Авторы: Осипова Анна Тимофеевна, Олесова Ольга Семеновна
Должность: преподаватели английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я)
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование языковой компетенции обучающихся в ГБПОУ РС(Я) "ЯСХТ"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование языковой компетенции обучающихся в ГБПОУ
РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Осипова Анна Тимофеевна, Олесова Ольга Семеновна,
преподаватели английского языка ГБПОУ РС(Я) «Якутский
сельскохозяйственный техникум».
Основная задача Якутского сельскохозяйственного техникума
подготовка конкурентноспособного специалиста, владеющего необходимыми
личностными и профессиональными компетенциями, способного реализовать
собственные потребности в профессиональной деятельности. Перед
преподавателями стоит проблема развития иноязычной профессиональной
языковой компетенции студентов. Понятие «языковая компетенция» в теории
обучения иностранным языкам, обозначает совокупность языковых знаний,
умений, навыков, овладение этих ЗУН позволяет осуществлять иноязычную
речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого
языка в сферах деятельности, а также способствуют развитию языковых
способностей студентов.
Языковая компетенция, это когда студент достигает определенного
уровня владения такими аспектами речи как орфография, фонетика,
грамматика и лексика и способен использовать языковые средства для
построения правильных высказываний как в устной, та и в письменной
форме.
Для формирования у студентов всех видов речевой деятельности:
лексико-грамматический, аудирование, говорение, чтение письмо на уроках
иностранного языка слушаем тексты разного формата: с общим пониманием,
с извлечением конкретной информации, с полным пониманием, работаем с
текстами профессиональной направленности по специальностям. Составляем
резюме, глоссарии, заполняем анкеты, пишем сочинения, готовимся к
собеседованию, реферируем тексты, проигрываем диалоги с учетом
профессиональных ситуаций, создаем лексические единицы по теме уроков,
переводим профессиональные тексты, выполняем грамматические, а также
коммуникативно-ориентированные упражнения.
Вот некоторые технологии обучения иностранному языку, которыми
пользуемся на своих уроках.
Reading
Circles- организация обсуждения, по принципу цепочки: читай
– думай - сопоставляй – спрашивай – сопоставляй, студент может продумать
вопросы для дискуссии, подготовить краткое содержание, отвечать на
ключевые слова, найти самые интересные эпизоды, найти общие черты и
различия двух культур, сравнить свой опыт с событиями из текста.
Инструкция предусмотренная для каждого задания, помогает его
выполнению, мотивирует студентов желания читать, дискутировать и
взаимодействовать.
Cross
over
group- вид групповой деятельности, при котором класс
делится на группы и обсуждает полученные знания. Через некоторое время
студент или два студента группы А переходит в группу В, а студент группы В
к группе С и тд., в итоге почти все студенты обмениваются идеями, а
преподаватель обобщает тему.
Синквейн- пятистрочие, изложение информации в кратких выражениях,
что позволяет описывать и рефлексировать по определенной теме.
- первая строка – одним словом обозначается тема (имя
существительное)
- вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные)
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы, причастия)
- четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение, к
теме (разные части речи)
- пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть
темы. Студенту дается пять минут , чтобы написать синквейн. В парной
работе из двух синквейнов, студентов составляют один общий. Здесь
студенты обычно дискутируют, учатся находить самые точные слова и кратко
передавать смысл всего текста. Прием синквейна подготавливает студентов к
краткому пересказу, учит формулировать идею.
Проблемно-поисковое чтение. Работа над программным текстом
делится на три этапа:
- дотекстовый;
- текстовый;
- послекстовый;
Внимание уделяется дотекстовому этапу, т.к. он приводит в действие
следующие этапы. На первом этапе можно подобрать иллюстрации, слайды,
чтоб студенты смогли спрогнозировать тему предстоящей работы. Например
иллюстрации связанные с работой автомеханика. Перечень вопросов логично
сужает тему обсуждения до профессии автомеханика. Это является
логическим переходом- мостиком к чтению текста. Если нет
полиграфического выделения, нужно подчеркнуть главные факты, смысловые
словосочетания, понимание которых и составляет смысл данного текста.
Студенты быстро и эффективно понимают суть прочитанного. На
послетекстовом этапе информация уточняется и расширяется за счет ряда
проблемно-поисковых заданий. Стоит отметить, что студенты с
удовольствием включаются в деятельность чтецов-исследователей по поиску
пропущенных фактов, заполняют проблемные таблицы решают кроссворды,
чайнворды по теме.
Brainstorming. Мозговая атака- это такой вид работы, который позволяет
создавать большое количество идей, ассоциаций, связей. Преподаватель дает
толчок к обдумыванию той или иной проблемы и высказыванию своих
мыслей. Все высказывания записываются на доске, затем делается
обобщение.
Guided
reading. Чтение при котором учитель направляет учеников на чтение
специальных отрывков из текстов с определенной целью, с определенными
задачами. Например найти примеры употребления грамматических явлений
или подтвердить какую-то мысль, или учитель дает предложения на русском
языке, а студенты должны найти их в тексте на английском языке.
Cluster. Кластер- графический прием систематизации материала в виде
«грозди».
Технология составления:
1.
Ключевое слово;
2.
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с
основным словом;
3.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает
дальнейшее ассоциации.
4.
Взаимосвязанное понятие соединяются линиями.
Возможности использования кластера:
При систематизации, повторение темы;
При работе с текстом;
При введении новой темы;
При повторении в начале урока;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле;
Чем шире используются педагогом разнообразные приемы и технологии, тем
лучше усваивается материал, способствуют формированию иноязычной
коммуникативной компетентности, которая направлена на практику общения,
повышают мотивацию и результативность обучения, развивают творческие
способности обучающихся, способствуют формированию и развитию
поликультурной языковой личности.
Как результат, получение более высокого уровня языковой компетенции
студентов для их дальнейшей профессиональной деятельности.