Автор: Светлана Зиновьевна Овчинникова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский техникум бизнеса и технологий"
Населённый пункт: Город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации обучения обучающихся как фактор повышения уровня профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»
Доклад
по теме: Повышение мотивации обучения обучающихся как фактор повышения
уровня профессиональных компетенций
Подготовила:
мастер производственного обучения
С.З.Овчинникова
Дзержинск, 2019г
Эффективность экономики и благосостояние общества во многом зависят от уровня
общеобразовательной и профессионально квалификационной подготовки трудоспособного
населения. Поэтому одной из задач образовательных учреждений являются оперативное
реагирование на изменения профессиональной структуры рабочей силы и спроса на нее,
налаживание
устойчивых
и эффективных
связей
между
ра ботодат е ля ми ,
образовательными учреждениями и населением. Это позволит преодолеть разрыв между
профессиональными и образовательными стандартами и повысить качество человеческого
капитала — качество образования. Оценка качества образования включает в себя:
- качество системы образования,
- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную
и производственную практики),
- качество образовательного результата.
Качество
практического
обучения
будущих
продавцов,
контролеров-кассиров,
в первую
очередь,
зависит
от
эффективного
управления
учебно-производственным
процессом
в ГБПОУ
«Дзержинский
техникум
бизнеса
и
технологий»
технического
и профессионального образования.
Управление —
это
процесс
планирования,
организации,
мотивации
и контроля,
необходимый для того чтобы достичь поставленной цели. В частности создание системы
у п р а в л е н и я
к ач е с т в о м
в ы з в а н о
п о т р е б н о с т ь ю
о б щ е с т в а
в подготовке
конкурентоспособного продавца на рынке труда. Для выполнения требований ФГОС,
направленных на удовлетворение потребности обучающихся, родителей, работодателя
в получении качественного образования необходимо решить следующие задачи:
-
развитие
взаимовыгодных
отношений
с потенциальными
работодателями
обучающихся, развитие социального партнерства, воспитательного процесса;
- укрепление материально-технической базы;
- оперативное реагирование на изменения в технологиях производства, ежегодное
обновление программ с учетом запросов работодателей, особенностей развития
города
Дзержинска и региона в целом;
- применение механизмов внешнего оценивания ПМ и ГИА, участие работодателя
в разработке программ УД и ПМ (анкетирование) модернизация системы промежуточной
квалификационной
и итоговой
государственной
аттестации
(оценочные
средства
и технологии аттестации).
- совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения.
Главным
в оценке
эффективности
образования
считается
не
планирование
и организация учебного процесса, а его результаты, знания, умения и практический опыт.
Создание системы контроля качества знаний, которая способствовала бы формированию
компетентной личности, уверенно ориентирующейся в непрерывном потоке информации,
является
одной
из
основных
задач
современного
образования.
Проблема
качества
образовательного
процесса
сопровождается
процедурами:
оценивания,
контроля,
мониторинга
и обеспечения
качества.
Что
же
подразумевается
под
каждой
из
обозначенных процедур?
Оценивание — это непрерывный процесс, начинающийся с момента зарождения
идеи о создании программы, сопровождая ее на протяжении всего времени существования
и закачивания в момент завершения самой программы (суммарная оценка успеваемости
или прогресса обучающихся по истечении определенного периода обучения).
Контроль — процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей,
путём
сравнения
фактического
состояния
системы
с желаемым
(на
основе
данных
контроля
осуществляется
адаптация
системы,
то
есть
принятие
оптимизирующих
управленческих решений).
Мониторинг —
специально
организованное,
систематическое
наблюдение
за
состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Обеспечение
качества —
совокупность
действий,
направленных
на
то,
чтобы
услуги
соответствовали
определенным
требованиям
и имели
свойства,
обозначенные
в законодательных
и других
документах,
что
прописано
также
в международных
стандартах. Основное отличие ФГОС СПО нового поколения — подход по принципу
компетентности, то есть основным становится требование к тому, какими компетенциями
владеет
выпускник,
как
он
приспособлен
к жизни,
а не
к количеству
изученных
им
понятий и формул.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что во время обучения у обучающихся
должна
сформироваться
целостная
система
универсальных
знаний,
умений,
навыков,
а также
опыт
самостоятельной
профессиональной
деятельности,
то
е с т ь
профессиональные компетенции.
Профессиональные
компетенции
отражают
специфические
для
данной
профессиональной области способности, знания и навыки, которые в дальнейшем дают
возможность
выпускнику
самостоятельно
анализировать
и успешно
решать
профессиональные
проблемы,
производственные
задачи
и проблемные
ситуации.
Несомненно,
что
подготовка
практически
организованных,
профессионально
компетентных,
способных
к быстрой
адаптации
к профессиональной
деятельности,
обладающих креативным мышлением продавцов, невозможна без тесной взаимосвязи
теории и практики. Указанные компоненты компетенций не могут быть сформированы
только
в процессе
практического
обучения.
В рамках
профессиональных
модулей
существуют междисциплинарные курсы, предшествующие практическому обучению, где
идет
формирование
теоретических
аспектов
компетенций,
обучающиеся
овладевают
теоретическими
знаниями,
умениями
и навыками,
необходимыми
в профессиональной
деятельности.
Результаты
выполнения
всех
видов
работ
по
профессии
38.01.02
Продавец,
контролер-кассир за время учебной и производственной практик согласуются с уровнями
оценивания сформированности профессиональных компетенций следующим образом:
оценка «удовлетворительно» — пороговый уровень;
оценка «хорошо» — средний уровень;
оценка «отлично» — повышенный уровень.
Учитывая различные методы, формы, средства оценки, уровни оценивания, можно
считать, что практическое обучение является одновременно и процессом, и результатом
формирования профессиональных компетенций.
В то же время, контроль следует рассматривать не только как способ проверки
знаний, но и как инструмент формирования основных мотивов учебной деятельности —
мотива достижения и познавательного мотива, результаты которого позволяют объективно
проанализировать
качество
подготовки
обучающихся
и выработать
методы
совершенствования
учебного
процесса.
Реализация
контроля
знаний
и умений
обучающихся за время прохождения практики позволяет объективно проанализировать
качество
освоения
обучающимися
программы
практики,
получить
информацию
для
сравнительного
анализа
учебно-методической
работы
руководителей
практики
и,
на
основе полученных данных, усовершенствовать междисциплинарные связи теоретических
и практических
дисциплин,
рабочую
программу,
методику
проведения
практики.
Получение исходной информации об уровне усвоения обучающимися знаний и умений
дает
основание
для
оценки
сформированности
компонентов
профессиональных
компетенций обучающихся.
Для контроля качества обучения характерны два основных способа:
1.
текущие наблюдения за учебной деятельностью обучающихся;
2.
проверка знаний и умений обучающихся.
Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют
успешному
осуществлению
процесса
обучения.
Оценка
освоения
профессионального
модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили
требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут
осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. В связи с этим
в процессе
практического
обучения
основным
методом
контроля
являются
проверка
выполняемых
и выполненных
учебно-производственных
работ
обучающихся:
текущая
(ежедневные
оценки
за
УПР),
периодическая,
т. е.
промежуточная
(контрольные
и проверочные
работы)
и итоговая
(выпускные
квалификационные
работы).
Из
специфических
форм
организации
контроля
следует
отметить
самоконтроль
и взаимоконтроль обучающихся, поэтапную аттестацию обучающихся. Это способствует
повышению уровня учебно-производственного процесса, а значит и достижению более
высоких результатов при подготовке квалифицированных продавцов.
Качественно осваивать профессиональные компетенции обучающимся помогает
участие
в конкурсах
профессионального
мастерства,
дополнительное
образовательные
услуги, посещение различных выставок, семинаров, а также прохождение практики на
предприятиях
в условиях,
приближенных
к реальному
производственному
процессу,
которые
дают
возможность
для
формирования
как
общих,
так
и профессиональных
компетенций.
В
плане
управления
этим
процессом
и его
отслеживанием
необходимо
осуществлять следующие действия:
-
обновление
программ
практик
с учетом
запросов
работодателей.
Проведение
собраний для групп и мастеров производственного обучения;
- помощь в создании студентами портфолио своих работ;
- организация взаимодействия с социально- педагогической службой для решения
возникающих проблем с должниками и пропускающими занятия обучающимися (совет
профилактики), проведение бесед с родителями, отправка им писем;
-
взаимодействие
с мастерами
производственного
обучения,
преподавателями
в процессе обучения обучающихся на практике;
- контроль взаимопосещения мастерами производственного обучения;
- контроль проведения практических занятий в соответствии нормами, наличие
у мастеров на занятии соответствующей документации (РП, планов уроков и т. д.);
-
контроль
своевременного
заполнения
ежемесячной
отчетности
мастерами
и преподавателями (журнал п/о, журнал по ОТ, ведомость после ПМ, зачётная книжка
после ПМ аналитические таблицы по ПП);
- помощь обучающимся и мастерам в организации учебного процесса практики;
- контроль посещаемости и успеваемости обучающихся, заполнение обучающимися
дневников учебной и производственной практики;
- консультирование обучающихся по написанию и защите отчётов по практике;
- сотрудничество
с работодателями
для
прохождения
обучающимися
практики
и дальнейшего трудоустройства;
- развитие взаимовыгодных отношений с потенциальными работодателями; -
применение
внешнего
оценивания
ПМ
и ГИА,
участие
работодателей
в разработке
программ УД и ПМ;
-
анкетирование,
модернизация
системы
промежуточной
квалификационной
и итоговой государственной аттестации.
В ходе управления этим процессом все данные необходимо тщательно планировать,
организовывать,
мотивировать,
контролировать,
мониторировать,
оценивать,
вносить
коррективы,
тем
самым
обеспечивая
качество
практического
обучения
и развития
профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивая положительную динамику.
Для
постоянного
отслеживания
динамики
качества
практического
обучения
и профессиональных компетенций необходим некий электронный мониторинг данных,
с постоянным
отслеживанием
этих
данных,
а также
в зависимости
от
полученного
результата,
коррекцией
управления
этим
процессом.
Данные
мониторинга
позволят
получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального
становления
обучающихся
на
каждом
этапе
их
развития
и овладения
ими
профессиональными
компетенциями.
Получение
своевременной
информации
о ходе
протекания процесса позволит лучше понять его суть, а если возникнут отклонения,
оперативно
внести
коррективы
в процесс
профессионального
образования
в данном
случае — учебной и производственной практики. Подводя итог сказанному, обобщим:
эффективная
система
управления
качеством
производственного
обучения —
одно
из
основных
условий
формирования
у обучающихся
общих
и профессиональных
компетенций.