Автор: Исмаилова Айшат Мустафаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Краснодарский край , ст. Ильинская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках
английского языка»
Одной из важных проблем иноязычного обучения - это низкий уровень развития
коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие
современное образование. Основное назначение иностранного языка состоит в
формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
На мой взгляд, основными причинами низкой коммуникативной компетенции учащихся
в иноязычном обучении являются:
-низкая мотивация учащихся к изучению иностранного языка. (Нельзя ребёнка
научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и
эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания. Передо мной, как
учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так,
чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации –
это залог успеха в познании.)
- традиционная методика преподавания, стандартные формы организации учебных
занятий и отсутствие творческого подхода.
Естественно, иноязычное обучение будет проходить намного эффективнее, если учитель
использует технологию проблемного обучения, дифференцированного подхода,
применяет современные технические средства.
деятельности я использую следующие современные образовательные технологии и их
элементы: монолог, диалог, ролевые игры, различные формы драматизации, игровая
деятельность, дифференцированный подход, проблемные ситуации, активизация речевой
деятельности учащихся.
Речевая деятельность- явление сложное. Выделяются два основных вида деятельности:
продуктивный ( говорение и письмо) и рецептивный ( аудирование и чтение). Ни один из
указанных видов речевой деятельности не существует изолированно.
Учащиеся с удовольствием готовят монологи на такие темы как « Мой питомец», «Моя
семья», « Наша школа». Изучая тему «Продукты», учащиеся учатся вести беседу с
продавцом в английском магазине. А при изучении темы «Дом» учатся описывать как свои
дома, так и дома героев сказок, при этом дети сами могут выбрать, что они будут
описывать.
Я часто применяю на уроках игровые технологии. В игре все равны. Она посильна
даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность,
мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается
на результатах обучения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным
было ранее.
Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают
оттенок
эмоциональности
их
речи,
активизируют
слова,
выполняют
развивающую
функцию.
Наши
любимые игры: «Какое слово звучит», «Угадай предмет», «Исправь ошибку»,
«Слово- плюс».
Речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока,
активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в
создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена
возможность
варьировать
ситуации
от
класса
к
классу,
для
разных
учащихся
в
зависимости
от
их
интересов
и
уровня
обученности,
тем
самым
формируя
их
коммуникативную компетенцию.
Таким образом, речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций.
Ролевые игры можно проводить как контролируемые (на основе текста), так и свободные,
когда озвучивается только её тема. Для робких и застенчивых сначала подбираются роли
«второго
плана»,
постепенно
готовя
их
к
ролевому
общению.
Школьники
наглядно
убеждаются
в
том,
что
язык
–
средство
общения.
Предлагая
ситуации
общения,
необходимо
также учитывать языковую подготовку учащихся (дифференцированный
подход).
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в
классе
благоприятный
психологический
климат.
У
ребят
возникает
чувство
удовлетворения
после
каждого
верно
выполненного
задания.
Успех,
испытанный
в
результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной
активности.
У
учеников,
появляется
уверенность
в
своих
силах.
Я
часто
использую
карточки, с дифференцированным подходом, так как в каждом классе есть дети, которые
немного опережают
своими знаниями и дети, неуспевающие осознать, осмыслить и
применить свое умение.
Знаменитый ученый, великий педагог Я. А. Каменский утверждал, что «Каждый язык
лучше изучать не путем правил, а на практике, т.е. как можно чаще слушая, читая,
перечитывая, переписывая, стараясь подражать письменно и устно». Постоянная речевая
практика стимулирует речь учеников, заставляет их говорить о реальных фактах,
использовать изучаемый язык с целью общения.