Авторы: Бобер Екатерина Александровна, Лемешкина Ольга Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка, преподаватель инфрматики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, колледж
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ
ГУМАНИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бобер Екатерина Александровна, к.п.н.,
преподаватель иностранного языка ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России,
колледж, г. Омск
Лемешкина Ольга Михайловна, преподаватель информатики ФГБОУ ВО
ОмГМУ Минздрава России,
колледж, г. Омск
Модернизация отечественной системы здравоохранения актуализирует
проблему модернизации системы непрерывного медицинского образования и, в
частности, среднего профессионального образования в области медицины. В
соответствии
с
этим,
важным
направлением
инновационного
развития
современного
медицинского
колледжа
должна
стать
гуманизация
среднего
профессионального
медицинского
образования,
ориентирующая
будущих
специалистов
на
общечеловеческие
гуманистические
ценности
и
проблемы
конкретного человека в системе медицинской помощи.
Исторически сложившаяся традиция обновления профессиональной
подготовки специалистов медицинского профиля ориентирует инновационные
процессы
главным
образом
на
содержание
образования,
характер
которого
должен с максимальной оперативностью отражать соответствующий уровень
развития медико-биологических наук. В меньшей степени изменения в системе
медицинского образования затрагивают образовательные технологии и методы
обучения.
Вместе с тем, несмотря на исключительную важность того, что изучают
студенты медицинских колледжей, что им преподают и как, содержание и
технологии образования – всего лишь часть многофункциональной и сложной
по структуре системы среднего профессионального образования, влияющей на
качество
подготовки
специалистов
и
эффективность
их
профессиональной
деятельности.
Для
того
чтобы
выпускники
средних
профессиональных
образовательных
учреждений
быстро
и
успешно
адаптировались
к
своей
профессиональной
деятельности,
медицинское
образование
должно
быть
максимально
адаптировано
к
существующей
системе
здравоохранения,
процессам ее реформирования и тенденциям ее развития.
Образование
должно
обеспечивать
условия
не
только
для
профессионального,
но
и
личностного
развития
специалиста.
В
Государственном
образовательном
стандарте
среднего
профессионального
образования
отражен
эталон
личности
будущего
специалиста,
который
включает
в
с ебя
чувство
собственного
до стоинства,
в ы с о ку ю
гражданственность,
толерантность,
ориентацию
на
социальное
и
профессиональное
самоопределение
и
самореализацию,
способность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Процесс гуманизации образования является в этой парадигме основным
стратегическим
направлением
деятельности
среднего
профессионального
образования,
поэтому
использование
термина
«гуманизация»
в
российских
документах об образовании: Законе Российской Федерации «Об образовании»,
«Концепции
непрерывного
образования»,
«Положениях
о
средней
общеобразовательной
школе
и
концепции
общего
среднего
образования,
«Концепции
реформирования
системы
образования»
и
др.
является
неслучайным. Это закономерный процесс.
Мы считаем, что гуманизация процесса образования и воспитания
является главным и системообразующим компонентом, поскольку именно «идея
гуманизации
предполагает
осуще ствление
принципиально
иной
направленности
образования,
связанной
не
с
подготовкой
«обезличенных»
квалифицированных
кадров,
а
с
общим
духовно
–
нравственным
и
профессиональным развитием личности. Гуманистическая направленность
образования меняет привычные представления о его цели, как формирований
систематических знаний умений и навыков. Именно такое понимание цели
образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявлялась в
длительном господстве «знаниевой» парадигмы образования».
В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего
профессионального
образования
отражен
эталон
личности
будущего
специалиста,
который
включает
в
себя
чувство
собственного
достоинства,
высокую
гражданственность,
толерантность,
ориентацию
на
социальное
и
профессиональное
самоопределение
и
самореализацию,
способность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время необходимы специалисты, имеющие широкую
общенаучную
подготовку.
Они
должны
понимать
содержание
смежных
профессий,
уметь
вести
глубокие
теоретические
и
экспериментальные
исследования в своей области, обладать навыками поисковой работы и, что
особенно
важно
для
специалистов
в
области
медицины,
должны
обладать
такими
качествами,
как
доброжелательность,
тактичность,
терпимость,
сострадание, чуткость [2].
В современной педагогической и методической литературе довольно
часто встречается понятие гуманизации образования и воспитания. Рассмотрим
это понятие более подробно.
Понятие
гуманизации
происходит
от
термина
гуманизм,
от
лат.
«humanus»
-
«человечный»,
гуманитаризация
же,
от
лат.
«humanitass»
,
«человеческая природа, духовная культура». В философском словаре гуманизм
определяется как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и
прав
человека,
его
ценность
как
личности,
заботу
о
благе
людей,
их
всестороннем
развитии,
о
создании
благоприятных
для
человека
условий
общественной жизни [3].
Гуманизм – исторически сменяющаяся система воззрений, признающая
ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и
проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки
деятельности
социальных
институтов,
принцип
равенства,
справедливости,
человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Особое
значение
гуманизация
образования
имеет
для
студентов,
получающих квалификацию в области профессий группы «человек – человек»,
к которой относится и профессия медицинского работника.
Так,
например,
Л.В.
Музалевская
пишет:
«Репутация
людей
в
белых
халатах неуклонно падает. Тысячелетняя традиция нерушимого доверия между
пациентом и медицинским работником уступает место новому виду отношений:
на
место
исцеления
приходит
сумма
манипуляций,
менеджмент
вытесняет
заботу о больном; искусство выслушивать пациента заменяется медицинскими
технологиями» [5].
Именно поэтому реалии современной жизни настоятельно диктуют
необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности.
Главной целью гуманизации среднего профессионального медицинского
образования является обеспечение направленности образовательного процесса
на
формирование
личности
специалиста
гуманистической
ориентации,
на
становление
его
профессиональных
ценностных
ориентаций,
для
которого
характерно мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах
его жизни и неповторимости, способность применять гуманитарные методы
исследования в решении профессиональных задач.
Важная роль в решении задач гуманизации образовательного процесса
отводится гуманитарным дисциплинам. В связи с этим немаловажное значение
приобретает методика преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском
колледже, где гуманитарные науки значительно отличаются от профильных
предметов.
Общей
целью
преподавания
гуманитарных
дисциплин
в
СПО
является
формирование
необходимого
комплекса
знаний
по
проблемам
развития человека, его взаимоотношения с социальной и природной средой,
подготовка к будущей профессии. Гуманитарные дисциплины должны помочь
будущим
специалистам
познать
общество
на
разных
этапах
его
истории,
осмыслить феномен культуры, смысл своего существования, другого человека.
Приобщение студентов к ценностям и создание комфортных условий
для всестороннего, гармонического развития личности являются актуальными
задачами такой гуманитарной дисциплины, как «Иностранный язык».
Иностранный
язык
обладает
огромным
гуманистическим,
т.е.
личностноразвивающим
потенциалом.
По
мнению
основоположника
развивающего
обучения
И.Г.
Песталоцци,
конечная
цель
любого
научного
предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую
природу, развивая ее в максимально высокой степени. «Не развитие науки, а
развитие человеческой природы через науку является “священной задачей”.
Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с
научными
предметами,
а
научные
предметы
–
с
человеческой
природой».
Необходимо
создавать
условия
для
полноценного
проявления
и
развития
лично стных
функций
субъектов
учебного
проце сс а,
у с л о в и й ,
благоприятствующих
развитию
и
совершенствованию
личности
студента,
способного
осознанно
и
мотивированно
учиться,
приобретая
знания
и
личностные качества для всей последующей деятельности.
Учебный материал дисциплины
«Иностранный
язык»
позволяет
акцентировать внимание на вопросах актуальных для будущих фельдшеров и
медицинских сестёр:
личность медицинского работника;
ценность здоровья;
оказание психологической поддержки пациенту во время заболевания;
внимательное и чуткое отношение к пациентам;
индивидуальный
подход
к
каждому
пациенту
с
учётом
его
личностных особенностей и обстоятельств;
ценность жизни любого человека.
На занятиях по иностранному языку студентам предлагается изучить
ситуацию,
выявить
проблему
и
наметить
пути
её
решения.
Учебная
деятельность организуется таким образом, чтобы стимулировать студентов на
обмен
мнениями
и
личным
жизненным
опытом.
Студенты
получают
необходимые речевые ресурсы для осуществления вербального взаимодействия
и выполнения учебных заданий.
На основе учебного материала моделируются воспитательные ситуации,
которые позволяют студентам найти верную модель поведения и высказать
свою
точку
зрения
на
ту
или
иную
жизненную
проблему.
Одним
из
воспитательных средств является наследие человеческой мысли: пословицы,
поговорки, афоризмы, которые представляют общечеловеческие нормы бытия,
заключают в себе возможность познать жизнь и дают стимул к размышлениям.
Изучение нравственных истин позволяют высветить жизненно важные
проблемы
для
становления
личности
будущих
медицинских
работников.
В
дальнейшем эти истины могут стать руководством к действию и подсказать
правильное решение какой-либо сложной профессиональной или жизненной
ситуации.
С целью формирования профессиональных ценностных ориентаций
применяются
активные
методы
обучения:
коммуникативный,
игровой,
групповой, проблемный, проектный, а также ролевые игры.
При
коммуникативном
методе
обучение
иностранному
языку
происходит через общение. Это означает практическую ориентацию заданий.
Каждый учащийся осознает, что может дать лично ему практическое владение
языком.
Коммуникативное
обучение
осуществляется
на
основе
ситуаций
и
проблем общения, в ходе которых студенты моделируют реальную деятельность
человека.
На
занятиях
по
иностранному
языку
используются
речевые
упражнения, которые лежат в основе данного метода. При выполнении таких
упражнений студенты решают речемыслительные задачи. Они используются
при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования
каких-то событий. Участие в таких ситуациях способствует формированию
умений
выбирать
целевые
и
смысловые
установки
для
своих
действий
и
поступков, принимать решения.
Применение
игровых
методов
и
ролевых
игр
на
занятиях
по
иностранному
языку
стимулирует
формирование
творческой
личности,
проявляющей инициативу в своём виде деятельности и занимающей активную
социальную позицию.
При
изучении
иностранного
языка
большое
внимание
уделяется
групповым формам обучения, позволяющие вовлекать студентов в активную
совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и
собственные действия.
Метод
проектной
методики
эффективен
для
развития
активного
самостоятельного
мышления.
Работа
над
проектами
даёт
студентам
возможность для самовыражения и проявления своих творческих способностей.
Под руководством преподавателей они разрабатывают творческие проекты по
таким актуальным темам, как «В здоровом теле – здоровый дух», «Экология
окружающей среды», «Профилактика курения», «Моя семья – моё богатство»,
«Роль
врача
в
жизни
общества»,
«Моя
будущая
профессия»,
«Борьба
с
наркотиками» и т.д. Данный вид работы позволяет студентам применить свои
знания в реальных жизненных ситуациях, увидеть и понять окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознать свою роль и предназначение.
Учебный процесс на занятиях по иностранному языку организуется с
учётом
необходимости
формирования
личности,
способной
в
дальнейшем
реализовывать
идеи
здорового
образа
жизни
на
практике
и
нести
ответственность за своё здоровье и здоровье других людей. Особенное значение
этот
фактор
приобретает
в
процессе
воспитания
будущего
медицинского
работника.
Внеаудиторная
работа
на
иностранном
языке
расширяет
знания
студентов об особенностях социального и речевого поведения носителей языка:
их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны, и
способность пользоваться такими знаниями в процессе общения. У студентов
формируется уважение к другим народам, толерантность к иному образу жизни;
совершенствуется
способность
учащихся
созидать;
развивается
креативное
мышление, лидерские качества и способность работать в команде. Формируется
личность, обладающая общекультурными компетенциями.
В
условиях
неопределённости
духовно-нравственных
ориентиров
молодёжи, потери интереса к знаниям, ослабления общественной активности
необходимо использовать богатый потенциал всех гуманитарных дисциплин, в
том
числе
и
дисциплины
«Иностранный
язык»,
для
формирования
профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа.
Именно гуманитарная составляющая среднего профессионального образования
способна направить процесс формирования личности студента медицинского
колледжа по пути поиска истинных ценностей жизни и профессиональной
деятельности. В связи с этим, гуманитарные науки являются неисчерпаемым
источником
освоения
студентами
медицинского
колледжа
нравственных
и
жизненных ценностей.
Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех
лечения,
является
взаимодействие
между
медицинским
работником
и
пациентом,
развитие
речевой
деятельности,
осуществленное
в
процессе
языковой подготовки, является очень важным.
Все
изложенное
выше
дает
основание
говорить,
что
гуманитарная
подготовка
выявляет
личностный
смысл
будущей
профессиональной
деятельности,
позволяет
преодолеть
узость,
однобокость
мышления
специалистов, приобщает к миру общей культуры, к гуманистическому стилю
общения и взаимодействия.
Библиографический список
1.
Шкиндер В.И. Проблемы гуманизации высшего профессионального
медицинского образования: теоретико-методологический аспект : сб.
науч. тр. – Екатеринбург, 2002. – №2. – С. 115–125.
2.
Решетникова
Е.В.
Роль
«помогающих
профессий»
в
процессе
социализации гуманизма// Мат. ежегодн. науч.–пр. конф., посвященной 5-
летию образования факультета социальных наук ИрГУ. – Иркутск, 2003. –
С.56.
3.
Философский словарь/ Под.ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. –
720 с.
4.
Денисов, И. Н. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы,
перспективы / И. Н. Денисов. – М. : Издательство ММСИ, 1998. – 112 с.
5.
Музалевская, Л. В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках
реформы
сестринского
оразования
/
Л.
В.
Музалевская
/ /
Методологическое обеспечение современных философских проблем : сб.
науч. тр. – Иркутск, 2006. – № 5. – С. 213–226.
6.
Медицинское образование XXI века., Витебск,2000.
7.
Ценностный
мир
современного
студенчества
(социальный
портрет
явления) / А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич. - М., 2002.
8.