Автор: Ручкина Анна Михайловна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Московская область г. Шатура
Наименование материала: Адаптированная программа
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения на дому по внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
в 9 классе
для Островского Арсения.
Составитель: учитель индивидуального обучения
Новикова В.В.
г. Шатура 2019 г.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» в 9
классе составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умеренной,
тяжёлой
и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
нарушениями развития МБОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ» Шатурского
муниципального района Московской области; программы образования учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н.
Яковлевой,
и определяет необходимый
уровень знаний, умений и навыков
школьников. Данная программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуа льными
нарушениями)».
Цели и задачи предмета
Ц Е Л Ь Ю занятий
является
адаптация
ребенка
с
интеллектуальными
нарушениями
к
новым
условиям
при
помощи
вовлечения
его
в
игровую
театральную
деятельность, развитие
всех
компонентов
речи,
включая
артикуляционно-произносительную
сторону,
словарный
запас,
всестороннее
развитие личности ребёнка.
Задачи:
Образовательные задачи:
актуализация
у
обучающейся
потребности
в
эмоциональном
общении
посредством сказки;
формирование
умения
узнавать
предметы
по
словесному
описанию
без
опоры на зрительное восприятие;
развитие
пространственной
ориентировки
с
опорой
на
зрительное
восприятие предметов;
формирование умения выделять предметы в группу (сказку), опираясь на
зрительный образ;
формирование
умения
понимать
эмоциональные
состояния
сказочных
персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на
конкретные образы;
формировать коммуникативные навыки;
развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;
восполнение пробелов предшествующего развития;
формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
способствовать
овладению
доступными
средствами
коммуникации
и
общения – вербальными и невербальными.
Воспитательные задачи:
воспитывать усидчивость на занятиях;
стимулировать проявления самостоятельности;
способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
способствовать воспитанию коммуникабельности.
формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических
занятий;
формировать умение контролировать свои эмоции.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать у ребенка навыки общения (доступными способами) в различных
жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими
людьми;
развивать
адекватную
оценочную
деятельность,
направленную
на
анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей;
развивать
навыки
самоконтроля
в
отношении
проявления
своего
эмоционального состояния в ходе общения;
развивать память;
развивать мыслительные операции сравнения, классификации и т.д.
2.
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности
При
разработке
программы
учитывались
особенности
развития
обучающейся
с
тяжёлой
умственной
отсталостью.
Чем
раньше
начинается
коррекционная работа, тем эффективнее ее результат.
Внеурочные
занятия
предполагают
комплекс
мер,
воздействующих
на
личность в целом, совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию
индивидуальных недостатков развития.
На занятиях «В гостях у сказки» обучающаяся овладевает первоначальными
знаниями, умениями, навыками. Специально организованные занятия позволяют
развить мышление, память, восприятие, другие познавательные процессы до более
высокого уровня. Это положительно сказывается на личностные интересы ребенка,
мотивации
учения,
взаимоотношениях,
поведении
в
обществе.
Восполнение
пробелов
предшествующего
развития
и
дальнейшее
накопление
знаний
и
представлений
об
окружающей
действительности
происходит
в
процессе
непосредственных наблюдений природы, предметов и явлений, дидактических игр,
тренировочных и обучающих упражнений.
Основные принципы
Каждый
ребенок
имеет
право
на
обучение. Принцип
педагогического
оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с
учетом
потенциальных
возможностей
ребенка,
настраиваясь
на
положительный результат.
Принцип
коррекционно-компенсирующей
направленности
образования
предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за
счет перестройки сохранившихся.
Принцип
социально-адаптирующей
направленности
о б р а з о в а н и я
заключается
в
следующем:
основной
целью
специального
образования
служит
социализация
личности
с
отклонениями
в
развитии,
а
также
обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
Принцип
индивидуального
подхода.
Э тот
п р и н ц и п
п о з в ол я е т
в
коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной
категории
нарушений,
но
и
индивидуальные
особенности
обучаемого
ребенка.
Принцип
систематичности
и
последовательности
предполагает,
что
последующий изучаемый материал опирается на предыдущий.
Принцип
необходимости
специального
педагогического
руководства.
Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие
ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог,
имеющий
представление
об
особенностях
развития
такого
ребенка
и
владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.
Ведущая роль в обучении принадлежит учителю. В процессе занятий
осуществляется
индивидуальный
подход.
Учитель
в
своей
работе
руководствуется
программой. Для обучения создаются такие условия, которые
дают
возможность
ребенку
работать
в
доступном
темпе,
проявляя
возможную
самостоятельность.
Учитель
подбирает
материал
по
объему
и
компонует
по
степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
На занятиях по внеурочной деятельности используются:
1.
Виды подготовки – теоретическая, психологическая, индивидуальная.
2.
На
уроках
используются
следующие методы
обучения
(по
характеру
познавательной деятельности):
Объяснительно-иллюстративный
метод,
метод
при
котором
учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
При
проведении
уроков
используются
различные
методы
организации
и
образовательного процесса:
Словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа). Живое слово
учителя
развивает
мышление
и
речь
обучающихся,
является
основной
формой общения учителя с учениками.
Работа с учебником, книгой. Этот метод является одним из действенных в
овладении обучающимися учебным материалом.
Наглядные методы способствуют развитию у обучающихся элементарных
представлений, обогащает и систематизирует опыт ребенка, учит наблюдать,
сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.
Для развития познавательных интересов необходимо:
не
допускать
учебных
перегрузок,
переутомления
и
низкой
плотности
режима
работы,
использовать
содержание
обучения
как
источник
стимуляции познавательных интересов;
стимулировать
интересы
многообразием
приемов
занимательности
(иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам деятельности и учебной работы;
избегать
в
стиле
преподавания
будничности,
монотонности,
отрыва
от
личного опыта ребенка.
3.
Виды и формы организации учебного процесса:
Индивидуальная работа;
Работа в паре с учителем.
4.
Основные методы обучения:
Наблюдение;
Беседа;
Объяснение;
Повторение;
Сравнение;
Совместная практическая деятельность учащегося и учителя;
Дидактические игры.
5.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированные,
Деятельностный подход,
Информационно-коммуникативные,
Здоровьесберегающие,
Игровые и др.
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В
9
классе
программа
внеурочной
деятельности «В
гостях
у
сказки»
рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов в год.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от
изменения годового календарного учебного графика.
4.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Работать по предложенному учителем плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
Слушать и понимать речь других.
Личностные результаты:
Социально-эмоциональное
участие
в
процессе
общения
и
совместной
деятельности;
Оценивать поступки
людей,
жизненные
ситуации
с
точки
зрения
общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
Формирование установки на умение проявлять адекватные эмоциональные
реакции.
5.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1.
Народные сказки. Бытовые сказки (6 часа):
Сказка «Репка».
Раздел 2.
Народные сказки. Сказки о животных (6 часа):
Сказка
«Маша и медведь».
Раздел 3.
Народные сказки. Волшебные сказки (5 часа):
Сказка «Колобок».
6.
Тематическое планирование (9 часов)
№
Название темы
Кол-во
часов
1.
Народные сказки. Бытовые сказки
6
2.
Народные сказки. Сказки о животных (3 часа):
6
3.
Народные сказки. Волшебные сказки (3 часа):
5
Итого
17
7.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «В мире сказки»
включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы);
демонстрационный материал в соответствии с темами занятий.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Программа
обучения
учащихся
с
умеренной
и
тяжелой
умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.
Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Учебно-методические материалы:
1.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и
педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров
В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
2.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и
набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2008.
3.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие
занятия
родителей
с
детьми
раннего
возраста.
Г.Ю.
Одинокова.
–
М./
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
4.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней
умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения.
С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
5.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное
пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова
И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль:
«Академия развития», 1998.
6.
Стребелева
Е.А.
Формирование
мышления
у
детей
с
отклонениями
в
развитии:
Кн.
Для
педагога
–
дефектолога.
–
М.:
Гуманит.
Изд.
Центр
ВЛАДОС, 2001.
7.
Янушко,Елена.
Помоги
малышу
заговорить!
Развитие
речи
детей
1,5-3
лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Приложение к рабочей программе «В гостях у сказки»
Календарно – тематическое планирование «В гостях у сказки»
в 9 классе на 2019-2020 учебный год
Кол-во часов в неделю –0,5 час, всего –17 часов в год
Учитель: Новикова В.В.
№
Тема
Дата
Формируемое
представление
Материалы и
оборудование
Содержание, виды
деятельности
Коррекционная работа
План.
Факт.
Народные сказки. Бытовые сказки – 6 часа
1.
Сказка «Репка».
Знакомство с
персонажами сказки
«Репка».
4/09
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Иллюстрации.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
2.
Сказка «Репка».
Слушание
(узнавание героев).
Характеристики героев
(величина, основные
части, форма, цвет).
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях, рассказывать
сказку с использованием
картинок.
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
3.
Сказка «Репка».
Закрепление.
Закрепление
полученных знаний.
Кукольный театр.
Иллюстрации.
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Прорабатывание сказочной
ситуации с позиции того,
как сказочный урок будет
нами использован в
реальной жизни, в каких
конкретно ситуациях.
Развитие речи с
помощью
альтернативной
коммуникации,
зрительной памяти,
внимания.
4
Сказка «Гуси-
лебеди».
Знакомство с
персонажами сказки
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
передвижения.
5
Сказка «Гуси-
лебеди». Слушание
(узнавание героев).
Характеристики героев
(величина, основные
части, форма, цвет).
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях, рассказывать
сказку с использованием
картинок.
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
6
Сказка «Гуси-
лебеди». Слушание
(узнавание героев).
Закрепление
полученных знаний.
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев
Развитие речи с
помощью
альтернативной
коммуникации,
зрительной памяти,
внимания.
Народные сказки. Сказки о животных
– 6 часов
7
Сказка «Маша и
медведь»
Знакомство с
персонажами сказки
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Кукольный театр.
Иллюстрации.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях.
Зрительно-слуховое и
эстетическое
восприятие, внимание,
память
8
Сказка «Маша и
медведь»
Знакомство с
персонажами сказки
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях.
Развитие речи с
помощью
альтернативной
коммуникации,
зрительной памяти,
внимания.
передвижения.
9.
Сказка «Маша и
медведь»
Закрепление.
Закрепление
полученных знаний.
Иллюстрации к
сказке. Видео –
просмотр сказки
Чтение сказки, закрепления
материала
Зрительно-слуховое и
эстетическое
восприятие, внимание,
память
10
Сказка
«Рукавичка»
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях.
Развитие речи с
помощью
альтернативной
коммуникации,
зрительной памяти,
внимания.
11
Сказка
«Рукавичка»
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Слушать сказку, отвечать на
вопросы по содержанию (с
помощью картинок),
выделять главных героев на
иллюстрациях.
Развитие речи с
помощью
альтернативной
коммуникации,
зрительной памяти,
внимания.
12
Сказка
«Рукавичка»
Закрепление
полученных знаний.
Иллюстрации
сказок.
Презентация.
Чтение сказки, закрепления
материала
Зрительно-слуховое и
эстетическое
восприятие, внимание,
память
Народные сказки. Волшебные сказки
– 5 часа
13
Сказка «Колобок».
Знакомство с
персонажами
сказки.
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
Сказочные
персонажи, наборы
мелких сюжетных
игрушек.
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик персонажей
сказки, величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
звукоподражание, форму
передвижения.
передвижения.
14
Сказка «Колобок».
Знакомство с
персонажами
сказки.
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Иллюстрации.
Характеристики героев
(величина, основные части,
форма, цвет).
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
15
Сказка « Колобок».
Закрепление.
Закрепление
полученных знаний.
Настольный театр.
Инсценировка
Прорабатывание сказочной
ситуации с позиции того,
как сказочный урок будет
нами использован в
реальной жизни.
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
16
Сказка «Курочка
Ряба» Знакомство с
персонажами
сказки.
Формирование навыка
обращать внимание на
внешний облик
персонажей сказки,
величину, окраску
(цвет), форму,
звукоподражание, форму
передвижения.
Настольный театр.
Инсценировка
Характеристики героев
(величина, основные части,
форма, цвет).
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память
17
Сказка «Курочка
Ряба» Закрепление.
Закрепление
полученных знаний.
Настольный театр.
Инсценировка
Прорабатывание сказочной
ситуации с позиции того,
как сказочный урок будет
нами использован в
реальной жизни.
Зрительно-слуховое
восприятие,
эмоциональная сфера,
память