Напоминание

«Влияние наркотиков и психотропных веществ на развитие детей и подростков. Возможные пути решения проблемы.»


Автор: Кузина Юлия Александровна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "КСОШ № 2"
Населённый пункт: город Кингисепп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние наркотиков и психотропных веществ на развитие детей и подростков. Возможные пути решения проблемы.»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

«

Влияние наркотиков и психотропных

веществ на развитие детей и подростков.

Возможные пути решения проблемы.»

Кузина Юлия Александровна,

Преподаватель-организатор ОБЖ

2019 г.

А

ктуальность

проблемы наркомании год от года становиться только острее,

особенно наркозависимость среди детей и подростков.

Проблемы детской и

подростковой наркомании – это огромная сложность, с которой необходимо

бороться на всех уровнях: на уровне государства и мирового сообщества, и

профилактической работой в школах и семьях.

Система работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении МБОУ «КСОШ № 2»

Цель: Изучить состояние профилактической системы детской и подростковой наркомании среди несовершеннолетних МБОУ «Кингисеппская средняя

общеобразовательная школа № 2» и создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Для достижения поставленной цели в МБОУ «КСОШ № 2» решаются следующие задачи:

1) определяется специфика наркомании;

2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Объект исследования: процесс профилактики наркомании среди детей и подростков и формирования четких представлений молодёжи о здоровом образе

жизни.

Предмет исследования: способы профилактической работы подростковой наркомании в школе

Гипотеза: О важнейшей необходимости и значимости проведения профилактических программ в общеобразовательных школах среди детей и подростков.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

работа с детьми «группы риска»;

работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

подготовка учителей к ведению профилактической работы;

организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению

(находится на стадии реабилитации).

Основные составляющие системы профилактики наркомании

в школе и их взаимосвязь

Администрация школы: осуществляет контроль и

координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: (педагог-организатор

ОБЖ) обеспечивает организацию профилактической

работы на уроке (использование антинаркотических

материалов в качестве фрагментов урока, проведение

тематических уроков).

Классные руководители: организация внеклассных

мероприятий, работа с родителями, медико-

психолого-педагогической службой школы и т. д.

Школьный врач (фельдшер) – одного из важных

звеньев антинаркотической профилактики,

консультативного пункта для педагогов, детей,

родителей.

Школьный психолог обеспечивает:

тренинги личностного роста и другие виды

групповой развивающей работы;

психологическое консультирование и

сопровождение семей учащихся;

психологическую поддержку педагогического

процесса;

выделение групп риска с помощью ежегодного

тренинга;

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе

различных заинтересованных организаций,

установление с ними постоянных и

действенных контактов;

организацию досуга учащихся как внутри

школы, так и с привлечением организаций

дополнительного образования детей и

молодежи;

систематическую работу с семьями

школьника.

Органы ученического

самоуправления: создают общешкольное

волонтерское движение, проводят

социологические опросы, участвуют в

антинаркотических мероприятиях.

Учреждения дополнительного образования и

культуры: обеспечивают максимальную

занятость в течение дня, отсутствие времени

для «ничегонеделания».

Одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями,

которая включает в себя:

проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;

родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и

поведения ребенка;

организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической

профилактической работы;

организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям,

создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;

работа с конфликтными семьями;

семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии

реабилитации;

психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;

консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение

и находится на стадии реабилитации.

Анализ результатов и эффективности программы по профилактике наркомании в 9

– 11 классах на базе Кингисеппской средней общеобразовательной школы №2

сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Цели программы:

- работа с «образом Я» в структуре «Я – концепции».

- осознание собственного отношения к наркотикам, мотивов злоупотребления;

- мое отношение к проблеме наркомании;

- умение противостоять чужому давлению (отработка уверенного поведения);

- тренировка навыков отстаивания своей позиции; формирование убеждения.

Задачи программы:

сформировать стремление не полагаться на обязательную «правильность» группового

поведения, представление о силе группового давления на личность.

В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку

эффективности данной программы

Анализ результатов в начале

профилактической программы показал

плохие знания детей о наркомании

30% опрошенных считают, что наркотики

отрицательно влияют на здоровье человека,

20% – считают положительно, 40% – никак

не влияют, 10% вообще об это ничего не

знают

Однако после проведения программы «Я

выбираю жизнь» результаты анкетирования

были заметно лучше.

70% – отрицательное влияние, 10% –

положительное, 20% – считают, что

наркотики никак не влияют на здоровье

человека.

В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку

эффективности

данной программы

Анализ результатов в начале

профилактической программы показал

плохие знания детей о наркомании

50% – опрошенных считают, что интерес

послужил поводом попробовать наркотики,

10% – компания приятелей, 20% – желание

испытать новые ощущения, 10% –

предложили свои мнения

Однако после проведения программы «Я

выбираю жизнь» результаты анкетирования

были заметно лучше.

20% считают, что поводом попробовать

наркотическое вещество стал – интерес, 60%

– компания приятелей, 20% – желание

испытать новые ощущения.

В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку

эффективности

данной программы

Анализ результатов в начале

профилактической программы показал

плохие знания детей о наркомании

вопрос 10% – опрошенных считают, что

подросток приобщается к наркотикам в

школе, 30% – в уличной компании, 10% – на

вечеринке, 30% на дискотеке (в ночном

клубе), 20% – написали свои варианты

Однако после проведения программы «Я

выбираю жизнь» результаты анкетирования

были заметно лучше.

40% ответили в уличной компании, 20% на

вечеринке, 20% на дискотеке (в ночном

клубе), 20%предложили свои варианты

В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку

эффективности

данной программы

Анализ результатов в начале

профилактической программы показал

плохие знания детей о наркомании

0%, отрицательно – 60%, никак не

отреагировали – 40%

Однако после проведения программы «Я

выбираю жизнь» результаты анкетирования

были заметно лучше.

положительно 0%, отрицательно – 80%, никак

не ответили 20%

В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку

эффективности

данной программы

Анализ результатов в начале

профилактической программы показал

плохие знания детей о наркомании

10% узнав, что друг (подруга) употребляет

наркотики немедленно прекратили бы с ним

(с ней) отношения, 20% продолжали бы

дружить, не обращая внимания, 20%

посоветовали бы не употреблять, 10%

попросили бы дать попробовать

наркотик,40% – не знают как им поступить

Однако после проведения программы «Я

выбираю жизнь» результаты анкетирования

были заметно лучше.

20% – узнав, что друг (подруга) употребляет

наркотики немедленно прекратили бы с ним

(с ней) отношения,10% продолжали бы

дружить, не обращая внимания, 60% –

посоветовали бы не употреблять, 0% –

попросили бы дать попробовать

наркотик,10% – не определились с ответом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ результатов в начале профилактической программы показал плохие знания детей о

наркомании. Многие вопросы вызывали у подростков затруднения. Однако после проведения

программы «Я выбираю жизнь без наркотиков» результаты анкетирования были заметно лучше.

Дети с уверенностью отвечали на вопросы. Это говорит об эффективности воздействия

профилактических программ на знания и информированность школьников по данной проблеме.

Программа показала, что ее эффективность помогает осознать то, насколько мы оказываемся

вовлеченными в ситуацию при столкновении с проблемой зависимости другого человека,

упражнение в игровой форме позволяет исследовать ситуацию «соблазнения».

Участие в проекте позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки

отказа.

В общеобразовательных школах необходимо проводить антинаркотические и другие

профилактические программы для подростков, вести целенаправленную работу среди родителей

и педагогов по обучению их разным формам и методам пропаганды здорового образа жизни.

Спасибо за внимание

Таким образом, гипотеза данного исследования: о

необходимости проведения профилактических программ в

общеобразовательных школах среди подростков

подтвердилась. И значит, профилактика наркомании в

школах является важнейшим составным элементом

усилий по борьбе с негативными последствиями

наркомании для общества и с наркоманией в целом.



В раздел образования