Автор: Кузина Юлия Александровна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "КСОШ № 2"
Населённый пункт: город Кингисепп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние наркотиков и психотропных веществ на развитие детей и подростков. Возможные пути решения проблемы.»
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»
«
Влияние наркотиков и психотропных
веществ на развитие детей и подростков.
Возможные пути решения проблемы.»
Кузина Юлия Александровна,
Преподаватель-организатор ОБЖ
2019 г.
А
ктуальность
проблемы наркомании год от года становиться только острее,
особенно наркозависимость среди детей и подростков.
Проблемы детской и
подростковой наркомании – это огромная сложность, с которой необходимо
бороться на всех уровнях: на уровне государства и мирового сообщества, и
профилактической работой в школах и семьях.
Система работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении МБОУ «КСОШ № 2»
Цель: Изучить состояние профилактической системы детской и подростковой наркомании среди несовершеннолетних МБОУ «Кингисеппская средняя
общеобразовательная школа № 2» и создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Для достижения поставленной цели в МБОУ «КСОШ № 2» решаются следующие задачи:
1) определяется специфика наркомании;
2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Объект исследования: процесс профилактики наркомании среди детей и подростков и формирования четких представлений молодёжи о здоровом образе
жизни.
Предмет исследования: способы профилактической работы подростковой наркомании в школе
Гипотеза: О важнейшей необходимости и значимости проведения профилактических программ в общеобразовательных школах среди детей и подростков.
Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению
(находится на стадии реабилитации).
Основные составляющие системы профилактики наркомании
в школе и их взаимосвязь
Администрация школы: осуществляет контроль и
координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: (педагог-организатор
ОБЖ) обеспечивает организацию профилактической
работы на уроке (использование антинаркотических
материалов в качестве фрагментов урока, проведение
тематических уроков).
Классные руководители: организация внеклассных
мероприятий, работа с родителями, медико-
психолого-педагогической службой школы и т. д.
Школьный врач (фельдшер) – одного из важных
звеньев антинаркотической профилактики,
консультативного пункта для педагогов, детей,
родителей.
Школьный психолог обеспечивает:
•
тренинги личностного роста и другие виды
групповой развивающей работы;
•
психологическое консультирование и
сопровождение семей учащихся;
•
психологическую поддержку педагогического
процесса;
•
выделение групп риска с помощью ежегодного
тренинга;
•
Социальный педагог несет ответственность:
•
за привлечение к совместной работе
различных заинтересованных организаций,
установление с ними постоянных и
действенных контактов;
•
организацию досуга учащихся как внутри
школы, так и с привлечением организаций
дополнительного образования детей и
молодежи;
•
систематическую работу с семьями
школьника.
•
Органы ученического
самоуправления: создают общешкольное
волонтерское движение, проводят
социологические опросы, участвуют в
антинаркотических мероприятиях.
•
Учреждения дополнительного образования и
культуры: обеспечивают максимальную
занятость в течение дня, отсутствие времени
для «ничегонеделания».
Одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями,
которая включает в себя:
проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и
поведения ребенка;
организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической
профилактической работы;
организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям,
создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;
работа с конфликтными семьями;
семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии
реабилитации;
психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение
и находится на стадии реабилитации.
Анализ результатов и эффективности программы по профилактике наркомании в 9
– 11 классах на базе Кингисеппской средней общеобразовательной школы №2
сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Цели программы:
- работа с «образом Я» в структуре «Я – концепции».
- осознание собственного отношения к наркотикам, мотивов злоупотребления;
- мое отношение к проблеме наркомании;
- умение противостоять чужому давлению (отработка уверенного поведения);
- тренировка навыков отстаивания своей позиции; формирование убеждения.
Задачи программы:
сформировать стремление не полагаться на обязательную «правильность» группового
поведения, представление о силе группового давления на личность.
В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку
эффективности данной программы
•
Анализ результатов в начале
профилактической программы показал
плохие знания детей о наркомании
•
30% опрошенных считают, что наркотики
отрицательно влияют на здоровье человека,
20% – считают положительно, 40% – никак
не влияют, 10% вообще об это ничего не
знают
•
Однако после проведения программы «Я
выбираю жизнь» результаты анкетирования
были заметно лучше.
•
70% – отрицательное влияние, 10% –
положительное, 20% – считают, что
наркотики никак не влияют на здоровье
человека.
В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку
эффективности
данной программы
•
Анализ результатов в начале
профилактической программы показал
плохие знания детей о наркомании
•
50% – опрошенных считают, что интерес
послужил поводом попробовать наркотики,
10% – компания приятелей, 20% – желание
испытать новые ощущения, 10% –
предложили свои мнения
•
Однако после проведения программы «Я
выбираю жизнь» результаты анкетирования
были заметно лучше.
•
20% считают, что поводом попробовать
наркотическое вещество стал – интерес, 60%
– компания приятелей, 20% – желание
испытать новые ощущения.
В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку
эффективности
данной программы
•
Анализ результатов в начале
профилактической программы показал
плохие знания детей о наркомании
•
вопрос 10% – опрошенных считают, что
подросток приобщается к наркотикам в
школе, 30% – в уличной компании, 10% – на
вечеринке, 30% на дискотеке (в ночном
клубе), 20% – написали свои варианты
•
Однако после проведения программы «Я
выбираю жизнь» результаты анкетирования
были заметно лучше.
•
40% ответили в уличной компании, 20% на
вечеринке, 20% на дискотеке (в ночном
клубе), 20%предложили свои варианты
В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку
эффективности
данной программы
•
Анализ результатов в начале
профилактической программы показал
плохие знания детей о наркомании
•
0%, отрицательно – 60%, никак не
отреагировали – 40%
•
Однако после проведения программы «Я
выбираю жизнь» результаты анкетирования
были заметно лучше.
•
положительно 0%, отрицательно – 80%, никак
не ответили 20%
В профилактической программе было проведено два анкетирования, анализ результатов которых позволил сделать оценку
эффективности
данной программы
•
Анализ результатов в начале
профилактической программы показал
плохие знания детей о наркомании
•
10% узнав, что друг (подруга) употребляет
наркотики немедленно прекратили бы с ним
(с ней) отношения, 20% продолжали бы
дружить, не обращая внимания, 20%
посоветовали бы не употреблять, 10%
попросили бы дать попробовать
наркотик,40% – не знают как им поступить
•
Однако после проведения программы «Я
выбираю жизнь» результаты анкетирования
были заметно лучше.
•
20% – узнав, что друг (подруга) употребляет
наркотики немедленно прекратили бы с ним
(с ней) отношения,10% продолжали бы
дружить, не обращая внимания, 60% –
посоветовали бы не употреблять, 0% –
попросили бы дать попробовать
наркотик,10% – не определились с ответом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ результатов в начале профилактической программы показал плохие знания детей о
наркомании. Многие вопросы вызывали у подростков затруднения. Однако после проведения
программы «Я выбираю жизнь без наркотиков» результаты анкетирования были заметно лучше.
Дети с уверенностью отвечали на вопросы. Это говорит об эффективности воздействия
профилактических программ на знания и информированность школьников по данной проблеме.
Программа показала, что ее эффективность помогает осознать то, насколько мы оказываемся
вовлеченными в ситуацию при столкновении с проблемой зависимости другого человека,
упражнение в игровой форме позволяет исследовать ситуацию «соблазнения».
Участие в проекте позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки
отказа.
В общеобразовательных школах необходимо проводить антинаркотические и другие
профилактические программы для подростков, вести целенаправленную работу среди родителей
и педагогов по обучению их разным формам и методам пропаганды здорового образа жизни.
Спасибо за внимание
•
Таким образом, гипотеза данного исследования: о
необходимости проведения профилактических программ в
общеобразовательных школах среди подростков
подтвердилась. И значит, профилактика наркомании в
школах является важнейшим составным элементом
усилий по борьбе с негативными последствиями
наркомании для общества и с наркоманией в целом.