Автор: Масленников Вадим Николаевич
Должность: преподаватель ОБЖ и БЖД
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Краснокамск, Пермский край
Наименование материала: Система работы по военно- патриотическому воспитанию обучаемых ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»(из опыта работы преподавателя ОБЖ В.Н.Масленникова)
Тема: Всероссийский конкурс "Лучшая визитная карточка учителя"
Раздел: среднее профессиональное
Система работы по военно- патриотическому воспитанию обучаемых ГБПОУ
«Краснокамский политехнический техникум»(из опыта работы преподавателя
ОБЖ В.Н.Масленникова)
Работу выполнил:
Вадим Николаевич Масленников,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Краснокамск, 2019
1
Структура проведения «Мастер-класса»:
1.
Цель мастер-класса:
1.Ознакомление слушателей с авторской системой военно- патриотического
воспитания студентов ГБПОУ»Краснокамский политехнический техникум»
2. Воспитание чувства патриотизма и формирование у молодёжи верности Родине,
готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите.
Кому адресован мастер-класс (слушателям курсов).
Возраст обучающихся: студенты 1-3 курсов техникума(16-20лет)
Презентация
педагогического
опыта
педагога-мастера.
Обоснование
основных идей педагогической технологии, применяемой преподавателем.
Гражданско–патриотическое
воспитание
–
целенаправленная
деятельность,
призванная формировать у молодежи ценностные ориентации, нормы поведения
гражданина
и
патриота
России.
Патриотизм
не
дается
сразу,
он
формируется
постепенно, по мере развития и становления человека, как личности. Одним из
важнейших инструментов формирования патриотизма, как нравственной категории ,
является
воспитание. Поэтому
считаю
необходимой
организацию
системной
целенаправленной работы в данном направлении.
Составной частью гражданско – патриотического воспитания является военно –
патриотическое воспитание, основными задачами которого являются:
– формирование готовности и способности молодежи к военной службе,
– воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии,
– сознательного
отношения
к
выполнению
конституционного
долга
по
защите
Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.
Военно-патриотическое воспитание реализуется в ГБПОУ» Краснокамский
политехнический техникум» в комплексе форм:
1.Формы патриотического воспитания. Урочная деятельность.
2. Военно-прикладная направленность. Внеурочная деятельность.
3.Оборонно-спортивная направленность.
Указанные разнообразные формы патриотического воспитания позволяют выявить
особенности
формирования
патриотических
чувств
и
сознания
у
юношества;
возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать
социально-активную личность.
Приоритетными
задачами
военно-прикладной
направленности
военно-
патриотического
воспитания
являются:
выработка
морально-
психологических
качеств, присущих защитнику Родины, формирования чувства гордости за службу в
2
вооруженных силах Российской Федерации, профессиональное самоопределение
студентов.
Оборонно-спортивная
направленность
обеспечивает
связь
нравственного,
гражданского и физического воспитания студентов.
В работе по военно – патриотическому воспитанию я использую такие
образовательные технологии, как:
– проектно – исследовательская деятельность,
– коллективно – творческие дела,
– проблемно – диалогического общения,
– диалогового взаимодействия,
– педагогика сотрудничества,
– информационно – коммуникационные технологии.
Эти педагогические технологии я реализую через системно – деятельный
подход в воспитании, обозначенный в ФГОС третьего поколения, который
предполагает использовать в образовательном процессе активных форм
деятельности студентов .В рамках военно – патриотического воспитания я
использую следующие виды практико – ориентированных проектов:
– участие в городских, краевых мероприятиях Пермского края по военно-
патриотическому воспитанию» Служу России!», « Отчизны верные сыны!»
– уроки мужества;
– организация проведения пяти дневных учебных сборов допризывной молодежи
техникума.
Ведущие педагогические идеи.
1.Идея последовательного воспитания.
Я постепенно веду студентов по пути осознания значимости человека в обществе,
государстве, понимание того, что достоинство гражданина определяется силою его
пат риотизма.
Ре ализация
идеи
о суще ствляет ся
чере з
с л ед у ю щ и е
основополагающие блоки:
- Патриотическое сознание;
- Патриотические чувства;
- Патриотические отношения;
- Патриотическая деятельность.
2.
Идея разностороннего обучения. Гибкая система урочной деятельности
предполагает
разработку
и
включение
разнообразных
форм
обучения,
направленных на разностороннее восприятие студентов понятия
«патриотизм».
- Чувство любви к своему народу;
3
- Любовь к своей Родине;
- Верность воинскому долгу;
- Беззаветная служба Родине;
Выше сказазанное позволяет мне затронуть сокровенные чувства в сердцах
студентов , высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к
святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество, малая Родина.
Новизна опыта.
Несформированность
у
юношества
качеств
патриотизма,
пробная
реализация
государственной программы патриотического
воспитания требует осмысленного
подхода
в
применении
различных
форм
и
методов
воспитательной
работы,
использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли учебных
занятий ОБЖ в образовательном процессе.
Программа курса ОБЖ построена таким образом, что я
имею возможность
разносторонне осуществлять военно- патриотическое воспитание на 1,2,3 курсах,
в
который
включен
раздел
«Основы
военной
службы».
В
соответствии
с
вышеуказанным,
новизна
данного
опыта
заключается
в
создании
системы
урочной деятельности системы воспитательной работы для студентов 1-3 курсов,
позволяющую формировать личность гражданина - патриота во всех аспектах
понятия «Патриотизм»(см. прил.1).
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
Актуальность проблемы патриотизма в современном обществе определяется
следующими основными причинами:
- расширением неблагоприятной среды социального пространства(расслоение
российского общества по
доходам), оказывающей негативное воздействие на
сознание и чувства граждан (студентов);
- обострением общественных противоречий в обществе;
- активная пропаганда « ценностей» западной морали через Интернет ;
-
необходимость
поиска
новых
форм
и
методов
работы
по
военно-
патриотическому воспитанию студентов.
1.4.Описание
системы
уроков
(занятий)
в
режиме
эффективной
педагогической технологии, представляемой педагогом.
Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию студентов
является формирование у них морально-психологических качеств и специальных
прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых
понятием «патриот».
В программе первого курса предусмотрен раздел «Основы военной службы»,
в процессе изучения которого подростки знакомятся с историей создания
Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными
4
задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной
безопасности, с составом и предназначением других войск.
Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах БЖД на
третьем курсе : «Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника
Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы», «Дружба и воинское
товарищество – основы боевой готовности частей и соединений»,
«Государственные символы Российской Федерации», « Боевое знамя воинской
части – символ воинской чести, доблести и славы», « Ордена – почётные награды
за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».
1
В курсе дисциплины БЖД 3 курса содержится раздел «Основы воинской
обязанности и обороны государства», где даются понятия о воинской
обязанности, военной Присяге, происходит знакомство с правовыми основами
прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и
законодательством РФ в области обороны.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я
уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому,
традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. На
уроки приглашаются воины-афганцы, участники чеченской компании,
оживающие на территории нашего поселка. В разделе «Основы военной
службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется ,
прежде всего в верности воинскому Долгу, в беззаветной службе Родине, в
готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы,
целостность и независимость.
Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком
спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации
образовательной деятельности.
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Рассказ педагога о проекте занятия.
Определение
основных
приемов
и
методов
работы,
которые
будут
демонстрироваться.
Краткая характеристика результативности используемой технологии.
Вопросы педагогу по изложенному проекту.
План работы
№
п.п.
Этап работы
Форма реализации
Технологии
1
.
Актуализация.
Постановка проблем
Предст авление
с и с т е м ы
гражданско-патриотического
Постановка
проблемного вопроса
5
воспитания
студентов
ГБПОУ
«Краснокамский
политехнический техникум»
2
.
Разминка.
(активизация
мыслительной
деятельности
обучающихся)
Игровая форма. Деление на
микрогруппы.
Игровая
деятельность
3
.
Демонстрация
основных методов и
приемов
инновационного
опыта в аспекте
гражданско-
патриотического
воспитания.
Задания:
1.Поисковая
деятельность по
определению
смыслового значения
слов
2. Создание
проблемной ситуации
для определения
«истоки патриотизма»
3. Создание
визуального ряда
понятий, используя
однокоренные слова с
корнем «род».
4.
Структурирование
авторской системы
военно-
патриотического
Организация
мыслительной
деятельности.
Мультимедийная
презентация
инновационного
опыта
Организация
п о и с к о в о й
и
мыслительно-
аналитической
деятельности
6
воспитания студентов
ГБПОУ»Краснокамски
й политехнический
техникум» .
4
.
Обмен
идеями
и
л и ч н ы м
о п ы т о м
проведения
мастер-
класса
гражданско-
патриотического
воспитания.
Дискуссия
Групповая работа с
последующим
п р ед с т а вле н и е м
и
обсуждением
полученных
результатов
5
.
Рефлексия
результативности
м а с т е р - к л а с с а
в
с о о т в е т с т в и и
с
заявленной тематикой
С о з д а н и е
м о д е л и ,
соответствующей
удовлетворенности
результатами своей работы на
мастер-классе.
Обмен мнениями
Ожидаемые результаты мастер класса: преподаватели СПО, принявшие в
участие в данном мастер- классе, ознакомятся с авторской системой организации
предметной деятельности
по организации военно-патриотического воспитания в
техникуме.
Требования к организации мастер-класса
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор и экран)
Время проведения мастер класса: 20 мин.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией
приемов эффективной работы с обучающимися (прил.2, презентация Мастер-
класса.)
4. Моделирование
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока
(занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Создание
собственной модели формирования гражданина – патриота.
Слушателям
предстоит
проанализировать
объект
моделирования
и
сформулировать свои модели .
Форма представления модели: словесно-описательная.
5. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и
слушателей.
7
Саморефлексия работы в группах
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали?
Чему научились?
Определение эффективности проведенного занятия с использованием
цветных звёздочек.
Заключительное слово педагога-мастера по всем предложениям.
1.Нормативно- правовые документы
1."Конституция
Российской
Федерации"
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
3.Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
«О воинской обязанности и военной службе».
4.Федеральный закон от 19.05.1995
N 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об
увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов"
5.Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г.
N 1666 "О
Стратегии
государственной
национальной
политики
Российской
Федерации
на
период до 2025 года".
6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014
№
2403-р
«Об
утверждении
Основ
государственной
молодежной
политики
Российской Федерации на период до 2025 года».
Список использованной литературы
1.Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы
военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2014. - 186 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как
средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. -
192 с.
3.Добролюбов Н. А. Вопросы, заданные жизнью. М.: Советская Россия, 1986. С.
352.
4.
Иконникова
С.Н.,
Лисовский
В.Т.
Некоторые
проблемы
воспитания
студенческой молодежи // Молодежь и образование. - М., 2012, с 152.
8
5. Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель.-
1997.- №3-4 - С.18-23.
6. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. С. 373.
7.
Патриотическое
воспитание:
система
работы,
планирование,
конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель,
2006. - 169 с.
8. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Россию. М.: Советская Россия,
1983. С. 240.
9.
Сборник
нормативных
правовых
документов
и
материалов
по
патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе /
сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. - М.: Мнемозина,
2000. - 192 с.
10. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007.
С. 37-43.
11. Сухомлинский В. А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1969. С. 270.
12. Харламов И. Ф., Горленко В. П. Воспитание патриотизма и культуры
межнациональных отношений // Педагогика. М., 1997. С. 341-352.
13.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической
антропологии: в 10 т. Т. 810. М., 1955.
9