Автор: Куксова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель ОБЖ и БЖД
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль волонтерского движения в воспитании студентов в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему
« Роль волонтёрского движения в воспитании студентов в системе среднего
профессионального образования" автор Куксова И.В.
В
Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025г. в качестве
приоритетной
выдвинута
задача
воспитания
гражданина:
“Система
образования
призвана
обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального
государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,
традициям и культуре других народов...”
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании
является формирование гражданского патриотизма и культуры межнациональных отношений,
которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности
студента.
Только
на
основе
возвышенных
чувств
патриотизма
и
национальных
святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и
независимость,
сохранение
материальных
и
духовных
ценностей
общества,
развивается
достоинство личности. Новое время требует от образовательных организаций содержания, форм и
методов
гражданско-патриотического
воспитания,
адекватных
современным
социально-
педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-
патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и
сознательное участие в ней, развитие самоуправления и волонтёрства можно достигнуть успехов в
этом направлении.
В основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание
чувств,
источником
которых
является
пережитая
эмоция.
Поэтому
фактором
развития
патриотических
чувств
должна
стать
целенаправленно
созданная
ситуация,
когда
подросток
переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив или группу; за совместный
успех
и
достижения
других
членов
коллектива,
горожан,
россиян.
Вопросам
воспитания
патриотизма,
особенно
среди
молодежи
в
последние
годы
уделяется
большое
внимание.
На
сегодняшний день существует множество организационных форм воспитания патриотизма: это и
патриотические клубы, и кружки патриотической направленности и т.д. Воспитать патриотизм
можно и через систему общественных мероприятий, посредством конкретных действий. Одной из
форм
воспитания
на
сегодняшний
день
может
стать
волонтерство,
или
добровольчество.
Волонтерство (добровольчество) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы
взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского
участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на
денежное
вознаграждение.
Участие
обучающихся
в
социально
значимой
неоплачиваемой
деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за
благополучие
общества
в
целом,
не
дает
развиваться
инфантильным
и
иждивенческим
настроениям.
Добровольчество
способствует
формированию
у
волонтеров
таких
качеств,
как
милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему, любовь и ответственность за
учебное учреждение, город, страну в целом. Немаловажным результатом участия в волонтёрстве
становится понимание возможности и способности изменить что-то в обществе, в окружающем
мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным
образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного
места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется
успешность
человека
как
личности.
Характерная
особенность
участия
студентов
в
добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку и
радость молодого человека после проведённого мероприятия , одобрение и благодарность людей
и
т.д.
Добровольческая
деятельность
формирует
у
обучающихся
привычку,
потребность
в
деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь,
такая потребность в будущем станет ориентировать нашего сегодняшнего студента на достижение
поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.
В нашем Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина», только первый год, начал свою
работу волонтёрский отряд "Будь здоров!"( руководитель отряда
преподаватель ОБЖ и БЖД
Куксова И.В.). Волонтёры активно работают в направлении « равный поможет равному», проводят
беседы, диспуты на тему здоровый образ жизни со своими сверстниками на базе образовательных
площадок
г.Санкт-Петербурга.
Они
помогают
пропагандировать
ЗОЖ
среди
сверстников-
подростков, втянуть их в волонтерскую деятельность и отказаться от вредных привычек, тем
самым расставив свои приоритеты в сторону здоровья ,сделать правильный выбор. Ведь очень
часто подростки подражают друг другу, утверждаются через активные позиции и здесь им дается
возможность утвердиться и показать свою значимость в реализации общих задач страны, показать
пример ровесникам , что модно и красиво не иметь вредных привычек, быть спортивными и
здоровыми , уметь свободно общаться с большой аудиторией, хорошо учиться, пользоваться
авторитетом у учителей. Ребята сами снимают и монтируют видеоролики ,ищут недостающую
информацию.
В
дальнейшем
волонтёрами
отряда
"Будь
здоров!"
планируется
охватить
все
образовательные
учреждения
г.Санкт-Петербурга
и
установить
с
ними
социальное
сотрудничество, организовывать и привлекать большинство учащихся нашего образовательного
учреждения к участию в ежегодных акциях «Дыши легко и откажись от курения», «Стоп-ВИЧ»,
«День здоровья»,
и др. Беседуя с волонтёрами понимаешь, как меняются они, встречаясь со
своими ровесниками, как рады поделиться своими знаниями и стать для них примером здорового
образа жизни и добровольчества.
Участие в волонтёрском движении и организации добровольческих акций развивает у
волонтёров необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение
привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать обучающихся колледжа, организовать себя,
учит коммуникабельности, общению, навыкам лидера и оратора. В процессе добровольческой
деятельности
обучающиеся
пополняют
профессиональный
опыт,
расширяют
свой
кругозор,
повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Волонтёрская
деятельность
способствует
изменению
мировоззрения
молодых
людей,
формированию
ценностей
патриотизма,
активной
гражданской
позиции.
Обучающиеся
приобретают и развивают новые практические навыки и умения, удовлетворяют потребность в
общении и самоуважении, получая благодарность за свой труд. Добровольческая деятельность
помогает самосовершенствоваться и развивать в себе самые лучшие личностные качества: в том
числе и чувство гордости за свою Родину и свой народ!