Напоминание

Социально-значимый проект для педагогов и обучающихся "Сила Слова: дорогами добра"


Автор: Сагдиева Ольга Николаевна
Должность: учитель ОРКСЭ,ЧТЕНИЯ
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШИ"
Населённый пункт: г, Чусовой
Наименование материала: проект
Тема: Социально-значимый проект для педагогов и обучающихся "Сила Слова: дорогами добра"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Социально-значимый проект

для педагогов и обучающихся

«Сила слова: Дорогами Добра.»

Автор проекта:

Сагдиева Ольга Николаевна,

учитель ОРКСЭ, чтения, первой

квалификационной категории, директор

МБОУ «С(К)ОШИ»

г.Чусовой

Актуальность:

Духовно-нравственное

воспитание

детей,

подростков

том

числе

с

умственной

отсталостью)

является

неоспоримой

и

важнейшей

целью

всякого

общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят

обществу такой урон, что большего вреда обществу нанести невозможно. У нашей

школы выстраивается стройная система по духовно –нравственному воспитанию.

Этот

опыт

дал

понимание

того,

что

Слово,

чистота

нашего

языка

оказывает

огромное влияние на нашу жизнь, формирует наши поступки. Проект серии «Сила

Слова» уже третий:

- 2017год- «Сила Слова»;

-2018год- «Сила Слова: Сказка ложь, да в ней намек»;

-2019год- «Сила Слова: Дорогами Добра».

В проекте «Сила Слова: Дорогами Добра» актуально воспитание духовного,

нравственного

человека,

способного

к

принятию

ответственных

решений,

к

проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Выстраивание

цепочки:

МЫСЛЬ

(нравственная)

----

СЛОВО

(чистое)

----

ПОСТУПОК (нравственный) – должна стать потребностью, доведенной до степени

«неосознанной» потребности Добра.

Научить ребенка на уровне его собственного внутреннего мира пресекать

плохое, злое, скверное, не иметь к подобному тяги и получать радость от осознания

того, что ты свободен от пакости ,и удивиться тому ,что тебя к ней не тянет.

Погружение в такую ситуацию, осознание её, даст ребенку возможность свободного

выбора, так как жизнь, к сожалению, часто дает другие примеры и погружения.

Получается односторонний тренажер( особенно если учитывать контингент наших

семей). Данный проект распространяет свое влияние и на педагогов, и на учащихся,

и на родителей.

Внутренний мир ребенка чище, чем взрослого. Поэтому педагог, дав толчек

для

«чистой

детской

волны»

через

рассуждения,

использование

прекрасного

могучего

русского

языка,

подключив

творчество

и

добрые

побуждения,

дела

(например, сделать приятное ближнему, вчем-то помочь и т. д.) научит ребенка

понимать Добро, сам приблизится к Добру, приблизит ребенка и родителей. Успех

начинается с малого, важно его все время подпитывать, подкреплять, развивать

особенно если все вышесказанное относится к умственно-отсталым детям, в силу

специфики нашей школы.

Цель:

Воспитание свободной личности в её духовно- нравственном понимании через

правильный выбор в пользу Добра посредством использования потенциала Слова,

речи, творчества, практического дела.

Задачи:

1. Развивать понятийный аппарат умственно-отсталого ребенка в духовно-

нравственном направлении.

2. Разбудить потребность у участников проекта в использовании в речи

«великого, могучего» русского языка.

3.

Сформировать системы внутренних моральных регуляторов поведения

посредством мысли, языка, творчества, поступка.

4. Научить делать взвешенный обдуманный поступок на основе золотого правила

этики: не поступай с другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой.

Время реализации: август 2019г.- июнь 2020г.

Методы реализации проекта:

непрерывность, преемственность – работы ведется ежедневно в урочное,

внеурочное, домашнее время всеми педагогами школы, родителями;

принцип

активного

обучения

и

воспитания

обучающиеся

являются

непосредственными участниками всех мероприятий;

последовательность и систематичность – это связь знаний, умений ,

навыков;

доступность – педагог является консультантом, проводником всех этапов

проекта;

прочность

знаний

знания

подкрепляются

практической,

поисковой,

исследовательской, творческой деятельностью;

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Управление проектом.

1.

Направление

проектирования

духовно-нравственное

воспитание,

исследовательская деятельность.

2.

Информация о руководителе проекта:

учитель

ОРКСЭ

(основы

православной

культуры),

чтения,

директор

МБОУ «С(К)ОШИ» – Сагдиева Ольга Николаевна.

3.

Участники проекта:

классные руководители;

учителя;

воспитатели;

педагоги;

родители.

4.

Целевая группа – обучающихся 5-9 классов.

5.

Руководитель проекта Сагдиева Ольга Николаевна – обеспечивает общий

контроль, мониторинг хода реализации проекта. Планирует деятельность

по

проекту,

координирует

работу,

взаимодействует

с

педагогами,

родителями, обучающимися.

6.

Педагоги

школы

помогают,

организовывают,

руководят

выполнением

заданий, деятельностью в проекте.

Направления реализации проекта

1.

Познавательное:

обогащение речи;

развитие грамотной, культурной речи;

пополнение словарного, понятийного запаса.

2.

Практическое: исследовательская

работа

в

изучении

значений

слов,

понимания

слов,

высказываний;

поиск

новых

значений

слов;

выражение

собственного мнения через устную и письменную речь; развитие понятийного

аппарата, умения анализировать.

3.

Воспитательное: работа над культурой речи, культурной традицией в русской

словесности;

воспитание

через

высказывания

о

духовных,

нравственных

традициях,

общечеловеческих

ценностях,

четкое

разграничение

понятий

и

явлений

Добра

и

зла,

осуществление

осознанного

выбора,

осознание

ответственности за совершенный выбор.

4.

Творческое: оформление коллажей, письменное оформление своего мнения

(мини-сочинения и т. д.), творческие работы, практические дела.

Этапы и сроки реализации проекта

I этап – подготовительный

Цель: изучение проблемы словесного и воспитательного характера в среде

обучающихся МБОУ «С(К)ОШИ» (5-9 классы).

Задачи:

наблюдение за речью и поведением обучающихся С(К)ОШИ;

собеседование с работниками школы;

собеседование с родителями;

изучение методической, педагогической литературы.

Итоги:

формулировка основных проблем, целей, задач проекта;

разработка содержания проекта.

II этап – практический

Цель:

реализация

целей

и

задач

через

организацию

исследовательской

деятельности в работе со «словом» через внутренние ощущения, убеждения, со

стремлением выразиться в соответствующих поступках.

Задачи:

реализовать

творческий,

интеллектуальный,

нравственный

потенциал

детей;

ориентировать обучающихся на интерес к осознанному чтению;

формировать потребность у детей к нравственному поведению;

развивать культуру речи у обучающихся;

воспитывать нравственные, духовные качества.

III этап – завершающий

Цель:обобщение

и

осмысление

опыта

в

последовательном

расширении

и

укреплении ценностно-смысловой сферы личности.

Задачи:

изучить мнение педагогов, обучающихся (удовлетворенность реализацией

проекта);

выставка сочинений- высказываний( какие мои мысли, слова, поступки…).

Ожидаемые результаты:

- умение делать осознанный выбор между Добром и злом;

пополнение словарного, понятийного запаса обучающихся;

повышение уровня культуры речь обучающихся;

снижение уровня неблагополучного поведения в среде обучающихся;

осознавать

и

получать

удовольствие

от

того,

что

делаешь

что-то

для

другого.

План реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Разработка плана по подготовке и

реализации проекта

август2019 г.

Сагдиева О.Н.

2.

П о д г о т о в к а ,

р а з р а б о т к а

содержания проекта

август- сентябрь

2019 г.

Сагдиева О.Н.

3.

Представление

проекта

на

МО

среднего звена

сентябрь 2019 г.

Сагдиева О.Н.

4.

Н а б л ю д е н и е

з а

р е ч ь ю ,

п о вед е н и е м

о бу ч а ю щ и хс я ;

собеседования

с

классными

руководителями,

педагогами,

родителями

октябрь 2019 г.

Сагдиева О.Н.,

классные

руководители

5.

Ко н сул ьт а ц и я

1

к л а с с н ы х

руководителей, воспитателей.

Начало акции «Детское письмо»

октябрь 2019 г.

Сагдиева О.Н.

6.

Оформление«дорог

Добра»

и

«камня-указателя»: «Доброта… в

словах…мыслях… поступках…».

При

оформлении

обучающиеся

выполняют

задание:

«Закончи

фразу»

ноябрь 2019 г.

Сагдиева О.Н.,

классные

руководители,

воспитатели

7.

Ко н сул ьт а ц и я

2

к л а с с н ы х

руководителей,

воспитателей:

«Первая дорога Добра: МЫСЛЬ».

Продолжение

акции

«Детское

письмо».

декабрь 2019 г.

Сагдиева О.Н.

8.

Чтение

и

обсуждение

рассказа

«Голос совести».

Игра «Поступок- проступок».

О ф о р м л е н и е

к о л л а ж е й

«Поступок», «Проступок».

декабрь 2019г.

Сагдиева О.Н.,

классные

руководители,

воспитатели

9.

Ко н сул ьт а ц и я

3

к л а с с н ы х

руководителей,

воспитателей,

январь 2020 г.

Сагдиева О.Н.

педагогов: «Вторая дорога Добра:

СЛОВО».

Классный час «Мудрые мысли и

слова».

Задание: составить свою мудрую

мысль,

оформить

на

школьную

выставку.

Продолжение

акции

«Детское

письмо»

10.

Ко н сул ьт а ц и я

4

к л а с с н ы х

руководителей,

воспитателей,

педагогов «Третья дорога Добра:

ПОСТУПОК». «Золотое правило

этики». Задание: написать мини-

сочинение.(о

мыслях,

словах,

поступках).

февраль 2020 г.

Сагдиева О.Н.

11.

П р а к т и к у м

с

с о ц и а л ь н ы м

педагогом

«Как

случайно

не

стать преступником».

Т р е н и н г

с

п с и х о л о г о м

«Позитивный настрой».

март 2020 г.

Сагдиева О.Н.,

социальный

педагог, психолог

12.

Игра-практикум

«позитивный

настрой».

апрель 2020 г.

Сагдиева О.Н.,

классные

руководители,

воспитатели,

педагоги

13.

Ко н сул ьт а ц и я

5

к л а с с н ы х

руководителей,

воспитателей,

педагогов

«Доброе

дело

для

ближнего».

Завершение

акции

«Детское

письмо».

апрель 2018 г.

Сагдиева О.Н.

14.

Акция «Цветы просто так».

Май-июнь 2020 г.

Сагдиева О.Н.,

классные

руководители,

воспитатели

15.

Подведение итогов:

анкетирование;

с о б е с е д о в а н и е

с

педагогами;

корректировка

п л а н о в

воспитательной работы

июнь 2018 г.

Сагдиева О.Н.

16.

О т ч е т

н а

с о в е щ а н и я х

о

результатах работы в проекте

июнь 2018 г.

Сагдиева О.Н.

План дальнейшего развития проекта

1.

Использование

опыта,

результатов

проекта

в

дельнейшей

учебно-

воспитательной деятельности.

2.

Размещение информации на сайте МБОУ «С(К)ОШИ».

3.

Информирование

родителей,

использование

опыта

проекта

в

организации

работы с родителями.

Приложение 1.

Консультации.

1.

Творческая работа: оформление объемного стенда- Дороги Добра и камень-

указатель на перекрестке.

Оформление надписей на камне- в виде задания «Окончи фразу»:

Дано начало фразы, отгадать окончание.

- Доброта в словах рождает…………………доверие.

-Доброта в мыслях улучшает……………….отношения.

-Доброта в поступках рождает……………...любовь.

Полные фразы разместить на камне.

Соответственно три дороги- три надписи, три направления в работе, то есть

фраза указывает вектор движения по дорогам Добра.

2.

«Первая дорога Добра». (МЫСЛЬ).

Чтение и обсуждение рассказа «Голос совести». При обсуждении вывести

вектор: мысли Лизы- действия- слова- мысли- действия- раскаяние- прощение.

Как Лиза делала выбор между добром и злом? Кто помогал? Предложить

обучающимся домыслить рассказ. Что было дальше? Какие мысли родились в

голове? О чем заставляет задуматься рассказ?

Проработать основные понятия: совесть, раскаяние, прощение, стыд,

бесстыдство: значение , кто испытывает, когда испытывает, знакомы ли вы с

данным понятием.

Провести игру «Поступок- проступок»:

Перемешать карточки со словами (например, улыбка, обида, счастье,

жестокость, помощь, безразличие, правда, ложь, тьма, крик, вежливость,

щедрость, уважение, предательство, любовь, ненависть ,гордость, обман,

гордыня, стыд. бесстыдство и т. д.). Дети самостоятельно распределяют слова

в две колонки: первая- поступок, вторая- проступок. Разобрать, почему

распределили именно так.

Задание: Сделать коллажи.1)Поступок (разобрать значение).

2)Проступок (разобрать значение) .

3.

«Вторая дорога Добра». (СЛОВО).

-Что такое мудрая мысль?

-Какую мысль называют мудрой?

-Разобрать высказывания- мудрые мысли (вчем заключается мудрость, чему

учат.

« Можешь помочь человеку- помоги, не можешь помочь- помолись, не умеешь

молиться- подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что

светлые мысли- это тоже сила. (восточная мудрость).

«Если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков.

(Конфуций).

« Мыслить- значит говорить с самим собой».

( И. Кант).

«…Думайте о человеке только хорошо: добрые помыслы – великая сила».

( Старец Паисий Святогорец).

«Каким мыслям мы придаемся-такая у нас и жизнь».

(Старец Фаддей Витовицкий).

« Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела:

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше вернется тепла».

(О. Хайям).

Задание: придумать собственную мудрую мысль. Оформить её для школьной

выставки. Обратить внимание на связь мыслей и слов: как мысли

преображаются в слова.

4.

« Третья дорога Добра» ( ПОСТУПОК).

Проанализировать : Не поступай с другим так, как бы ты не хотел, чтобы

поступали с тобой.

Использовать социальные ролики. (« Притча о Добре», мини- фильм- притча

особый момент «Спешите делать добрые дела».) Привести примеры из

собственной жизни.

Задание: написать мини- сочинение:

-Какие вы, мои мысли?

-Какие вы, мои слова?

-Какие вы, мои поступки?

Сделать выставку сочинений в классе. Можно лучшие работы на школьную

выставку.

5.

Обсуждение в классе, какое и для кого доброе дело будем делать; вместе или

индивидуально и т. д. Предложить варианты, например, посадить цветы у

школы или в городском парке, приготовить своими руками подарок для кого-то

и т.д.

Приложение 2.

Акция «Детское письмо».

1.

Детское письмо предполагается писать в течение учебного года. С помощью

педагога дети решают кому и о чем они будут писать. Письмо пишется по

частям( одна мысль- один раз).Определить мысль, которую ребенок хочет

донести до адресата. В конце года –вручение писем. Рефлексия.

Акция «Цветы просто так».

2.

Вместе с родителями и обучающимися обсудить посадку рассады для

озеленения ( чего, тоже продумать):

- школы,

- парка,

- соседнего двора и т.д.

Выращивать рассаду и дома , и в школе, в мае подарить

- школе,

- парку,

- соседнему двору и т.д.

Главное от чистого сердца, с радостью. К данному мероприятию привлечь

родителей.

Приложение 3.

Игра-практикум «Позитивный настрой».

Игру проводит педагог- психолог.

-Если поссорились---------------как помириться?

-Если обидел(а)-------------------как исправить?

- Если не знаешь------------------как спросить?

-Если самому обидно-----------как быть?

-Если не согласен----------------как сказать?

-Если все раздражает-----------что делать?

-Если тебя ударили--------------как ответить?

-Если ты ударил-----------------что предпринять?



В раздел образования