Автор: Басихина Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский базовый медицинский колледж имени К.С.Константиновой"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствования профессионального образования в сестринском деле
Раздел: среднее профессиональное
Совершенствование профессионального образования в
сестринском деле.
В
основе
формирования
качественно
нового
уровня
сестринской
помощи
населению
лежат
совершенствование
профессиональной
подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и
использование
их
результатов
в
практическом
здравоохранении.
Совершенствование
обучения
невозможно
без
проведения
научных
исследования.
Научные исследования в области сестринского дела дают объективные
ответы на то, как предоставить пациентам наилучший уход.
Применение научных исследований на практике не только помогает
пациентам, но и укрепляет сестринское дело как профессию. Медсестры
должны
уметь
постоянно
оценивать
уход
и
нести
ответственность
за
предоставление наилучшего ухода.
Первый шаг в работе с пациентом - это умение собрать информацию о
состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях
болезни и адаптации, сильных сторонах, ограничениях и ресурсах. Эту
информацию можно получить только в процессе общения с пациентом.
Научные исследования в сестринском деле дают ответы и на то, как
предоставить уход, и на то, какой уход предоставить.
Совершенствование профессионального образования предусматривает
развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения
специалистов по всем уровням и формам обучения. Естественно, загружая
обучающихся большим объемом материала преподаватели не могут уделить
необходимое время для преподавания собственно ухода за пациентами как
основы сестринской практики.
«Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание
которого представлено системой проблемных задач различного уровня
сложности; в процессе решения таких задач учащимися в их совместной
деятельности с учителем и под его общим руководством происходит
овладение новыми знаниями и способами действия, а через это -
формирование творческих способностей: продуктивного мышления,
воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».
Проблемное обучение предусматривает процесс получения новых
знаний (не важно, новых для субъекта или новых в истории данной
проблемы) новыми, не применяемыми ранее средствами. Создание нового –
это и есть творческий процесс.
В современной педагогике на основе психологической особенностей
процесса обучения выделяются четыре главных условия эффективности
проблемного обучения:
1. Обеспечение достаточной мотивации обучающихся, способной
вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе
обучения;
2. Обеспечение посильности предлагаемых обучающимся проблемных
ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного;
3. Значимость для обучающихся информации, получаемой при
разрешении проблемных ситуаций;
4. Необходимость "диалогического доброжелательного общения
педагога с обучающимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко
всем мыслям, гипотезам, высказанным обучающимися".
Наиболее важными функциями проблемного образования, являются,
во-первых, развитие творческих способностей и, во-вторых, развитие
практических навыков мышления в использовании знаний и повышении
уровня освоения учебного материала.
Приоритет информационной составляющей образования был присущ
педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории,
что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки
продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как
следствие репродуктивного усвоения.
Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть
все резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и
творческим.
Второй основной целью и функцией проблемного обучения является
развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня
освоения учебного материала. Значительно больший эффект проблемного
обучения в этой сфере, нежели у традиционного обучения, достигается за
счет психологических особенностей процесса усвоения знаний. Так, как
показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков,
осуществляемое учащимся осознанно и в рамках проблемной ситуации,
способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь
вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном
обучении.
Благодаря
внедрению
новых
современных
технологий
при
преподавании
сестринского
дела
изменяется
и
отношение
к
будущей
профессии, повышается учебная мотвацияя, студенты лучше защищают ВКР
и проходят аккредитацию
Сегодня
приоритетное
развитие
сестринского
дела
обеспечит
качественно
новый
уровень
медицинской
помощи
населению
путем
эффективного
использования
медицинских
сестер,
расширения
их
профессиональных
обязанностей
и
предоставления
сестринских
услуг,
максимально удовлетворяющих потребности населения.
Таким образом, стратегия преподавании сестринского дела должна
соответствовать
меняющимся
потребностям
системы
здравоохранения;
иметь
научное
обоснование;
быть
социально
приемлемой;
обеспечивать
общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения,
которые
испытывают
наибольшую
потребность
в
ней);
предоставлять
помощь
в
стенах
лечебного
учреждения,
дома
и
на
уровне
семьи;
гарантировать высокое качество помощи.