Автор: Гойман Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: горд Братск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №34 г. Братск
Иркутской области
Гойман Людмила Викторовна
Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
УМК «Школа России» соответствует стандартам нового поколения и
способствует повышению качества образования.
Основная идея УМК – это развитие каждого ребёнка на основе педагогической
поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли
обучающего.
Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная
проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для
общества в целом. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои
профессиональные и личные планы. Здесь он получает поддержку и
сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.
Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой
пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает тревогу, его
реальный ответ будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно,
ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую
учебную деятельность.
От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации
ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если
он легко находит общий язык с одноклассниками, то он испытывает
психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с
окружающими ,сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта. Может
спровоцировать агрессию.
Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном
процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия
его будущей жизни.
УМК «Школа России» способствует формированию коммуникативной
компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы
учителя, учатся сами задавать вопросы, находят недостающую информацию. Во
время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий,
распределение ролей, контроль и оценку.
Освоение школьниками жанров письменного общения идёт на уроках русского
языка с использованием специально подобранной системы упражнений и
проработанной методики.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:
1.
Компетентность учителя. В традиционной школе70-75% учебного
времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к
незаинтересованной работе учащихся.
В УМК «Школа России» каждый урок начинается с постановки проблемы.
Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку
применить свою точку зрения, своё мнение к одной из них. Дети учатся
доказывать правильность собственного мнения.
Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция,
они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать
или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети
закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники нацеливают детей на работу в паре, сравнить свою работу с работой
одноклассника, обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках
существуют условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется.
Парная и групповая работа способствует формированию нравственных основ
личности. Она учит налаживать контакт, планировать общую работу,
распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему,
осваивать умения устного общения – излагать свою точку зрения, уважительно
выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять
взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и
коммуникативная компетенции.
Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы
доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить
некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
отсутствие результата – тоже результат;
2.
Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться
общению общаясь».Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в
рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке.
3.
Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику
ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку
зрения на вопросы. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное
большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я
думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...».
Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо
продуманная система может дать положительные результаты.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая полный ответ;
- задавать вопросы,
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими людьми.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного
сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог,
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс,
требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.
За четыре года
ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают
ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи
– это те ситуации, с которыми ребёнок постоянно встречается в жизни.
Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться
переживаниями, но и сопереживать.
Для формирования и развития коммуникативных способностей младших
школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые
игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Такая
работа уменьшает дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы
общения друг с другом. Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы
на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому
что реализует их стремление к совместному поиску; позволяет совершать
действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку. В
группе совместно работающих детей первые познавательные вопросы к
учителю рождаются в условиях необходимости договориться о чём-то, иногда
таким толчком становится спор между детьми, предлагающими разные способы
решения общей задачи. Однако чтобы взаимодействие детей было
содержательным и не сводилось к взаимным обвинениям, у собеседников
должны быть сформированы коммуникативные умения.
Список используемой литературы
1.
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:
книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011
2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009