Напоминание

Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе


Автор: Гойман Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: горд Братск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №34 г. Братск

Иркутской области

Гойман Людмила Викторовна

Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе

УМК «Школа России» соответствует стандартам нового поколения и

способствует повышению качества образования.

Основная идея УМК – это развитие каждого ребёнка на основе педагогической

поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной

учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли

обучающего.

Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная

проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для

общества в целом. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои

профессиональные и личные планы. Здесь он получает поддержку и

сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.

Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения

коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям,

интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой

пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает тревогу, его

реальный ответ будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно,

ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую

учебную деятельность.

От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации

ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если

он легко находит общий язык с одноклассниками, то он испытывает

психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с

окружающими ,сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта. Может

спровоцировать агрессию.

Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном

процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия

его будущей жизни.

УМК «Школа России» способствует формированию коммуникативной

компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы

учителя, учатся сами задавать вопросы, находят недостающую информацию. Во

время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий,

распределение ролей, контроль и оценку.

Освоение школьниками жанров письменного общения идёт на уроках русского

языка с использованием специально подобранной системы упражнений и

проработанной методики.

Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:

1.

Компетентность учителя. В традиционной школе70-75% учебного

времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к

незаинтересованной работе учащихся.

В УМК «Школа России» каждый урок начинается с постановки проблемы.

Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку

применить свою точку зрения, своё мнение к одной из них. Дети учатся

доказывать правильность собственного мнения.

Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция,

они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать

или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети

закрывают ладошками выполненные работы.

Учебники нацеливают детей на работу в паре, сравнить свою работу с работой

одноклассника, обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках

существуют условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется.

Парная и групповая работа способствует формированию нравственных основ

личности. Она учит налаживать контакт, планировать общую работу,

распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему,

осваивать умения устного общения – излагать свою точку зрения, уважительно

выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять

взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и

коммуникативная компетенции.

Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы

доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить

некоторые правила ведения диалога:

любое мнение ценно;

повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

хочешь говорить – подними руку;

дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

обращение начинается с имени;

критика должна быть тактичной;

отсутствие результата – тоже результат;

2.

Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться

общению общаясь».Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в

рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке.

3.

Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику

ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку

зрения на вопросы. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное

большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я

думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...».

Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо

продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе

следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая полный ответ;

- задавать вопросы,

- делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими людьми.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного

сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог,

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс,

требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.

За четыре года

ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают

ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи

– это те ситуации, с которыми ребёнок постоянно встречается в жизни.

Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться

переживаниями, но и сопереживать.

Для формирования и развития коммуникативных способностей младших

школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые

игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Такая

работа уменьшает дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы

общения друг с другом. Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы

на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому

что реализует их стремление к совместному поиску; позволяет совершать

действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку. В

группе совместно работающих детей первые познавательные вопросы к

учителю рождаются в условиях необходимости договориться о чём-то, иногда

таким толчком становится спор между детьми, предлагающими разные способы

решения общей задачи. Однако чтобы взаимодействие детей было

содержательным и не сводилось к взаимным обвинениям, у собеседников

должны быть сформированы коммуникативные умения.

Список используемой литературы

1.

Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:

книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011

2.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.

В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009



В раздел образования