения

и

свойств

веществ.

Классификация

химических

реакций

по

различным

признакам

(число

и

состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;

тепловой

эффект;

изменение

степеней

окисления

атомов;

использование

катализатора;

направление

протекания).

Скорость

химических

реакций

и

факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы

смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы

и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли.

4.Учебно- тематическое планирование

Наименование

главы

всего

теория

Лабораторные

и

практические

Контрольные

1.

В в е д е н и е .

Общая

характеристика

химических

э л е м е н т о в

и

химических

реакций.

10

8

1

1

2.Глава1.

Металлы

15

13

1

1

3.Глава2.

Неметаллы

15

13

1

1

4.Глава3

Органические

вещества.

8

7

1

5.Глава4.

Обобщение

з н а н и й

п о

химии

за

курс

основной

школы.

5

4

1

53

45

4

4

12

5.Поурочное тематическое планирование

Глава. Тема.

Кол-

во

часов

Введение. Общая характеристика химических

элементов и химических реакций(10ч)

1.

Характеристика элемента по его положению в

Периодической системе химических элементов Д. И.

Менделеева.

1

2.

Характеристика химического элемента по кислотно-

основным свойствам

1

3.

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

4.

Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева.

2

6.

Химическая организация природы

1

7.

Типы химических реакций

1

8.

Скорость химических реакций

1

9.

Решение уравнений

1

10.

Катализаторы и катализ

1

Глава 1. Металлы( 15 ч)

11.

Положение металлов в Периодической системе

Д.И.Менделеева

1

12.

Строение атома металла

1

13.

Сплавы

1

14.

Химические свойства металлов

1

15.

Получение металлов

1

16.

Коррозия металлов

1

17.

Щелочные металлы

1

18.

Бериллий. Магний. Щелочноземельные металлы

1

19.

Алюминий.

1

20.

Химические свойства алюминия

1

21.

Способы получения и применение алюминия

1

22.

Железо.

1

23.

Химические свойства и применение железа

1

24.

Практическая работа№1 Свойства металлов и их

соединений

1

25.

Контрольная работа №1

1

Глава 2. Неметаллы(15ч)

26

Неметаллы : атомы и простые вещества

1

27

Кислород, озон, воздух

1

28.

Водород

1

13

29.

Вода

1

30.

Галогены

1

31

Кислород

1

32.

Сера

1

33.

Серная кислота.

1

34.

Азот

1

35.

Соединения азота. Азотная кислота. Аммиак.

1

36.

Фосфор и его соединения

1

37.

Углерод

1

38.

Оксиды углерода

1

39.

Конрольная работа №2

1

40.

Практическая работа №2

1

Глава 3 Органическая химия (8ч)

41.

Предмет изучения органической химии

1

42.

Основные положения теории строения органических

соединений А.М.Бутлерова

1

43.

Свойства алканов.

1

44.

Свойства алкенов

1

45.

Спирты

1

46.

Карбоновые кислоты

1

47.

Практическая работа №3

1

48.

Контрольная работа №3

1

Глава 4 . Обобщение знаний по химии за курс

основной школы. (5ч)

49

Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева.

1

50.

Классификация химических реакций

1

51.

Окислительно- восстановительные реакции

1

52.

Неорганические вещества , их взаимодействие и

классификация.

1

53.

Итоговая контрольная работа

1

Итого:

53 ч

14



В раздел образования