Авторы: Степанова Алина Сергеевна, Эндерс Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог, тьютор
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 им.Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: конспект образовательной деятельности для первого класса
Тема: окружающий мир. тема: "Зоопарк"
Раздел: начальное образование
конспект урока
по окружающему миру в первом классе
для детей с ментальными нарушениями
ТЕМА: «ЗООПАРК»
Цель: сформировывать представление о зоопарке, его обитателях.
Познакомить с правилами поведения в зоопарке.
Научить детей обобщению.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Задачи: развить кругозор детей.
Познакомить с обитанием животных в зоопарке.
Привить любовь к животным, бережное отношение к живой природе.
Оборудование: карточки
«Домана»,
с
изображением
животных;
таблички глобального чтения, с любимым лакомством животных; проектор;
фильм о зоопарке.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
Учитель: Звонок звенит –
За парты сесть велит,
Начинаем мы урок –
И окончим точно в срок.
Звенит звонок колокольчика.
Учитель читает стихотворение: С. М. Маршака «Где обедал Воробей».
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
1
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Учитель подводит детей к теме урока.
Учитель: Сейчас вы послушали стихотворение. Оно вам понравилось?
Подумайте, о чем это стихотворение?
Предполагаемый ответ детей: Да, понравилось. О зоопарке.
Учитель: Молодцы, дети. Речь сегодня на уроке пойдет о зоопарке и
животных,
которые
там
живут.
Сегодня
мы
отправимся
в
удивительное
путешествие «В мир животных». Но прежде чем туда отправиться нужно
сделать несколько упражнений. Встаньте из-за парт и повторяйте за мной.
Подвижные игры «Театр зверей»
1.
«Зайчик».
Руки
согнуты
перед
грудью,
кисти
опущены.
Скачет,
передвигаясь
одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
2.
«Лисичка»
Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется».
Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая
свой «пушистый хвост».
3.
«Мишка»
Руки
опущены,
тело
слегка
наклоняется
вперед.
«Медведь»
переваливается с ноги на ногу.
Учитель: Садимся за парты. Животные приготовили нам загадки. Я
буду загадывать, а вы угадывайте и показывайте картинку животного, о
котором пойдет речь.
Учитель: Он на севере живет,
Ягель, мох, кору жует.
Пышные рога он носит,
Сани Дед Мороза возит.
Предполагаемый ответ детей: Олень
Учитель: Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
2
Предполагаемый ответ детей: Бурый медведь
Учитель: Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
Предполагаемый ответ детей: Лиса
Учитель: Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
Предполагаемый ответ детей: Заяц
Учитель: Ночью воет он в лесу:
«Я ягнёнка унесу-у-у!»
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый ...
Предполагаемый ответ детей: Волк
Учитель: Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
Предполагаемый ответ детей: Лось
Учитель: Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец...
Предполагаемый ответ детей: Еж
Учитель: Дикий зверь тропой бежит,
о как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
Предполагаемый ответ детей: Кабан
На
столе
лежат
изображения
животных.
Дети,
отгадав
загадку,
по
очереди подходят к столу и выбирают картинку с животным, о котором шла
речь. Поднимают ее, показывают всем и еще раз называют животного.
На доске изображения животных «В клетках».
Учитель: Ребята, посмотрите перед вами разные животные. Назовите
зверей, которые изображены на доске.
Предполагаемые ответы детей: Олень, медведь, лиса, заяц, волк, лось,
еж, кабан.
Учитель: Назовите зверей, которые, живут в других странах.
Предполагаемые ответы детей: тигр, обезьяна, зебра, лев.
3
Учитель: Если бы не зоопарк, то этих животных мы могли бы увидеть
только на картинках или в кино.
Учитель: Что не стоит делать в зоопарке?
Предполагаемые ответы детей: Близко подходить к клеткам и тем более
просовывать туда руки. Ведь клетка – это дом животного, и он этот дом будет
охранять. И, конечно же, нельзя шуметь в зоопарке! В зоопарке всегда много
людей, а животные привыкли к тишине.
Учитель:
В
зоопарке
над
клетками
висят
таблички,
на
которых
написано “Животных кормить запрещается”. Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей: Животные на воле не едят целый день.
Многие люди не знают, что можно есть тому или иному животному, и
бросают в клетки, разную еду. Животные от этого могут заболеть и даже
умереть.
Игра покорми животных.
Учитель:
А
наши
животные
проголодались.
А
вы
знаете,
что
они
кушают? У каждого животного есть своя любимая еда, и я предлагаю вам их
покормить.
На столе лежат изображения животных и таблички глобального чтения
с названием продуктов.
Учитель: Основу рациона ОЛЕНЕЙ составляют ягоды, плоды, грибы,
трава, кустарники, листья деревьев, орехи, хвоя, жёлуди, каштаны, кора,
молодые ветки.
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ всеядный, но рацион у него больше растительный:
ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.
В
рацион ЛИСЫ входят
разные
виды
животных.
Охотится лиса на
мелких
грызунов,
зайцев,
птиц,
пресмыкающихся,
жуков.
Зимой
основу
питания составляют полевые мыши.
Поедают ЛОСИ водные и растущие вблизи от воды растения: хвощи,
кувшинки, калужницы, кубышки. Когда дозревают плоды растений, поедают
и их, бруснику, чернику, дикую малину. зимой лоси едят хвою, ветки ивы,
обгрызают кору.
ЗАЯЦ кормиться травой, осенью зайцы начинают есть мелкие веточки
кустарников. зимой заяц кормится побегами и корой различных деревьев и
кустарников.
4
КАБАН
питается
корневищами
и
луковицами
растений,
опавшими
плодами, орехами, желудями, червями и насекомыми, а при случае также
другими
мелкими
животными:
детенышами
из
гнезд
грызунов,
змеями,
лягушками, птенцами и яйцами птиц.
Учитель говорит какое животное любит что кушать, а дети выбирают
соответствующую табличку, читают, что на ней написано и соотносят с
изображением.
Учитель: Все справились, животные очень довольны и сыты.
Игра на мелкую моторику «Мишка Косолапый».
Четыре
пальца
вертикально
стоят
на
столе.
Средний
согнут
–
это
«голова медведя». Пальцы перемешаются по столу.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отдохнуть и изобразить медведя с
помощью пальцев. Посмотрите, как я буду изображать медведя и повторяйте
за мной.
Молодцы, дети, вы отдохнули, хорошо изображали медведя.
Заключение:
Учитель: Сегодня мы с вами совершили увлекательную экскурсию в
зоопарк, помогли животным – накормили их.
Ребята, скажите, вам понравилось в зоопарке? Какое животное вам
больше всего понравилось? Что нового вы узнали в процессе экскурсии?
Предполагаемые ответы детей: Да очень понравилось. Лиса, заяц, волк.
Мы узнали, что некоторые животные не обитают в нашей стране и
увидеть их можно только в зоопарке. О жизни животных в зоопарке, что они
живут в клетках, что их нельзя кормить и шуметь рядом с животными.
Учитель: А сейчас, ребята, посмотрим фильм о зоопарке.
Учитель включает детям видеоролик о зоопарке. Показывает детям
жизнь животных «В клетках».
Учитель: Ребята, что мы делали сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы детей: Слушали стихотворение, изображали
животных,
отгадывали
загадки,
кормили
животных,
играли
в
мишку,
смотрели фильм о животных.
Учитель: Молодцы!
Звенит звонок –
Закончили мы урок.
Звенит звонок колокольчика.
До новых встреч.
5
6