Автор: Хатаженкова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Торопец
Наименование материала: Методическая разработка урока по дисциплине "История"
Тема: «По страницам истории»
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОРОПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Областной конкурс педагогического мастерства
«Преподаватель года – 2019»
государственных образовательных учреждений
среднего профессионального образования
Тверской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«История»
Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Автор-разработчик: преподаватель Хатаженкова Ю.В.
Торопец
2019
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением преподавателей
общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от ______________ г.
Председатель МО____ Иванова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
________/Гнутова Н.И./
«___»___________20___г
Пояснительная записка
Методическая
разработка
урока
по
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«История»
разработана
в
соответствии
с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего общего образования
по
специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
В методической разработке представлена интеллектуальная игра по истории, которая проводится на первом курсе, как обобщающий
урок по учебной дисциплине. Данная форма занятия используется как эффективное средство воспитания познавательных интересов и
активизации деятельности обучающихся; тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует
умственную
деятельность
учащихся,
развивает
внимание
и
познавательный
интерес
к
предмету;
это
один
из
приёмов
преодоления
пассивности обучающихся; в составе команды каждый обучающийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в
лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование
способствует усилению работоспособности всех обучающихся.
Данная методическая разработка может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими
образовательную программу среднего общего образования.
Технологическая карта урока №58
по дисциплине «История»
Тема урока: «По страницам истории»
Форма урока: интеллектуальная игра
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Группа 12.18. Л
Учебно-воспитательные цели урока:
Дидактическая – способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в форме
различных заданий; актуализировать знания обучающихся по истории России;
Развивающая - способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, способствовать развитию интереса к истории
России, создать условия для проявления исторических знаний обучающихся; развивать умения работать в группах, развитие умения
анализировать, навыки самостоятельного мышления, создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся в
игровых ситуациях, способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. развивать
чувство коллективизма
Воспитывающая - воспитывать внимательность, творческую активность, самостоятельность, формирование уважения к историческому
прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за историю России формировать культуру выступления,
слушания, воспитывать личностные качества: стремление к победе, умение достойно проигрывать, формирование чувства ответственности
за результаты команды
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, работа в группах, выступления обучающихся
Информационно-методическое обеспечение: карточки-задания
Оборудование: проектор, ноутбук, экран
Подготовка к игре: Участники заранее разделяются на 2-3 команды по 6 – 7 человек. Выбираются 2-3 эксперта(в зависимости от количества
команд), задача которых заполнять бланк полученных баллов каждой командой.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: закрепят, углубят, расширят знания по истории России, используют и оперируют имеющимися историческими
понятиями, продемонстрируют интеллектуальный потенциал, логическое мышление;
Метапредметные УУД: взаимодействуют в микрогруппах, участвуют в обсуждении поставленных вопросов, принимают различные точки
зрения на понимание вопросов;
Личностные УУД: проявляют интерес к демонстрации имеющихся исторических знаний, положительно воспринимают процесс расширения
кругозора, проявляют активность в учебной деятельности
Ход учебного занятия
Содержание и
структура
Цель этапа
Время
занятия
(мин)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающегося
Методы
обучения и
контроля
Формы
обучения
УУД
Организационны
й этап
Определение
готовности
обучающихся к
занятию
2
Приветствует,
выявляет
отсутствующих,
организует внимание
Приветствуют
преподавателя,
Староста называет
отсутствующих
словесные
групповая
Понимают
значение знаний
для человека и
принимают его,
принимают
учебную задачу.
Этап подготовки
к
мотивационной
Актуализация
субъективного
5
Сообщает цели,
основные этапы и
формы работы на
Прослушивают
информацию.
Эмоционально
словесный
групповая
Самоопределени
е к деятельности
деятельности
опыта
уроке, мотивирует
на необходимость
активного участия в
игре
настраиваются на
игру,
демонстрируют
готовность к
решению
поставленных
задач
Этап
формирования и
закрепления
умений и
навыков
Обеспечение
условий для
демонстрации
имеющихся
знаний,
умений,
компетенций
30
1. Управляет
деятельностью
обучающихся,
озвучивает задания
интеллектуальной
игры:
1 конкурс
«Разминка» Вам
необходимо
соотнести дату и
событие. На
выполнение задания
дается 5 мин. Когда
будет готова команда
поднимаем руку. За
каждый правильный
ответ команда
получает 1 балл.
(приложение 1)
Озвучивает
Внимательно
слушают,
знакомятся с
предложенным
заданием,
обсуждают
задания в группе,
записывают
варианты ответа,
выступают с
ответом по
поставленному
вопросу.
Эксперты
озвучивают
количество баллов,
Словесный,
метод
наглядности
Метод
мозгового
штурма
Групповая
Индивиду-
альная
Формируют
исторические
знания и
понятия;
дополняют и
расширяют
имеющиеся
знания в
соответствии с
заданием;
слушают друг
друга, строят
понятные
речевые
высказывания,
аргументируют
свою позицию
по
поставленному
заданию и
правильные ответы
2 конкурс «О ком
идет речь» Перед
Вами идет описание
выдающейся
личности, ваша
задача определить о
ком идет речь. За
правильный ответ
команда получает 1
балл. На выполнение
задания Вам дается 5
мин. (приложение 2)
Озвучивает
правильные ответы
3 конкурс «История
в литературе». Перед
Вами – выдержки из
известных
литературных
произведений, вам
необходимо
определить о каком
историческом
событии идет речь.
На выполнение
набранных
командами
Внимательно
слушают,
знакомятся с
предложенным
заданием,
обсуждают
задания в группе,
выступают с
ответом по
поставленному
вопросу.
Эксперты
озвучивают
количество баллов,
набранных
командами
Внимательно
слушают,
знакомятся с
предложенным
заданием,
обсуждают
задания в группе,
выступают с
координируют её
с позициями
обучающихся в
сотрудничестве
слушают друг
друга, строят
понятные
речевые
высказывания,
аргументируют
свою позицию
по
поставленному
заданию и
координируют её
с позициями
обучающихся в
сотрудничестве
задания вам дается 5
мин. За каждый
правильный ответ
команда получает 1
балл. (приложение 3)
Озвучивает
правильные ответы
4 конкурс
«Расшифруй
анаграмму» Перед
вами анаграммы»
(Анагра́
мма –это
литературный приём,
состоящий в
перестановке букв,
что в результате даёт
другое слово.), ваша
задача составить
слова, которые
зашифрованы,
выделить лишнее
слово и найти
общую тему для
этих слов. За каждое
правильное слово -1
балл, время для
выполнения задания
-5 мин.(приложение
ответом по
поставленному
вопросу.
Эксперты
озвучивают
количество баллов,
набранных
командами
Внимательно
слушают,
знакомятся с
предложенным
заданием,
обсуждают
задания в группе,
выступают с
ответом по
поставленному
вопросу.
слушают друг
друга, строят
понятные
речевые
высказывания,
аргументируют
свою позицию
по
поставленному
заданию и
координируют её
с позициями
обучающихся в
сотрудничестве
4)
Озвучивает
правильные ответы
5 конкурс
«Историческая
персона» Перед вами
фото выдающихся
исторических
личностей. Вам
необходимо их
назвать. На
подготовку Вам
дается 3 минут. За
каждый правильный
ответ 1 балл.
(приложение 5)
Озвучивает
правильные ответы
Подводит итог игры
Эксперты
озвучивают
количество баллов,
набранных
командами
Внимательно
слушают,
знакомятся с
предложенным
заданием,
обсуждают
задания в группе,
выступают с
ответом по
поставленному
вопросу.
Эксперты
озвучивают
количество баллов,
набранных
командами
Эксперты
озвучивают
количество
набранных баллов
каждой командой
Рефлексия
Обеспечение
эмоциональной
оценки
обучающихся,
самоанализ,
самонаблюдени
е
5
Продолжите фразы:
-сегодня на уроке я
работал…(активно,
пассивно)
-своей работой на
уроке я …(доволен,
не доволен)
-урок мне
показался…
(длинным, коротким)
- За урок я ….( устал,
не устал) - Мое
настроение…( стало
лучше, стало хуже)
- Итоговая оценка за
урок….«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»
Отвечают на
поставленные
вопросы,
анализируют
ответы
словесный
фронтальная
определяют
границы
собственного
знания и
незнания,
анализируют
результаты
уровня усвоения
исторического
материала
Этап подведения
итогов учебного
занятия
Обеспечение
формирования
целостной
системы
знаний и
умений
обучающихся
по изученному
3
Делает обобщение
по уроку,
комментирует
выставленные
оценки
обучающимся.
Рефлексия
обучающихся
словесный
индивидуал
ьная
понимают
значение знаний
для человека и
принимают его.
курсу
Приложение 1. Соотнесите дату и событие:
988 г. – Крещение Руси. Киевская Русь принимает православное христианство.
1240 – Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на р.Неве(Невская битва)
1242 г. – Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва
вошла в историю, как Ледовое побоище.
1380 г. – Куликовская битва, сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды
во главе с Мамаем.
1480 г. – окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.
1612 г. – освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского.
1700-1721 г.г. – Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.
1755 г. – по инициативе Н.В. Ломоносова создан Московский университет.
1812 г. – Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием
Наполеона.
1825 г. – Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.
1861 г. – отмена крепостного права в России.
1905-1907 г.г. – первая русская революция
1914 г. – начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.
1917 г. – революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству.
В октябре путем переворота к власти пришли большевики.
1918-1922 г. – Гражданская война в России.
1922 г. – образование СССР (Союза Советских Социалистических Республик).
1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная война.
1949 г. – Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР.
1961 г. – Первый полёт человека в Космос.
1991 г. – Распад СССР и падение социализма.
2000 г.- Избрание президентом РФ В.В.Путина
Приложение 2 «О ком идет речь?»
Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться.
После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. (Петр I)
Его слова стали крылатыми: «Кто с мечом к нам придет. От меча и погибнет» (А.Невский)
Великая женщина, царствовала 34 года, много сделала для России. Во время ее царствования было много крестьянских бунтов, один перерос
даже в крестьянскую войну. (Екатерина II)
Он получил прозвище «освободитель», а погиб он от бомбы террориста.(Александр II)
«Из числа переименованных министерств и управлений три были учреждены... по вступлении его на престол, начало действовать третье
отделение собственной Его Величества канцелярии с шефом жандармов графом Бенкендорфом во главе. Государь питал к последнему
большое расположение, о публике сказать того же не приходится, хотя поводом для этого был не он сам, а начальник его штаба и
управляющий отделением темного происхождения генерал Дубельт. Особых, бросающихся в глаза отличий ни тот, ни другой, впрочем, не
получали, как это имело место с князем П. М. Волконским, принявшим в своё управление второе из вновь учрежденных – министерство
Императорского двора». (Николай I)
Приложение 3 «История в литературе»
1.Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
Вопрос: О каком событии идет речь? (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)
2.Французы двинулись как тучи, И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами –
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!»
Вопрос: О каком сражении идет речь и в каком году оно состоялось? (ответ: Бородинское сражение; 1812 год)
3.« И думал он: «Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь город будет заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море».
Вопрос: О каком городе идет речь? (ответ: о Санкт-Петербурге)
4.Далёкие туманности клубя,
Всей красотою необыкновенной
Вселенная глядела на тебя,
И ты глядел в лицо Вселенной.
От угольно-холодной черноты,
От млечных вьюг к людской согретой были,
Российский человек, вернулся ты,
Не поседев от звёздной пыли.
И Родина приветствует тебя,
И человечество стоит и рукоплещет,
И, спину непокорную горбя,
Вселенная к тебе склонила плечи
Вопрос: о каком событии идет речь и о ком?(Ю.Гагарин –полет человека в космос)
Приложение 4 «Историческая анаграмма»
а) ЕЗИЕЛМЕЛДЕ б) ПЛООХ в) ОСВКТОСТДОВО г) АОТХО (земледелие, холоп, скотоводство, охота – основные виды занятий)
а)ЖАНЕСЬ, б)КОТЬЛО, в) СТАРВЕ, г)МОБР (сажень, локоть, верста, ромб - старинные единицы длины)
а)ЯНЕТЬКРЕС, б)РЕЯБО, в)НИЯГУБЕР г)ВЕНСТВОДУХО (крестьянство, бояре, губерния, духовенство –сословия)
Приложение 5 «Историческая персона»
М.С.Горбачев Петр I Ю.Гагарин