Напоминание

"Метод проектов и его применение в образовательной практике"


Автор: Мищенко Марина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Лицей №5"
Населённый пункт: Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов и его применение в образовательной практике"
Раздел: среднее образование





Назад




1

«Метод проектов и его применение в образовательной

практике»

Автор статьи: Мищенко Марина Николаевна

Введение. Актуальность выбранной темы

В современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования к умению

выпускников работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с

точек зрения различных наук, образование сталкивается с необходимостью поиска новой формы

учебной деятельности.

Чтобы развить у ребенка потребность и способность искать новое, чтобы научить его видеть

проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать

умозаключения и выводы, надо обязательно включать в школьную программу такие методы

обучения, которые:

-

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в

учении;

-

развивали бы в первую очередь обще учебные умения и навыки: исследовательские,

рефлексивные;

-

формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в

практической деятельности;

-

были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Необходим подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной

поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению.

Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

Проектная деятельность на уроке технологии направлена на сотрудничество педагога и

учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе

непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-

значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности, их

самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный,

парный, групповой, коллективный.

2

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при

правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и

личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Преимущества метода проекта перед другими педагогическими

технологиями

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с

одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний,

умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" -

вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны

быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее

решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности

школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической

проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-

урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации

познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования

определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических

знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание

тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой

деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей,

наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи ,

утверждающим следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а

полноценная жизнь». Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях,

которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку

сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и

3

обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте

ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с

учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение

какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных

методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,

технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и

осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое

планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы. Результаты,

выполненных проектов, должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными. Если это

теоретическая проблема, то - конкретное ее решение, если практическая - конкретный

практический результат, готовый к применению. Метод проектов, с одной стороны – это система

обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию

личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

С другой стороны, метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя

множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой,

исследовательской и аналитической деятельности учеников.

Преимущества этого метода перед другими педагогическими технологиями это:

высокая активность учеников, энтузиазм в работе;

самостоятельная познавательная деятельность учеников;

заинтересованность детей;

связь с реальной жизнью;

научная пытливость;

самостоятельная ценность реализованных проектов;

глубина и объем полученных знаний не сравним со стандартными методами;

устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

-

проект должен быть посильным для выполнения;

-

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать

соответствующую библиотеку, медиатеку)

-

вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

-

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы,

плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает

4

соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь

учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную

работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем

проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в

выполнение проекта);

-

обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Роль учителя при выполнении проекта

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя,

его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к

технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно

изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя

готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской

деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю

приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на

разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе

проектирования это роль независимого консультанта.

Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:

• создать мотивацию;

• создать образовательную среду;

• определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

• уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений;

• представлять возможные ситуаций для осмысления проблемы исследования;

• организовать работу (в малых группах, индивидуально);

• владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения

гипотез, аргументирования выводов и т.п.;

• консультировать (по методу убывающих подсказок);

• иметь критерии объективной оценки.

Руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом

творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть

генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя

базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди

5

оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их

сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом

широкого профиля. Проектные задания предполагают большой объём работы для учителя,

которому приходиться сталкиваться с определенными сложностями:

Учитель должен владеть психолого-педагогическими приемами организации работы;

Индивидуально-ориентированная система организации работы;

Большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.

Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над

проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более

длительного времени. Несмотря на политику «невмешательства» в выполнение проектов, учитель

должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо

действительно новое, что они не знают, но хотят узнать.

При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей

в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для

самостоятельной деятельности и творческой активности. Чтобы это сделать, существуют

заложенные в методе проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое

практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно

для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность,

так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие

в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать,

но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы,

учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают

личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и

сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая

волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая

заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом,

мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями

возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной

работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих

6

достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он

лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Несмотря на определенные сложности, с которыми сталкивается педагог

используя проектную технологию, метод проектов способствует:

* росту компетентности учителя;

* повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности;

* росту уровня профессиональных навыков и умений;

* творческому росту педагога.

Трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо

исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания

из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка – «задача-результат»;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности:

– возрастает нагрузка на учителя;

– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические

накладки);

– психологические коммуникативные проблемы;

– проблема субъективной оценки.

Проектная деятельность в моей работе

Известно, что основной критерий для ученика выражается словами

"интересно”—"неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами

увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства,

7

волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира,

раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

В работе над проектами я руководствуюсь следующими принципами:

В творческую и исследовательскую работу вовлекать всех учащихся;

При составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности

учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму;

Стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом.

Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического

завершения;

Научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых во время проектной

деятельности, в своей собственной жизни.

Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при

выполнении проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования.

Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно,

ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и

творческие, прикладные. Учителю надо отслеживать, чтобы выбор был обоснованным, не

случайным, а продуманным. Важно, чтобы продукт проектной деятельности, был

бы адекватен возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то

композиция, выполненная своими руками, и т. п.

Окончательный выбор темы проекта, я считаю, должен оставаться за учителем. Темы детских

проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним

областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в

самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и

находиться в зоне их ближайшего развития.

Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, я стараюсь максимально точно

подобрать тему и определять уровень сложности проекта для каждого ученика или группы. Это

проекты разных типов – исследовательские, творческие, информационные. Темы работ учащихся

5-х классов выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта

или исследования находиться в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне

ближайшего развития. Проекты учащихся 5-х классов:

«Кокошник – забытая корона русских красавиц»,

«Что такое Новый год?»,

«Семейные традиции»,

Хлеб – всему голова»

«Швейная машинка на Руси – от истоков до ваших дней» и др.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения

коммуникативных навыков. Здесь темы проектных или исследовательских работ выбираются из

любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы —

близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и

8

личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически

значимым. Проекты учащихся 8-х классов:

«Пасхальная салфетка – менажница»,

«Омияги»,

«Каблуки и каблучки»,

«Макияж дневной и вечерний»,

«Страсбургский пирог»,

«Развивающая игрушка»,

«История персонажа Харли Квинн» и др.

Правильно выбранная тема проекта позволяет мне вырабатывать у учащихся следующие

навыки:

- творческой активности в соответствии со своими интересами;

- планирования своей работы с определением сроков выполнения;

- проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;

- подбора литературы по данной тематике;

- грамотного оформления работы;

- защиты работы.

Я считаю, что должен соблюдаться принцип добровольности участия детей в проектной

деятельности. Каждый ребёнок имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах;

- выйти в любой момент из любого проекта;

- в любой момент начать свой, новый проект.

Чтобы результат работы над проектом был успешным, необходима прочная связь «ученик-

учитель»:

ученик определяет цель деятельности, учитель помогает определить цель деятельности;

ученик открывает новые знания, учитель рекомендует источники получения

информации;

ученик экспериментирует, учитель раскрывает возможные формы работы;

ученик выбирает пути решения, учитель способствует прогнозированию результатов;

ученик активен, учитель создаёт условия для активности школьника;

ученик - субъект обучения, учитель - партнер ученика;

ученик несёт ответственность за свою деятельность, учитель помогает оценить

полученный результат, выявить недостатки.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение

гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям

соизмерять их желания и возможности.

Сейчас «Проектная деятельность и технология» — самое популярное направление в

образовании. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой

9

профессиональной деятельности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а

вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным

опытом

Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как

педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу

инженерного проектирования.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение

потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому, в процессе

разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся должны научиться исследовать

потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать

критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект. Изготовленное изделие

является неотъемлемой частью проекта по технологии и отражает соответствие конструкции и

технологии изготовления, описанным в пояснительной записке, а также совершенство модели

технологической деятельности учащегося.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности

проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность.

Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в

разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания,

силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес

и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся

деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит

личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к

самостоятельной деятельности в будущем.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь

самими детьми. Мной даются небольшие методические рекомендации и инструкции, где

указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования к

качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы

учителя. Результативность же определяется достигнутыми успехами учащихся. Для учителя очень

ценен результат проектной деятельности его учеников. С гордостью могу сказать об успехах своих

учеников.

Проекты «Игрушки русских императоров», « «Йогурты: чего в них больше – пользы или

вреда?», «Крейзи вул – безумная нить», «Вред сладких газированных напитков: миф или

реальность?», «Подушка под ушко» стали победителями в Муниципальном конкурсе научно-

исследовательских и творческих проектов «Шаг в науку» по технологии.

10

Проекты «Школьная форма – за или против», «Фаст фуд – еда или еда?»,

«Игрушка - взгляд в будущее», «Школьные косички – за и против» стали дипломантами и

лауреатами Общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся

«Портфолио ученика».

В современном мире востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в

жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Исходя из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что использование в своей работе проектной

технологии, помогает мне воспитывать учеников в этом направлении.

Школьники о проектной деятельности

По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:

- младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе

работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями »;

- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов

отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с

небольшой помощью руководителя;

- 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап; 32% — этап обработки

собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% —презентацию;

- по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и

способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить

следующий проект качественнее.

После защиты проектов я провожу анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить - чему удалось

им научиться в ходе работы над проектом?

Чаще всего они дают следующие ответы:

- «анализировать собственные действия»;

- «презентовать результаты своего труда»;

- «доделывать все до конца»;

- «достигать поставленной цели»;

- «поверить в себя».

Анализируя ответы учеников, я делаю следующие выводы:

В процессе выполнения проекта у школьников формируется большое количество умений и

навыков;

Они приобретают умение самостоятельно искать недостающую информацию в

информационном поле, привлекать знания из различных областей, находить несколько

вариантов решения проблемы, выдвигать гипотез, устанавливать причинно-следственные

связи;

11

Учащиеся научились анализировать собственную деятельность, вступать в диалог, задавать

вопросы, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;

Они приобрели презентационные умения и навыки, научились использовать различные

средства наглядности при выступлении.

Хочу сказать, что систематичное и последовательное применение проектной деятельности

способствует не только формированию личностных качеств учащихся, но и повышению качества

знаний.

Заключение

Подводя итоги по теме, могу сказать, что результатом проектной деятельности учеников под

руководством учителя являются новые знания.

В процессе проектной деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие

черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает

определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками

обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в

сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из

эффективнейших новых методов развития коммуникативных навыков на уроке технологии, а

использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение

разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать

привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их

самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все

профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его

профессиональной компетентности.

Через проекты ребёнок познаёт различные стороны окружающей действительности, учится

лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий,

находить в окружающей жизни её прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает

стремление создать что-то своё, новое, творить и преобразовывать окружающую

действительность.

Говоря о методе проектов в целом, о его значении с философской точки зрения, можно

привести представление американского философа Маргарет Мид о трех типах культуры:

· постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;

· конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;

· префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей .

12

Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный период, как надеялась

М.Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов – это технология, которая позволяет объединить

все три типа культуры



В раздел образования