Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка


Автор: Исмаилова Айшат Мустафаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Краснодарский край , ст. Ильинская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках

английского языка»

Одной из важных проблем иноязычного обучения - это низкий уровень развития

коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных

знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной

ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие

современное образование. Основное назначение иностранного языка состоит в

формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности

осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

На мой взгляд, основными причинами низкой коммуникативной компетенции учащихся

в иноязычном обучении являются:

-низкая мотивация учащихся к изучению иностранного языка. (Нельзя ребёнка

научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и

эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания. Передо мной, как

учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так,

чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации –

это залог успеха в познании.)

- традиционная методика преподавания, стандартные формы организации учебных

занятий и отсутствие творческого подхода.

Естественно, иноязычное обучение будет проходить намного эффективнее, если учитель

использует технологию проблемного обучения, дифференцированного подхода,

применяет современные технические средства.

деятельности я использую следующие современные образовательные технологии и их

элементы: монолог, диалог, ролевые игры, различные формы драматизации, игровая

деятельность, дифференцированный подход, проблемные ситуации, активизация речевой

деятельности учащихся.

Речевая деятельность- явление сложное. Выделяются два основных вида деятельности:

продуктивный ( говорение и письмо) и рецептивный ( аудирование и чтение). Ни один из

указанных видов речевой деятельности не существует изолированно.

Учащиеся с удовольствием готовят монологи на такие темы как « Мой питомец», «Моя

семья», « Наша школа». Изучая тему «Продукты», учащиеся учатся вести беседу с

продавцом в английском магазине. А при изучении темы «Дом» учатся описывать как свои

дома, так и дома героев сказок, при этом дети сами могут выбрать, что они будут

описывать.

Я часто применяю на уроках игровые технологии. В игре все равны. Она посильна

даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность,

мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается

на результатах обучения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным

было ранее.

Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают

оттенок

эмоциональности

их

речи,

активизируют

слова,

выполняют

развивающую

функцию.

Наши

любимые игры: «Какое слово звучит», «Угадай предмет», «Исправь ошибку»,

«Слово- плюс».

Речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока,

активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в

создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена

возможность

варьировать

ситуации

от

класса

к

классу,

для

разных

учащихся

в

зависимости

от

их

интересов

и

уровня

обученности,

тем

самым

формируя

их

коммуникативную компетенцию.

Таким образом, речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций.

Ролевые игры можно проводить как контролируемые (на основе текста), так и свободные,

когда озвучивается только её тема. Для робких и застенчивых сначала подбираются роли

«второго

плана»,

постепенно

готовя

их

к

ролевому

общению.

Школьники

наглядно

убеждаются

в

том,

что

язык

средство

общения.

Предлагая

ситуации

общения,

необходимо

также учитывать языковую подготовку учащихся (дифференцированный

подход).

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в

классе

благоприятный

психологический

климат.

У

ребят

возникает

чувство

удовлетворения

после

каждого

верно

выполненного

задания.

Успех,

испытанный

в

результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной

активности.

У

учеников,

появляется

уверенность

в

своих

силах.

Я

часто

использую

карточки, с дифференцированным подходом, так как в каждом классе есть дети, которые

немного опережают

своими знаниями и дети, неуспевающие осознать, осмыслить и

применить свое умение.

Знаменитый ученый, великий педагог Я. А. Каменский утверждал, что «Каждый язык

лучше изучать не путем правил, а на практике, т.е. как можно чаще слушая, читая,

перечитывая, переписывая, стараясь подражать письменно и устно». Постоянная речевая

практика стимулирует речь учеников, заставляет их говорить о реальных фактах,

использовать изучаемый язык с целью общения.



В раздел образования