Напоминание

Всероссийский конкурс "Лучшая визитная карточка учителя"


Автор: Масленников Вадим Николаевич
Должность: преподаватель ОБЖ и БЖД
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Краснокамск, Пермский край
Наименование материала: Система работы по военно- патриотическому воспитанию обучаемых ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»(из опыта работы преподавателя ОБЖ В.Н.Масленникова)
Тема: Всероссийский конкурс "Лучшая визитная карточка учителя"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Система работы по военно- патриотическому воспитанию обучаемых ГБПОУ

«Краснокамский политехнический техникум»(из опыта работы преподавателя

ОБЖ В.Н.Масленникова)

Работу выполнил:

Вадим Николаевич Масленников,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»

Краснокамск, 2019

1

Структура проведения «Мастер-класса»:

1.

Цель мастер-класса:

1.Ознакомление слушателей с авторской системой военно- патриотического

воспитания студентов ГБПОУ»Краснокамский политехнический техникум»

2. Воспитание чувства патриотизма и формирование у молодёжи верности Родине,

готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите.

Кому адресован мастер-класс (слушателям курсов).

Возраст обучающихся: студенты 1-3 курсов техникума(16-20лет)

Презентация

педагогического

опыта

педагога-мастера.

Обоснование

основных идей педагогической технологии, применяемой преподавателем.

Гражданско–патриотическое

воспитание

целенаправленная

деятельность,

призванная формировать у молодежи ценностные ориентации, нормы поведения

гражданина

и

патриота

России.

Патриотизм

не

дается

сразу,

он

формируется

постепенно, по мере развития и становления человека, как личности. Одним из

важнейших инструментов формирования патриотизма, как нравственной категории ,

является

воспитание. Поэтому

считаю

необходимой

организацию

системной

целенаправленной работы в данном направлении.

Составной частью гражданско – патриотического воспитания является военно –

патриотическое воспитание, основными задачами которого являются:

– формирование готовности и способности молодежи к военной службе,

– воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии,

– сознательного

отношения

к

выполнению

конституционного

долга

по

защите

Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.

Военно-патриотическое воспитание реализуется в ГБПОУ» Краснокамский

политехнический техникум» в комплексе форм:

1.Формы патриотического воспитания. Урочная деятельность.

2. Военно-прикладная направленность. Внеурочная деятельность.

3.Оборонно-спортивная направленность.

Указанные разнообразные формы патриотического воспитания позволяют выявить

особенности

формирования

патриотических

чувств

и

сознания

у

юношества;

возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать

социально-активную личность.

Приоритетными

задачами

военно-прикладной

направленности

военно-

патриотического

воспитания

являются:

выработка

морально-

психологических

качеств, присущих защитнику Родины, формирования чувства гордости за службу в

2

вооруженных силах Российской Федерации, профессиональное самоопределение

студентов.

Оборонно-спортивная

направленность

обеспечивает

связь

нравственного,

гражданского и физического воспитания студентов.

В работе по военно – патриотическому воспитанию я использую такие

образовательные технологии, как:

– проектно – исследовательская деятельность,

– коллективно – творческие дела,

– проблемно – диалогического общения,

– диалогового взаимодействия,

– педагогика сотрудничества,

– информационно – коммуникационные технологии.

Эти педагогические технологии я реализую через системно – деятельный

подход в воспитании, обозначенный в ФГОС третьего поколения, который

предполагает использовать в образовательном процессе активных форм

деятельности студентов .В рамках военно – патриотического воспитания я

использую следующие виды практико – ориентированных проектов:

– участие в городских, краевых мероприятиях Пермского края по военно-

патриотическому воспитанию» Служу России!», « Отчизны верные сыны!»

– уроки мужества;

– организация проведения пяти дневных учебных сборов допризывной молодежи

техникума.

Ведущие педагогические идеи.

1.Идея последовательного воспитания.

Я постепенно веду студентов по пути осознания значимости человека в обществе,

государстве, понимание того, что достоинство гражданина определяется силою его

пат риотизма.

Ре ализация

идеи

о суще ствляет ся

чере з

с л ед у ю щ и е

основополагающие блоки:

- Патриотическое сознание;

- Патриотические чувства;

- Патриотические отношения;

- Патриотическая деятельность.

2.

Идея разностороннего обучения. Гибкая система урочной деятельности

предполагает

разработку

и

включение

разнообразных

форм

обучения,

направленных на разностороннее восприятие студентов понятия

«патриотизм».

- Чувство любви к своему народу;

3

- Любовь к своей Родине;

- Верность воинскому долгу;

- Беззаветная служба Родине;

Выше сказазанное позволяет мне затронуть сокровенные чувства в сердцах

студентов , высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к

святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество, малая Родина.

Новизна опыта.

Несформированность

у

юношества

качеств

патриотизма,

пробная

реализация

государственной программы патриотического

воспитания требует осмысленного

подхода

в

применении

различных

форм

и

методов

воспитательной

работы,

использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли учебных

занятий ОБЖ в образовательном процессе.

Программа курса ОБЖ построена таким образом, что я

имею возможность

разносторонне осуществлять военно- патриотическое воспитание на 1,2,3 курсах,

в

который

включен

раздел

«Основы

военной

службы».

В

соответствии

с

вышеуказанным,

новизна

данного

опыта

заключается

в

создании

системы

урочной деятельности системы воспитательной работы для студентов 1-3 курсов,

позволяющую формировать личность гражданина - патриота во всех аспектах

понятия «Патриотизм»(см. прил.1).

Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.

Актуальность проблемы патриотизма в современном обществе определяется

следующими основными причинами:

- расширением неблагоприятной среды социального пространства(расслоение

российского общества по

доходам), оказывающей негативное воздействие на

сознание и чувства граждан (студентов);

- обострением общественных противоречий в обществе;

- активная пропаганда « ценностей» западной морали через Интернет ;

-

необходимость

поиска

новых

форм

и

методов

работы

по

военно-

патриотическому воспитанию студентов.

1.4.Описание

системы

уроков

(занятий)

в

режиме

эффективной

педагогической технологии, представляемой педагогом.

Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию студентов

является формирование у них морально-психологических качеств и специальных

прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых

понятием «патриот».

В программе первого курса предусмотрен раздел «Основы военной службы»,

в процессе изучения которого подростки знакомятся с историей создания

Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными

4

задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной

безопасности, с составом и предназначением других войск.

Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах БЖД на

третьем курсе : «Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника

Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы», «Дружба и воинское

товарищество – основы боевой готовности частей и соединений»,

«Государственные символы Российской Федерации», « Боевое знамя воинской

части – символ воинской чести, доблести и славы», « Ордена – почётные награды

за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».

1

В курсе дисциплины БЖД 3 курса содержится раздел «Основы воинской

обязанности и обороны государства», где даются понятия о воинской

обязанности, военной Присяге, происходит знакомство с правовыми основами

прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и

законодательством РФ в области обороны.

В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я

уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому,

традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. На

уроки приглашаются воины-афганцы, участники чеченской компании,

оживающие на территории нашего поселка. В разделе «Основы военной

службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется ,

прежде всего в верности воинскому Долгу, в беззаветной службе Родине, в

готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы,

целостность и независимость.

Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком

спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации

образовательной деятельности.

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

Рассказ педагога о проекте занятия.

Определение

основных

приемов

и

методов

работы,

которые

будут

демонстрироваться.

Краткая характеристика результативности используемой технологии.

Вопросы педагогу по изложенному проекту.

План работы

п.п.

Этап работы

Форма реализации

Технологии

1

.

Актуализация.

Постановка проблем

Предст авление

с и с т е м ы

гражданско-патриотического

Постановка

проблемного вопроса

5

воспитания

студентов

ГБПОУ

«Краснокамский

политехнический техникум»

2

.

Разминка.

(активизация

мыслительной

деятельности

обучающихся)

Игровая форма. Деление на

микрогруппы.

Игровая

деятельность

3

.

Демонстрация

основных методов и

приемов

инновационного

опыта в аспекте

гражданско-

патриотического

воспитания.

Задания:

1.Поисковая

деятельность по

определению

смыслового значения

слов

2. Создание

проблемной ситуации

для определения

«истоки патриотизма»

3. Создание

визуального ряда

понятий, используя

однокоренные слова с

корнем «род».

4.

Структурирование

авторской системы

военно-

патриотического

Организация

мыслительной

деятельности.

Мультимедийная

презентация

инновационного

опыта

Организация

п о и с к о в о й

и

мыслительно-

аналитической

деятельности

6

воспитания студентов

ГБПОУ»Краснокамски

й политехнический

техникум» .

4

.

Обмен

идеями

и

л и ч н ы м

о п ы т о м

проведения

мастер-

класса

гражданско-

патриотического

воспитания.

Дискуссия

Групповая работа с

последующим

п р ед с т а вле н и е м

и

обсуждением

полученных

результатов

5

.

Рефлексия

результативности

м а с т е р - к л а с с а

в

с о о т в е т с т в и и

с

заявленной тематикой

С о з д а н и е

м о д е л и ,

соответствующей

удовлетворенности

результатами своей работы на

мастер-классе.

Обмен мнениями

Ожидаемые результаты мастер класса: преподаватели СПО, принявшие в

участие в данном мастер- классе, ознакомятся с авторской системой организации

предметной деятельности

по организации военно-патриотического воспитания в

техникуме.

Требования к организации мастер-класса

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор и экран)

Время проведения мастер класса: 20 мин.

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией

приемов эффективной работы с обучающимися (прил.2, презентация Мастер-

класса.)

4. Моделирование

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока

(занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Создание

собственной модели формирования гражданина – патриота.

Слушателям

предстоит

проанализировать

объект

моделирования

и

сформулировать свои модели .

Форма представления модели: словесно-описательная.

5. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и

слушателей.

7

Саморефлексия работы в группах

Над чем работали?

Как спланировали работу?

Уложились во времени или нет?

Что нового узнали?

Чему научились?

Определение эффективности проведенного занятия с использованием

цветных звёздочек.

Заключительное слово педагога-мастера по всем предложениям.

1.Нормативно- правовые документы

1."Конституция

Российской

Федерации"

(принята

всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,

от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

«О воинской обязанности и военной службе».

4.Федеральный закон от 19.05.1995

N 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об

увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945

годов"

5.Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г.

N 1666 "О

Стратегии

государственной

национальной

политики

Российской

Федерации

на

период до 2025 года".

6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014

2403-р

«Об

утверждении

Основ

государственной

молодежной

политики

Российской Федерации на период до 2025 года».

Список использованной литературы

1.Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания

несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы

военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2014. - 186 с.

2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как

средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. -

192 с.

3.Добролюбов Н. А. Вопросы, заданные жизнью. М.: Советская Россия, 1986. С.

352.

4.

Иконникова

С.Н.,

Лисовский

В.Т.

Некоторые

проблемы

воспитания

студенческой молодежи // Молодежь и образование. - М., 2012, с 152.

8

5. Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель.-

1997.- №3-4 - С.18-23.

6. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. С. 373.

7.

Патриотическое

воспитание:

система

работы,

планирование,

конспекты

уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель,

2006. - 169 с.

8. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Россию. М.: Советская Россия,

1983. С. 240.

9.

Сборник

нормативных

правовых

документов

и

материалов

по

патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе /

сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. - М.: Мнемозина,

2000. - 192 с.

10. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007.

С. 37-43.

11. Сухомлинский В. А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1969. С. 270.

12. Харламов И. Ф., Горленко В. П. Воспитание патриотизма и культуры

межнациональных отношений // Педагогика. М., 1997. С. 341-352.

13.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической

антропологии: в 10 т. Т. 810. М., 1955.

9



В раздел образования