Напоминание

Технология парного обучения


Автор: Даркович Наталья Ивановна
Должность: Методист
Учебное заведение: Санкт-Петербургский гуманитарно-эстетический фонд "Аврора"
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Технология парного обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Технология парного обучения

— один из видов педагогических технологий, при котором

один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере

трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного

обучения является частным случаем технологии работы в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом

коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда

коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога,

индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место

опосредованный вид коммуникации,

взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда

основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация

обучения.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до

индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая —

учусь» и «неотсроченное использование знаний».

Технология парного обучения принципиально отличается от учения через обучение, развитого в

Германии во второй половине 20-го века учителем французского языка Жан-Полем Мартаном. В

«учении через обучение» сохраняется фронтальное обучение, при котором «один ученик обучает

группу учеников», то есть заменяет учителя. По своей сути «учение через обучение» является

точным повторением Белл-Ланкастерской системы обучения, известной в Европе со второй

половины 18-го века.

Иногда коллективную форму ошибочно считают частным случаем парной формы. Но это не так.

Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в

коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и

содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного

взаимодействия используются другими участниками группы. Выражения «пары сменного

состава», «динамические пары», используемые как синонимы коллективной оргформы, не совсем

точно отражают суть вопроса.

Принципиальная схема технологии парного обучения

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в

обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз».

Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием

парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и

достаточных технологических компонент:

имеется ровно два партнёра (Р1 и Р2),

у каждого партнёра есть свой фрагмент контента, которым часто бывает «карточка» (К1 и

К2),

коммуникация партнёров регламентируется явно заданным алгоритмом работы пары,

имеются другие участники (один или более — показаны пунктиром), с которыми можно

меняться в паре,

листки учёта проделанной работы,

оптимальная посадка при работе в парах.

Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им

садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном

общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно

сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.

За счёт того, что «все слышат всех» развивается параллельный слух[источник не указан 1850

дней], — способность слушать одновременно партнёра в своей паре и других участников

группы. Эта способность обеспечивает сверхэффект в обучении (Минеев В.В. Парная работа на

семинарах по философии. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. С.5.)

Выделяют следующие

виды учебной работы в паре

:

обсуждение, совместное

изучение, обучение, тренировка и проверка.

Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются

:

позициями (ролями) обучающихся;

целями;

содержанием;

техниками взаимодействия;

результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать

учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить

четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного

занятия или в качестве дополнительного.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного

материала

(без предварительного объяснения учителя)

, освоения новых способов

учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий,

контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных

обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к

иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных

маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными, в одно и то же время

можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах,

другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных

занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно

(индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Технология взаимодействия участников в парах находит применение в различных областях

деятельности, — в тех случаях, когда люди собираются вместе для решения какой-то общей

задачи, например, -

в школе в парах проводят педсоветы[2], родительские собрания, классные часы[3];

симпозиумы, конференции, форумы, фестивали, собрания, в частности, профсоюзные,

партийные, акционеров;

рабочие группы по решению конкретных производственных задач учреждения, фирмы,

например, проектные, проблемные, рекламные, развития;

депутатские группы и комиссии, в том числе, встречи депутатов и кандидатов в депутаты с

избирателями;

программирование вдвоём[4], при котором два программиста работают рядом за одним

компьютером, что существенно улучшает качество программного кода.

В связи с тем, что «технология парного обучения» постепенно начала использоваться также в

неучебных процессах, возникло более широкое понятие «технология работы в парах».

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или

традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная

работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же

просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще

ничего не делают.

Как «включить» в учебный процесс всех детей?

Взаимные диктанты

— один из методов работы в парах сменного состава.

Работа по вопросникам

— один из методов работы в парах сменного состава.

Формы и методы работы

в парах сменного состава.

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного

сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При

фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика —

деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя —

деятельность класса — деятельность ученика», при групповой форме деятельности —

«деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью

индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя —

деятельность ученика».

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или

сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в

роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной

принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив

обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).

К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или

парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально

отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди

работает с другим.

В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как

занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать

сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить

каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового

материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с

индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному

еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы

удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала

и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка

умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников

с

основными правилами общения:

При разговоре смотри на собеседника.

Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь

исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как

выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход

решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий

этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение

заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах.

Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг

другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.)

Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища

(ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно,

чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот

момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно

сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать

от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме

урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу

сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают,

не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы

каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до

общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости

всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников,

«среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре

были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый.

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое

чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает

задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в

личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем

бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и

ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации

учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных

отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь

и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие

общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания

каждым участником.

«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...». «Я

предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее

правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй

вопрос, а потом вернулись к первому?»



В раздел образования